Скифы oтнoсились к aрxaичeским нaрoдaм с aрxaичeским типoм мышлeния, глaвнoй чeртoй кoтoрoгo являлaсь мифoлoгизaция унивeрсумa. Этo oбстoятeльствo дeлaeт вoзмoжным пoиски идeoлoгичeскиx истoкoв пoxoрoннo-пoминaльнoй oбряднoсти и прeдстaвлeний прeдкoв oсeтин o мeстe живoгo и умeршeгo чeлoвeкa в рeaльнoм и мифoлoгичeскoм мирe, o eгo сoстoянии пoслe смерти, о способах и путях достижения загробного мира в их мифологической концепции.
Как известно, брак нарта Сослана был обусловлен трудной задачей – достать листья растущего в Стране мертвых дерева Аза. Вернувшись из потустороннего мира, Сослан на четырех углах замка посадил листья Аза-дерева.
В «Глоссарии» к «Нартам» Т. А. Хамицаева поясняет: «Аза-лист, лист Аза, лист Азаевого дерева, Азаев лист (в эпосе) – лист чудесного дерева, которое находилось в Стране мертвых». В кратком словаре «Этнография и мифология осетин» А. Б. Дзадзиева, Х. В. Дзуцева и С. М. Караева более пространное определение: «Аза-дерево – в осетинских нартовских сказаниях волшебное дерево, листья которого обладают целебными свойствами. Растет только в Стране мертвых…». Дерево Аза связано со спецификой древнеосетинского представления о сакральном. Ю. С. Гаглойти пишет, что «…память о каких-то растениях, игравших важную роль в религиозных представлениях древних индоиранцев, должна была оставить хоть какой-то след в языке или эпосе современных осетин». Наши поиски Аза-бёлас привели к вполне реальному растению – Азадирахте индийской, представителю богатейшей флоры стран Юго-Восточной Азии.
Азадирахта индийская – Azadiráchta indica A. Juss, от персидского azaddirakt – благородное священное дерево, или Аза-дерево, Аза- Аза-бæлас. Сложное слово, в котором второй компонент от персидского diraxt «дерево», из древнеиран. *draxta- «крепкостоящий», среднеиран. draxt «дерево». Это листопадное дерево, высотой 12–18 м с раскидистой кроной из семейства «мелиевые» (Meliaceаe). Листья трижды перисто-сложные, 25–80 см длиной. Цветки лиловые, в кистях, с медовым запахом. Плоды некрупные, округлые, желтого цвета, ядовитые.
Азадирахта, или маргоза, или ним, широко культивируется как парковое дерево в субтропических и тропических странах и Центральной Азии.
Каждая часть растения обладает выраженными целебными свойствами, поэтому оно с древнейших времен использовалось Аюрведой для профилактики и комплексного лечения целого ряда острых и хронических заболеваний.
Азадирахта индийская, маргоза, или дерево Аза, имела мифологический образ, который, как и его культ, индоиранского происхождения. К примеру, в круге ритуалов поклонения тамильскому богу Муругану, связанному с растительностью, с почитанием огня, солнца, по Мифологическому словарю, прохладные гирлянды и венки цветов маргозы символически выражают идею контроля над его сакральной энергией.
Предки осетин верили в то, что огонь обладает очистительным и омолаживающим действием.
Его семантика лежит в основе подавляющего большинства слов человеческого языка, таких, как небо, Бог, сила, жизнь, смерть, море, гора, большой, змея, дерево, колдовство, изменения, таинства, корова, бык и мн. др., а нарт Сослан и есть солнечное божество, колдун, чародей, шаман …
С жаром связаны болезнь, страдание, всякая нечистота. Введение энергии – жара – в определенные, поддающиеся контролю, рамки способствует выздоровлению, снятию боли, очищению и пр. Обожествленный шаман, каким отчасти является Сослан, в соответствии со своей амбивалентной природой может быть опасен и страшен своей, хоть и благодатной (солнечное умирающее и воскрешающее божество, дарователь земных благ и телесного бессмертия), силой: ведь, как отмечает В. И. Абаев, «…не каждая черта, не каждый подвиг Сослана носят солнечный характер». Не имеющая сдерживающих рамок, лишенная контроля, энергия его может принести гибель и разрушение.
Сослан в нартовских сказаниях выступает в роли первоучителя врачевания, колдовства, первого шамана – его путешествие в царство мертвых и, особенно, его жизнь под землей и есть, на наш взгляд, «шаманское» посвящение. Аза – «дерево всех исцелений» – как место обитания божеств и духов, а значит, место концентрации сакральной энергии в них, делающей их объектом религиозного культа, в силу своей энергетики, «охлаждая», приводит в состояние нормы сакральную энергию нарта Сослана с целью получения блага: урожая, дождя, избавления от эпидемий, изобилия. Поскольку Сослан носитель этой энергии, то он воплощает собой и энергию природы и связан с возрождением её производительных сил.
Башня, построенная Сосланом для Ацырухс, сочетает вертикальную трехчленную схему (верхний, средний и нижний миры) с четырехчленной горизонтальной (четыре угла – четыре стороны света, четыре сезона). Четырехугольная форма характерна для древнейших ритуальных сооружений многих индоевропейских народов, функционально тождественных Мировому дереву. В основе – идея общения с верхним миром посредством вертикального дерева, столба или шеста, мировой оси. Азадирахта, или маргоза – представляется как символ долголетия, как воплощение особого жизненного удовольствия от бессмертия, но оно также ассоциируется с трансцендентными силами, являясь священным «деревом» колдуна Сослана.
«Старые мифологические зерна» (В. И. Абаев) нартовского эпоса сохранили память о «первоначальной» территории обитания его создавших, память об их прародине. Народные верования продолжают существовать иногда и долгое время после того, как породившие их причины перестают функционировать.