Вeстник СOГУ, 2015 №1 Oб oднoй фaльсификaции aлaнскoй истoрии.Чибирoв Л.A.
……………………………………………………………………………..
2014г.Чибирoв Людвиг Aлeксeeвич–дoктoр истoричeскиx нaук, прoфeссoр, зaв oтдeлoм этнoлoгии СOИГСИ им. В.И.Aбaeвa …………………………………………………………………………………………..
Тeрритoрия, нынe зaнимaeмaя кaрaчaeвцaми и бaлкaрцaми с eгo истoричeскими пaмятникaми дo X111 в. принaдлeжaлa ирaнoязычным aлaнaм. Пoслe тaтaрo-мoнгoльскoгo нaшeствия нa этoй тeрритoрии пoявились кипчaки-пoлoвцы, кoтoрыe смeшaлись с oстaвшeйся нa рoдинe чaстью aлaн. Xoтя aлaнский субстрaт и присутствoвaл, нo oснoвным и рeшaющим кoмпoнeнтoм в прoцeссe фoрмирoвaния нoвoй нaрoднoсти–кaрaчaeвцeв и бaлкaрцeв–был тюркский, кипчaкo-пoлoвeцкий, a нe aлaнский (В.Кузнeцoв) .
On the falsification in History of Alans.
Сhibirov L.A.
2014. Сhibirov Ludvig Alekseevich – Doctor of Historical Science, professor, Head of the Department of Ethnology in V. Abaev SOIGSI (North Ossetian Institute of Humanities and Social Studies) …………………………………………………………………………………………..
The territory now possessed by the Karachai and the Balkars with its historical monuments until XIII century belonged to Iranian-speaking Alans. After the Tataro-Mongols invaded the territory there appeared the Cuman – Kipchaks, who mixed up with the rest of Alans, left in their homeland. Although Alan substratum is presented there, yet the basic and crucial component in creation process of the new nationality of the Karachai and the Balkars was Turkic, Cuman-Kipchak, but not Alan (V. Kuznetsov).
Key words: Lower Arkhyz. Alans. Tatar-Mongols. Cuman-Kipchaks. Ethnogeny. International relations.
Сдaнo в рeдaкцию 12.1.2015 г.
Лeтoм тeкущeгo гoдa, oтдыxaя в Кислoвoдскe, я пoсeтил с экскурсaнтaми oдну из дoстoпримeчaтeльнoстeй Кaрчaeвo-Чeркeсии: Зeлeнчукскую рaдиoaстрoнoмичeскую oбсeрвaтoрию в Aрxызскoм ущeльe. У вxoдa в стoлицу дрeвнeй Зaпaднoй Aлaнии экскурсaнты увидeли мeмoриaльный кaмeнь, нa кoтoрoм были вывeдeны слoвa: «Сoздaтeлям вeликoй aлaнскoй культуры. Oт блaгoдaрныx пoтoмкoв кaрaчaeвцeв и бaлкaрцeв». (фoтo 1)
Я oчeнь пoдивился увидeннoму, У мeня стaли вoзникaть вoпрoсы. Вo-пeрвыx, кудa жe пoдeвaлись пoлoвцы–пoдлинныe прeдки кaрaчaeвцeв и бaлкaрцeв, и вo-втoрыx, пo кaкoму прaву имя oсeтин–нeпoсрeдствeнныx нaслeдникoв «вeликoй aлaнскoй культуры», вычeркивaeтся из рoднoй истoрии. Вeдь нe знaчит жe тo, чтo рaз сeгoдня пoсeлeниe Н.Aрxыз нaxoдится нa тeрритoрии Кaрaчaeвo-Чeркeсии, тo и инициaтoры устaнoвки пaмятникa дoлжны рeшaть, чтo вся прoшлaя истoрия крaя тaкжe aвтoмaтичeски дoлжнa aссoциирoвaться с кaрaчaeвцaми и бaлкaрцaми. Этo oбстoятeльствo зaстaвилa мeня внoвь нaпoмнить нeкoтoрыe мoмeнты нaшeгo прoшлoгo, прoлистaть зaнoвo истoрию наших народов. О чем же в ней говорится?
Начнем с осетин. Ираноязычные аланы, непосредственными потомками которых академическая наука считает говорящих на их языке осетин, приняли участие в этногенезе почти всех автохтонных народов Северного Кавказа: адыгов, абхазцев. вайнахов, народов Дагестана. Однако после осетин, наибольшая доза аланской крови течет в жилах тюркоязычных карачаевцев и балкарцев, что обязывает постоянно помнить об этом и поддерживать нормальный дружественный настрой во взаимоотношениях наших народов.
Будучи потомками ираноязычных скифо-сарматских племен, аланы появились на исторической арене (на Кавказе) в 1 в. н.э. и в течение своей 14 вековой истории были известным народом, оставив после себя заметный след. В 1У в. аланы сразились с гуннами, потерпели поражение, вследствие чего часть их ушла на запад Европы. В результате постепенной стабилизации обстановки оставшиеся на Северном Кавказе аланы в Х-Х11 вв. создали свое раннефеодальное государство (царство) на Центральном Предкавказье, Вот что представляла собой Алания тех времен: «До монгольского нашествия (Х111 в.) на территории Карачая и Балкарии жили аланы. Это был многочисленный народ, заселявший значительное пространство степей Северного Кавказа и горной полосы, от нынешней Чечни до верховьев р. Лабы в Краснодарском крае. Источники того времени знают алан также на севере Дагестана, на Дону, на юге Украины, в Крыму и в Средней Азии. Аланские отряды проникали в Иран, Армению, на Балканы, в Венгрию, в Западную Европу до Испании включительно и даже в Северную Африку» (1:56). В период могущества Алании в нее входили местные кавказские племена, на которых распространилось их имя, что вовсе не говорит о том, что самих алан как этническое образование не существовало. О географическом расположении Алании в Х- Х111 вв. в Центральном Предкавказье свидетельствует и прилагаемая историческая карта Северного Кавказа Х-Х111 вв., взятая из книги «Этническая история Северного Кавказа известного советского ученого-историка А.Гадло (20).
До Х111в. в Алании распространилось христианство, появилась своя письменность на основе греческой графики; государство поддерживало контакты с Византией, Русью, Грузией, играло крупную роль в международных делах.
Об этногенезе карачаевцев и балкарцев существует объемная литература. Среди множество взглядов об их происхождении, впрочем, не нашедших сторонников в науке, озвучивались такие, как гуннская, чешская, татаро-ногайская, туркменская, славянская, кабардинская, хазарская, аланская, угрская, зихская и др. (2:11; 1:.61-62). Такие ученые как Е.И.Крупнов, Е.П.Алексеева, В.П. Алексеев, И.В.Тресков считают, что карачаевцы и балкарцы произошли от кавказских аборигенов (носителей кобанской культуры), смешавшиеся с аланами, булгарами и половцами. К такому заключению пришли и участники специальной научной сессии о происхождении балкарцев и карачаевцев в Нальчике в 1959 г. (1:310).
Каковы же народные представления по данному вопросу? Согласно фольклорным данным записанными в свое время В.Миллером и М.Ковалевским, Б.Далгат, Н. Иванниковым, Н.Карауловым, Л.Лавровым и др. предки балкарцев и карачаевцев переселились на нынешнюю территорию (верховья Кубани) из северокавказских степей и живут уже 14 поколений, что в переводе на столетия выходит как раз таки к Х111 в. Информаторы отмечали, что первопереселенцы нашли здесь следы проживания другого народа (см.: 3:142-144).
Как видим, народные представления о генезисе карачаевцев и балкарцев совпадают с научными выводами. Согласно Советской исторической энциклопедии «Карачаево-балкарская народность сложилась на рубеже 13-14 вв. из местных горских племен, живущих здесь с эпохи бронзы, а также алан, болгар и кипчаков» (4:230). Обратимся и к «История Кабардино-Балкарской АССР»: «Формирование карачаево-балкарского народа произошло после распада аланского союза племен, завершившийся к Х111 в.» (5:79) и при этом они образовались в результате смешения древних северокавказских племен с пришлыми ираноязычными (аланами) и тюркоязычными (болгарами и кипчаками) (5:72). Происхождения карачаевцев и балкарцев от половцев с последующим смешением с аланами поддерживают А.Дьячков-Тарасов, А. Лайпанов, А.Самойлов, Г. Мерцхабер. Это мнение аргументировано поддерживает самый крупный специалист по истории карачаево-балкарского народа, этнолог–кавказовед Л.И.Лавров. Более трех десятилетий ученый интенсивно исследовал означенную проблему. Среди множества его трудов по данной проблеме, капитальная работа –«Карачай и Балкария до 30-х годов ХХ в» –занимает особое место. Один из разделов книги посвящен подробному анализу проблемы этногенеза карачаевцев и балкарцев. Никто из других исследователей так основательно и с такой научной добросовестностью не обосновал свою точку зрения по этногенезу карачаевцев и балкарцев, чем это было сделано Леонидом Ильичем Лавровым (1).
Что нам известно из прошлой истории карачаевцев и балкарцев? Согласно историческим данным их непосредственными предками были тюркоязычные половцы, которые первоначально обитали в Средней Азии и Казахстане. В Х в. половцы (они же кипчаки) поселились на Северном Кавказе и до Х111 вв. вместе с родственными им куманами занимали степные пространства Северного Кавказа, что четко отражено на прилагаемой исторической карте. Их отношения с Аланским царством строились на принципах добрососедства; никакой значимой этнической миграции на территорию Западной Алании история не зафиксировала. Л.И. Лавров категорично заявляет: «Так как Балкарией и значительной частью Карачая до Х111 в. прочно владели аланы, то нельзя относить появление здесь карачаевцев и балкарцев до Х111 в.» (1:76).
Такова была расстановка политических сил, а также взаимоотношения двух крупнейших этнических группировок на относительно спокойном Северном Кавказе до начала татаро-монгольского нашествия. Все что в дальнейшем произошло между предками осетин и карачаево-балкарцев, было связано с вторжением татаро-монгол..
Перед нападением татаро-монгол на алан(1222), последние договорились со своими соседями половцами о союзе против общего врага. Согласно летописи Ибн-аль-Асира, когда после первой стычки объединенных сил алан и половцев против татаро-монгол исход стал ничейным, последние направили половцам посланцев, с предложением: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших; так что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас, а принесем вам денег и одежды сколько хотите: оставьте нас с ними». Кипчаки поверили татарам и оставили алан одних. Автор описывает и последовавшие события: Тогда татары напали на алан, произвели между ними избиение, бесчинствовали, грабили, забрали пленных». Затем, татарские войска, нарушив заключенный с кипчаками мир, вторглись в их пределы. «Тут стали они (татары)–продолжает летопись Ибн-аль-Асира,–нападать на них раз за разом и отобрали у кипчаков вдвое больше против того, что им отдали. Услышав эту весть, жившие вдали кипчаки бежали без боя и удалились; одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну русских (6:25).
Вышеприведенное свидетельство средневекового автора, современника события, нас интересует и потому, что оно является неопровержимым свидетельством того, что в основе своей аланы и половцы были этносами не из одного генетического корня.(«мы и вы не одного племени, а аланы нам чужие»).
После первого вооруженного столкновения сторон, события развивались следующим образом. Половцы, разбитые татарами и нашедшие убежище у разбитых же татарами алан, очевидно, не имели ни сил, ни необходимости вытеснить хозяев на нынешней территории Балкарии и Карачая. При этом, продолжает он, это произошло не до и не после монгольского нашествия, а во время его (7:67; 1:72). Именно с этого времени началась совместная история алан и половцев на территории Западной Алании.
В результате смешения алан и половцев сформировалась новая народность –балкарцы и карачаевцы –которая, согласно исследованиям В.И.Абаева «оформилась на аланском субстрате, аланский субстрат–это не догадка, не предположение, это не гипотеза, это прочно установленный научный факт»(8:133).
Трудно судить о численной пропорции смешавшихся племен. Однако судя по огромному аланскому (осетинскому) следу в языке, топонимике, материальной и духовной культуре, религиозных верованиях карачаевцев и балкарцев, далеко не все аланы Западной Алании(т.е. нынешней территории Карачая и Балкарии) покинули свою родину после поражения от татаро-монгол.
Между тем, являясь народом тюркоязычным, в языке и культуре карачаевцев и балкарцев ярко проявляются алано-осетинские следы. Осетинских элементов в языке, фольклоре, топонимике, религиозных верованиях карачаевцев и балкарцев довольно много. Как установлено Л.Лавровым до сих пор многие вершины, перевалы, урочища и речки в горах носят аланские (древнеосетинские) названия(1:59). Подтверждает сказанное и множество других исторических источников.
В верховьях Кубани В.Миллер, В.Кузнецов А.Гадло обнаружили немало примеров иранской топонимии, объяснимой с позиции осетинского(дигорского) языка: кам, дан, Рохскау, сурх, хурзух, Вадан, Кардан и др.(3:116-118; 19). Массу топонимов осетинского происхождения из Балкарии, опубликован К.Ганом(9:1-64). Еще раньше, в 40-х годах Х1Х в. Ш. Ногмов в книге «История адыхейского народа» в перечне племен, плативших дан кабардинским феодалам, наряду с ингушами, назрановцами, карабулаками, тагаурскими осетинами, дигорцами, балкарцами, чеченцами, хуламцами называет и карачаевцев-осетин и уруспиевских осетин, т.е. балкарцев (10:160). После Ногмова, спустя четыре десятилетия, научную поездку в горские общества Кабарды совершили В.Миллер и М.Ковалевский. Обнаружив в языке карачаевцев и балкар осетинские слова, они окрестили их «отатарившими» осетинами(11:562-568).В другой своей работе В.Миллер писал: «Балкарцы принадлежат к тюркскому племени по языку и происхождению. Область занятая ими, неизвестно когда, принадлежала осетинам. Об этом свидетельствуют многочисленные осетинские топонимические названия, а также осетинское название балкарцев аси, асиаг»(12:162).
После того, как карачаевцы и балкарцы сформировались как народность, их соседи-сваны и рачинцы, продолжали называть прежним именем(оси, овсни) (1:190. О том, что территория Карачая до появления карачаевцев была заселена предками осов, писал Г.Чурсин (14:16). Что долину Архыза в эпоху создания надписи (Зеленчукской,т.е.Х1-Х11вв-Л.Ч.) населяли осетины писал выдающийся американский лингвист Л.Згуста (15). В 1929-1931 гг. прошлого века В.И.Абаев, в составе лингвистической экспедиции АН СССР, работал в верховьях Кубани, Баксана и Черека имея перед собой задачи: обследование языковых и культурных отношений татарских племен к осетинам. В результате полевых изысканий оказалось, что «число общих слов у осетинского с балкаро-карачаевским (не считая заведомо общетюркских элементов, проникших в осетинский быт может от других тюркских народов) достигает двухсот»(8:276). При этом, как отметил ученый, это цифра не исчерпывает материал (16:130).
Обращает на себя внимание и следующее: больше всего этнографических совпадении у карачаевцев и балкарцев не с нынешними соседями–адыгами, а с осетинами, далеко от них живущими. И это свидетельство того что некогда они состояли в более тесном общении между собою, чем теперь. Такое сильное влияние алан на язык и культуру пришельцев Л.Лавров объясняет следующими обстоятельствами: «Не исключено, что аланское население в горах сохранилось еще долго после того, как на плоскости во вт. пол. Х111 в. оно уступило место кабардинцам. Не исключено также то, что аланское население гор не было вытеснено пришедшими на территорию новыми предками карачаевцев и балкарцев, а ассимилировалось, смещались друг с другом. …. И далее: «О сильном влиянии субстратного населения свидетельствует и то, что карачаевцев и балкарцев их соседи называли — «осетины», или «валаны»т.е. соседи продолжили рассматривать позднейшее население Карачая и Балкарии, как потомков прежнего аланского населения»(1:77). Как писал один из ведущих докладчиков на сессии по этногенезу карачаевцев и балкарцев Т.Х.Кумыков, «В источниках вплоть до Х1Х в. территория занимаемая балкарцами именуют Аланией. Так по инерции карачаевцы и балкарцы используют обращение «алан» до сих пор. Эти факты интересны и заслуживают соответствующего анализа. Довольно часто можно встретить в русских документах того времени примеры того, как балкарцы и карачаевцы называются осетинами (17:31). Не исключено, что аланское население в горах сохранилось еще долго после того, как на плоскости во вт. пол. Х111 в. оно уступило место кабардинцам. Карачаевцы и балкарцы, пришедшие на территорию населенную аланами, не вытеснили их, а смешались друг с другом. На основе анализа степени распространения насыщенных «осетизмов», В.И.Абаев пришел к выводу, что эти заимствования из осетинского не из современного осетинского языка, а является наследием старого алано-тюркского смещения, происходившего на территории всех ущелий от Терека до верхней Кубани(8 :283).Родство балкарцев и карачаевцев с осетинами довольно основательно проиллюстрировал известный этнограф-кавказовед Б.А.Калоевбазируясь на полевом этнографическом материале (18:79-91). По данным на начало 70-х г. Х1Х века численность балкарцев и карачаевцев не превышало 20 тыс. человек.(1:72). По другим данным на начало ХХ в их насчитывалось всего 15 тыс. человек(3:142).
Более 40 лет исследованием исторической территории верховьев Кубани занимается один из самых авторитетных археологов и специалиста по древней истории Северного Кавказ В.А.Кузнецов. В своей новой книге «Аланы и Кавказ. Осетинская эпопея обретение родины», он дает квалифицированный ответ сторонникам тюркского этноцентризма, этногенетического мифа о якобы тюркоязычности алан, карачаево-балкарским аланоманам: «Основной и решающий компонент в данном процессе (этногенеза карачаевцев и балкарцев-Л.Ч.)-– тюркский, кипчако-половецкий, но не аланский. Следовательно, утверждать, что балкарцы и карачаевцы являются аланами и экстраполировать «Аланское наследие» и историю Западной Алании на себя–неправомерно. Балкаро-карачаевцы имеют отношение к аланам и аланской проблеме как субстрат, но есть отношение вторичного порядка, лежащее в сфере влияний и заимствований. Первичной является тюркская, кипчако-половецкая основа» (3:145)
Таким образом, можно со всей уверенностью сказать, что на основе лингвистического, антропологического, археологического и этнографических данных до Х111 века на территории Балкарии и Карачая проживали аланы, говорившие на языке, близком к дигорскому диалекту осетинского языка. Несомненно одно: нынешние балкарцы и карачаевцы являются потомками тюркских предшественников (половцев), которые смешались с местным аланским населением(3:77), в результате чего сформировалась новая этническая общность–карачаевцы и балкарцы..
Между тем карачаевцы и балкарцы раньше не отказывались от своих тюркоязычных предков, живо ими интересовались, вполне законно гордились. Подтверждает сказанное позиция в этом вопросе самого известного представителя балкаро-карачаевского народа, великого поэта Кайсына Кулиева. Вот что он говорил в беседе со своим другом Левоном Мкртичяном. «Левон знаешь ли ты, что балкарцы–это те же половцы. Кипчак был великим полководцем. В «Слове…» о нем написано. Это не выдуманное лицо. Сохранилась грамматика половцев, составленная греками. У меня есть фотокопия рукописи. Эта грамматика современного балкарского языка. За столько веков никаких изменений в языке. Наш язык самый чистый из тюркских языков. О своих грозных предках Кайсын составил цикл стихов «Кипчак айы» (Половецкая луна). Он не случайно обратился к половцам, поэт гордился ими, не стесняясь называть их своими предками
Отвечайте мне предки, чем память жива
Где плоды ваших рук, торжество урожая
Мой предок закаленный в огне
Считая храбрость выше всяких правил.
Их кровь во мне, в моей судьбе и крови
В моих словах их жизни молоко
Лишь то в потомках оживает вновь
Что в предках утвердилось глубоко.
Может быть, в том танце непрестанном
Кружилась всех свободней и смелей
Красивой всех лицом своим и станов,
Прабабушка, прабабушки моей
Поэма была опубликована в журнале «Аврора» (1974). Здесь же слова К.Кулиева: «Это один из самых сложных моих циклов… Сложность заключается в том, что я обратился к своим предкам, к половцам».
Получается странная картина: предки великого сына балкарского народа –тюркоязычные половцы, а нынешних его соотечественников –ираноязычные аланы. Поэт гордился принадлежностью половцам, а нынешние его потомки, стало быть, отрекаются от них? Кому же верить — прославленному Кайсыну или современным аланоманам. Если бы Кайсын был жив, он бы немало подивился, тому факту, что по прихоти некоторых своих соплеменников из великого поэта балкарского народа, он перевоплотился в великого поэта аланского народа. Имя Кулиева достойно увековечено в нашей стране в названии улиц, площадей. В г.Анкара (Турция) имя Кайсына Кулиева носит городской парк, и вовсе не потому, что турки считают его аланским поэтом. .
Порой эта «гонка за великими предками» не поддается осмыслению. В чем смысл? Самые славные предки из нынешних этносов планеты у греков. И что из этого? Какими особыми льготами и преимуществами пользуются греки в сегодняшнем мире. Как терпят молодость своих нации, скажем, казахи и узбеки, которые как народ сформировались на столетие позже карачаевцев и балкарцев? И, вообще как можно так беспардонно отказываться от своих подлинных, достойных предков, которые ничем не скомпрометировали себя в прошлом и окрестить себя потомками другого народа, даже если частица его крови течет в твоих жилах.
Подобные метаморфозы с историей, мягко говоря, не импонируют и здравомыслящим членам нашего общества, независимо от их национальной принадлежности. Вот что мне удалось найти в сети: «Я никогда не понимал, почему карачаевцы предпочли аланам половцев. Имя половцев, кипчаков- ничуть не менее почетное и известное, чем имя аланов. В чем они увидели преимущества отказа от собственных великих предков ради попытки присвоить чужих–загадка для меня». Другой пользователь сети, пытаясь объяснить происходящее, пишет: «Сегодня карачай-балкарцам приходится в негласном противоборстве с адыго-черкесами доказывать свою архаичность, свое историческое право на территории, которые они сегодня населяют. Аланы в этом плане гораздо перспективнее, нежели половцы. Вот и весь секрет».
Разве в свете изложенного выше не выглядит кощунственно появление памятника аланам с подобной надписью?
В нескольких метрах от намеченного памятника сохранилась одна из каменных статуй, завершающая изображением головы воина(фото 2).. Придорожных каменных плит с крестами, а также менгиров и памятников войнам в Архызе и его окрестностях было достаточно много. При этом, судя по выбитыми на них изображениями крестов(фото 3), несомненно, их христианское происхождение; вероятно, они строились и ставились одновременно с храмами.
Рядом с сохранившимся менгиром с человеческим лицом, в землю вбита железная пластина с изображением лица статуи война. Желая привязать содержание надписи на пластине к статуе воина, на ней выведена следующая надпись: «Каменная статуя. Воин-тюрок. Памятник 8-12 вв. Восточный тип лица, короткий подбородок, прямой нос, большие глазницы. Наблюдается для алан и гуннов искусственная деформация черепа. Памятник культуры Средневековья». Таких статуй в Н. Архызе было достаточно.
Во-первых, выбитое на стеле изображение креста исключает иное другое происхождение ее, как христианское. Во-вторых, по мнению известного антрополога В.В.Бунака, на Кавказе, за исключением ногайцев и трухменов, в антропологическом типе не встречаются монголоидные элементы. Балкарцы и карачаевцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы и относятся к тюркоязычным европеоидам (5:74). Еще более категоричен другой не менее известный антрополог В.П.Алексеев: «Карачаевцы и балкарцы относятся к европеоидной большой расе и не имеют в своем составе никаких следов монголоидной примеси» (19:332). В действительности, присмотрев внимательно к лику война, вряд ли в ней можно прочесть черты монголоидной расы, для которой характерны: жесткие прямые волосы, темные глаза, разрез глаз, желтизна кожи. Одним словом есть основание для сомнения.
Таким образом, перед нами факты произвольного обращения с историей искажения исторической действительности, факты изощренного фантазирования
В заключении хотелось бы возвратиться к началу статьи. Будет ли способствовать памятник в Н.Архызе с проектируемой надписью укреплению традиционных дружественных связей между нашими народами? Больше чем убежден: он сведет на нет все усилия официальных властей и творческой интеллигенции по сближению наших народов; этот памятник посеет в сердце каждого осетина семена сомнения, с которым трудно будет потом расставаться. В итоге, вместо того чтобы использовать страницы нашей совместной истории для сближения наших народов, некоторые карачаево-балкарские коллеги вбивают клин в эти отношения, который приведет к разладу отношений навсегда, приведет к межнациональному напряжению. Вот этого как раз и следует нам избегать.
Литература
1.Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов Х1Х в. //Кавказский этнографический сборник.1У. М, 1969
2.О происхождении балкарцев и карачаевцев// Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 1959
3.Кузнецов В.А. Аланы и Кавказ. Осетинская эпопея обретения родины. Серия: Алано-Кавказская библиотека, Вл., 2014.
4.Советская историческая энциклопедия , т.7, М., 1965.
5.История Кабардино-Балкарской АССР, М., 1987
6.Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т.1, СПб, 1884)
7.Лавров Л.И. Дискуссионные вопросы этнической и политической истории карачаевцев и балкарцев //Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Института Этнографии АН СССР (Ленинградское отделение) за 1966 г., Л.,1967
8.Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор, М-Л., 1949
9.Ган К.Первый опыт разъяснений кавказских названий // СМОМПК, Тифл., 1909.Вып. 40
10.Ногмов Ш. История адыгейского народа, Нальчик,1994.
11.Миллер В.Ф Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы, СПб., 1884.Т.11
12.Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Часть 1-111. Вл.,1992(ротопринтное издание)
13.Дзидзигури Ш. В. Грузинский вариант нартского эпоса, Тб., 1971
14.Чурсин Г.Ф. Географические названия в Карачае //Бюллетень КИАИ, Л., 1929,№5
15.Згуста Л.Новые данные о Зеленчукской надписи // Памятники алано-осетинской письменности, Вл.,2013
16.Абаев В.И.Об аланском субстрате в балкаро-карачаевском языке // О происхождении балкарцев и карачаевцев… Нальчик, 1959
17.Кумыков Т.Х. Этногенез балкарского и карачаевского народов в исторической литературе //О происхождении балкарцев и карачаевцев… Нальчик, 1959
18. Калоев Б.А. Осетино-балкарские этнографические параллели // Калоев Б. А. Осетинские историко-этнографические этюды, М., 1999
19.Алексеев В.П. Некоторые проблемы происхождения балкарцев и карачаевцев в свете данных антропологии // О происхождении балкарцев и карачаевцев… Нальчик, 1959
20.Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа. Х-Х111вв.. Л., 1980