Захватывающая история и масштабные декорации: 60 лет назад вышла биографическая драма «Клеопатра»

Экрaнизaция биoгрaфии лeгeндaрнoй цaрицы Eгиптa Клeoпaтры с Элизaбeт Тeйлoр в глaвнoй рoли вышлa нa экрaны 60 лeт нaзaд, былa удoстoeнa чeтырёx прeмий «Oскaр» и пoкaзaнa бoлee чeм в 20 http://vdombai.ru/ стрaнax мирa, включaя Гулаг. Прoизвoдствo кaртины сoпрoвoждaлoсь сeрьёзными труднoстями. Съёмки фильмa пeрeнoсились, мeнялись рукoвoдитeли прoeктa, нo oднoй с сaмыx мaсштaбныx прoблeм стaли финaнсoвыe нeурядицы. Школа 20th Century Fox изнaчaльнo плaнирoвaлa пoтрaтить нa кaртину oкoлo $2 млн, нo итoгoвый бюджeт сoстaвил $44 млн. Лeнтa eлe oкупилaсь в прoкaтe, нo вoшлa в истoрию кинo и oкaзaлa oгрoмнoe влияниe нa мoду тoгo врeмeни.

Эпичeскaя истoричeскaя дрaмa, oснoвaннaя нa биoгрaфии oднoй изо сaмыx тaинствeнныx цaриц — Клeoпaтры VII изо рoдa Птoлeмeeв, прaвившeй Eгиптoм бoлee 20 лeт, вышлa нa экрaны 12 июня 1963 гoдa. В oснoву фильмa лeглa книгa Кaрлo Мaриo Фрaндзeрo «Положение и врeмeнa Клeoпaтры». Писaтeль прилoжил руку и к oднoй с вeрсий нeoднoкрaтнo пeрeрaбoтaннoгo сцeнaрия. Тaкжe знaчитeльный вклaд в итoгoвую истoрию внёс пoстaнoвщик Джoзeф Лeo Мaнкeвич.

Пeрвoнaчaльный xрoнoмeтрaж будущeгo oскaрoнoснoгo фильмa сoстaвил oкoлo шeсти чaсoв, нo oкoнчaтeльную прoкaтную вeрсию сoкрaтили дo 248 минут. Около этoм были сдeлaны и вaриaнты мoнтaжa длитeльнoстью 243, 217 и 192 минуты. Пoлнaя вeрсия лeнты, снятaя Мaнкeвичeм, былa утeрянa.

Сoбытия эпичeскoй дрaмы рaзвoрaчивaются в 48—30 гoдax дo н. э. Клeoпaтрa, жeлaя прaвить Eгиптoм, рeшaeт сoблaзнить прaвитeля Римa Гaя Волнистая Цeзaря, a зaтeм пeрeмaнить нa свoю стoрoну пoлкoвoдцa Мaркa Aнтoния.

Пoиски aктёрoв и съёмoчнaя кoмaндa

Пeрвoнaчaльнo комната нaзнaчилa рeжиссёрoм Рубeнa Мaмулянa («Дoктoр Джeкилл и мистeр Xaйд», «Знaк Зoррo»), oднaкo в итoгe дoлжнoсть пoстaнoвщикa дoстaлaсь Джoзeфу Мaнкeвичу («Внeзaпнo, прoшлым лeтoм», «Шабаш o Eвe»).

Нa глaвную рoль прeтeндoвaли Oдри Xeпбёрн, Сoфи Лoрeн, Мэрилин Мoнрo, Дoрoти Дэндридж, Брижит Бaрдo, Сьюзeн Xeйуoрд и другиe вoстрeбoвaнныe звёзды тoгo врeмeни.

Прoцeсс пoдбoрa aктёрoв был нeпрoстым. Прoдюсeр лeнты Уoлтeр Уэнджeр видeл в рoли Клeoпaтры тoлькo Элизaбeт Тeйлoр, кoтoрaя сooтвeтствoвaлa гeрoинe после темпераменту и внешности, известной за многим историческим источникам, так студия хотела подстраховаться в случае, в случае если актриса откажется с участия в проекте. Одри Хепбёрн была готова сниматься в картине без рассуждений, Софи Лорен — коль (скоро) съёмки пройдут в Италии.

Мамулян считал, зачем Клеопатру должна переливаться темнокожая актриса, вот п и предложил руководству студии продебатироват Дороти Дэндридж. Как ни говорите Уэнджеру удалось отстоять кандидатуру Тейлор.

Самоё актриса не горела желанием прикладывать руку в ленте и назвала баснословную сумму, которую, точно по её ожиданиям, продюсеры невыгодный согласятся заплатить. Хотя студия приняла опцион актрисы и выделила ей роялти $1 млн. В итоге Тейлор согласилась бери участие в проекте, каковой перевернул её житье-бытье.

На роль Иулия Цезаря рассматривались Лоуренс Оливье, тот или другой ранее уже воплотил плащаница императора и полководца в театральной постановке «Нерон и Клеопатра», а равно как Фредрик Марч, работавший с Мамуляном в ленте «Лекарь Джекилл и мистер Хайд». Так согласия ни того ни другого мастерская получить не смогла. Получи и распишись роль утвердили Питера Финча, что вскоре покинул расчёт. В итоге Цезаря сыграл Рекс Харрисон.

Держи роль Марка Антония был утверждён Стивен Бойд. Съёмки фильма с ним и Финчем начались в осеннее время 1960-го. Позднее Элизабет Тейлор заболела и выпала изо съёмочного процесса получи восемь месяцев. Из-за это время полно исполнители ключевых ролей, не принимая во внимание неё самой, покинули намерение. С приходом Манкевича получи роль Марка Антония рассматривались Марлон Брандо и Родди Макдауэлл. Кандидатура Ричарда Бёртона безграмотный устраивала руководство студии с-за проблем с алкоголем и прихотливости артиста, впрочем Манкевичу удалось их удостоверить.

Требования Элизабет Тейлор и финансовые невзгоды

Уолтер Уэнджер целый ряд лет мечтал совлечь «Клеопатру», а не хотел, так чтобы новая экранизация биографии одной с самых влиятельных исторических фигур была сделана сверху скорую руку, а кутикула потом пылилась бери полке. Он был амбициозен в отношении киноленты таким (образом же, как её главная пентесилея в жизни. Потратив собственные залежные деньги, продюсер нанял оскароносного художника-постановщика Джона Декуира, для того чтобы тот подготовил эскизы интересах презентации руководителям студии 20th Century Fox Film Corporation. Посмотрев промоматериалы, главы студии поняли, отчего проект требует больших вложений, так в то же момент увидели в нём порядочный коммерческий потенциал.

Изготовление картины сопровождалось сложностями. По сию пору началось ещё сверху этапе планирования бюджета. Школа изначально была настроена накопить на ленту не в такой степени $2 млн и вместиться в двухмесячный срок (64 дня). К середине 1959-го роспись расходов составила приближенно $5 млн.

Вдобавок одним вызовом стала развернувшаяся в начале 1960-го сидячка Гильдии киноактёров США, которая длилась 43 дня. Получай время протеста ассистентам сообразно подбору актёров пришлось остановить свою работу. В итоге промышленное предприятие картины началось с опозданием.

Ленту снимали в широкоформатной системе Todd-AO — сие было ещё одним условием участия Тейлор в проекте, прописанным в контракте. Данная методика была изобретена её покойным мужем Майклом Тоддом, и дивиденды ото её применения получала любовница.

Кроме того, местом съёмок выбрали окрестности Рима. Весь техника и аппаратура на запуска производства была собрана в Италии и Испании, так время подготовки к съёмкам совпало с проведением летних Олимпийских игр. В Италию съехались спортсмены и аудитория со всего таблица, в результате чего возникли сложности с наймом персонала и размещением группы. Справочник студии приняло заключение переместить производство перед Лондон. Мамулян и Уэнджер были безапелляционно против, поскольку новая локация безлюдный (=малолюдный) была похожа ни в Рим, ни для Египет. Впрочем, сейчас на этом этапе траты превышали заявленный смета и составляли $6 млн, неизвестно зачем что временный транспортировка съёмочной площадки в Англию был выгодным решением пользу кого студии, к тому но правительство страны предоставляло субсидии иностранным кинокомпаниям.

В процессе съёмок Элизабет Тейлор заболела пневмонией — британский условия подкосил слабое состояние здоровья актрисы. Это вынудило авторов скачать сценарий так, затем чтоб Клеопатра фигурировала в нём неизмеримо меньше. Результат никак не порадовал ни актрису, ни режиссёра.

Тем временем протори на проект продолжали пробиваться, а отстроенные декорации портились с-за непогоды. Ателье предъявила претензии Мамуляну в неисполнительности, оный пытался выкрутиться и вторично переписал сценарий единодушно с Карло Марио Франдзеро, же и этот вариант невыгодный удовлетворил Тейлор. Недомолвки в среде актрисой и режиссёром переросли в несоответствие. Чтобы выиграть перфект, постановщик блефовал и грозил уходом с проекта. На его отключка, студия с воодушевлением приняла его обращение и отправила в отставку, встав получи сторону артистки, чьё вес было неимоверным. Таким образом патрон надеялось сократить растущие затрата. Новым режиссёром до предложению Тейлор стал Манкевич, тот или иной привнёс своё м в сюжетную линию.

Подчас к актёрскому составу присоединился Ричи Бёртон, это добавило кинематографистам хлопот. Происходившее за кадром привлекло с прицепом внимания прессы, нежели будущий фильм, — среди Тейлор и Бёртоном вспыхнул кипучий роман, обернувшийся скандалом. Актёры получай тот момент имели семьи: Тейлор была замужем вслед своим четвёртым мужем, певцом Эдди Фишером, а мастер (сцены женат на Сибил Уильямс. Коллективность не принимала их сочленение на стороне, своё раздраженность выразил даже Пап Римский. Однако влюблённую пару ничто малограмотный останавливало. После окончания съёмок артисты развелись со своими супругами и тишком поженились 15 госпожа 1964 года.

В среде тем картина нуждалась в твёрдой руке менеджера, ибо Уэнджера летом 1962-го уволили. Кинопродюсор был готов гнуть горб в проекте мечты бескорыстно, поэтому добился разрешения остаться получи и распишись производстве до самого конца.

Взявший для себя ещё и круг обязанностей продюсера и сценариста Манкевич впал в стрессовое порядок и в течение последних месяцев съёмок принимал психотропные препараты, которые вслед за тем вызвали у него свыкание. Однажды при вводе инъекций постановщику задели ягодичный нерв, что привело к травме опорно-двигательного аппарата, и Манкевич завершил съёмки в инвалидной коляске.

По прошествии времени сменившееся руководство Fox несравненно урезало расходы получай фильм и уволило Манкевича. Правота, поняв, что не принимая во внимание него не получится смонтировать отснятый документация, режиссёра вернули.

Невзирая на то что-нибудь съёмки ленты до некоторой степени раз переносились, а и менялись продюсеры и режиссёры, одной с главных проблем весь же были пети-мети. Итоговый бюджет «Клеопатры» составил $44 млн. Учитывая, ась? картина не окупилась, студии едва-лишь удалось избежать банкротства. (за)кончить съёмки помог прибыльный успех ленты «Самый длинный-длинный день», а избавить компанию от банкротства — мультипликация Роберта Уайза «Звуки музыки» 1965 возраст.

Даже после релиза споры кругом фильма не утихали, а сложности продолжали прижимать его авторов. Затем) чтоб(ы) привлечь зрителей, мастерская развернула масштабную рекламную кампанию. Тем неважный (=маловажный) менее сборы составили (с)перва-наперво $40 млн, а минуя несколько лет достигли $57,8 млн.

Сверху родине Клеопатры, в Египте, запретили демонстрация биографической драмы с-за того, словно на экране положение царицы воплотила комедиантка с еврейскими корнями. По установленной форме фильм вышел в стране не более того в 2021 году сверху DVD.

Историческая достоверность

Авторы картины старались максимально точный отразить историю последней царицы эпохи эллинизма и изучали записки древнегреческого писателя Плутарха, древнеримских историков Светония и Аппиана. Перипетии, развернувшиеся в ленте, соответствуют античным легендам и сказаниям о Клеопатре. Пример, в фильме отображён распространенный эпизод из жизни царицы — её поступление к Цезарю. В трудах Плутарха говорится, в чем дело? в покои Цезаря рани проникла в мешке. В картине оставили дело, только сменили принадлежность — царицу доставили завёрнутой в килим.

Писатель и литературный ценитель Алекс Бертран Громов в книге «Клёпа. Любовь на краски» отмечает, чисто многие эпизоды фильма соответствовали историческим реалиям того времени. Что-что не скажешь об образе самой царицы — бери этот счёт соответственно сей день кого и след простыл единого мнения.

Ни дать ни взять говорилось выше, зачинщик постановщик ленты хотел брать на главную функция темнокожую актрису. Оный выбор имел около собой некоторое бык. В коллекции манускриптов Эгертона Британской библиотеки хранится период с изображением Цезаря и Клеопатры, идеже царица предстаёт ни дать ни взять представительница негроидной расы. Вместе с тем предложение Мамуляна вызвало огромное число споров, а учёные соответственно сей день малограмотный сходятся во мнениях сравнительно цвета кожи царицы. К тому но в кинематографе с конца XIX века устоялся европейский характер правительницы Египта.

Первой актрисой, сыгравшей Клеопатру, стала преподавательница Жанна д\’Альси. Симпатия появилась в образе призрака царицы в короткометражной черным-черно-белой картине Жоржа Мельеса, снятой в 1899 году. После в разные годы Клеопатру играли Мадлен Рош (1910-й), Хелен Гарднер (1912-й), Теда Бара (1917-й), Клодетт Кольбер (1934-й), Вивьен Ли (1945-й), Полин Леттс (1951-й), Софи Лорен (1954-й), Линда Кристал (1959-й) и Паскаль Пети (1962-й).

Затем) чтоб(ы) подчеркнуть европейское какой породы рода правительницы, в ленте 1963-го темнокожие актрисы были взяты получи и распишись роль её служанок. Самоё Клеопатра предстала невыгодный только пленительной и обольстительной красавицей, хотя и образованным и незаурядным политиком, а опять же управленцем с развитым стратегическим мышлением, в духе её и характеризовали античные философы.

Что пишет автор книги, иные фразы, звучащие в картине, вот и все заимствованы из сочинений древних энциклопедистов: «Приставки не- подобает царицам беспричинно уходить из жизни» и «Симпатия ушла, как полагается самой прекрасной с рода божественных правителей и самой достойной изо женщин».

Правдоподобными эксперты сочли и атрибуты визуального образа правительницы — головные уборы, золотые прибамбасы, в том числе в виде читкур, а также макияж и характерное египтянам пирушка эпохи короткое вырез, в котором появляется кассиопея Тейлор. Однако, чисто пишет в своей статье Мэри Араванис к портала Egyptian Streets, подле всей сюжетной достоверности развратница эстетика картины продиктована модой 1960-х, так как наряды героини — сие скорее стилизация подо эпоху фараонов, чем реальный предмет гардероба исторического персонажа.

В ведь же время Белла Джурсайзин в своём очерк писала, что в фильме чрезмерно много внимания уделено сексуализации образа, чем политическому статусу царицы. Возлюбленная также отмечает, сколько кинематографисты не показали взаимоотношения Клеопатры с её братом Птолемеем, по (по грибы) которым она была замужем и которого возлюбленная отравила, чтобы один править Египтом. В картине текущий эпизод переиначен: царицей Клеопатру объявляет Кесарь, в то время словно исторически, по мнению Джурсайзин, возлюбленная не нуждалась в покровительстве римского императора. Выключая того, в ленте никак не показаны общие детьми Клеопатры и Марка Антония — настоящий факт изменил бы путь повествования фильма, уверена симпатия.

Влияние на моду

Многомерный и стеничный характер царицы в томишко числе подчёркивался её образами. В (видах фильма были разработаны уникальные костюмы персонажей, их точка соприкосновения количество составило больше 26 тыс. Всего только сама Клеопатра получи и распишись протяжении всей ленты пеняжник 65 нарядов. Данный факт даже попал в Книгу рекордов Гиннесса вслед самое частое переодевание в искусство кино. Немаленький гардероб обошёлся студии в частности в $195 тыс. Сие самая большая число, на тот дни выделенная на одного персонажа в истории мирового кинематографа. Тейлор но стала самой высокооплачиваемой актрисой 1963 годы в мире.

После выхода фильма невыгодный только зрители, так и члены Американской академии кинематографических искусств и наук оценили образы Тейлор, созданные Рени вкупе с Витторио Нино Новарезе и Ирен Шарафф. Изо четырёх статуэток премии «Божье копьё» одна досталась команде художников вдоль костюмам.

Именно Тейлор в образе Клеопатры завела моду в змеиные кольца, геометрические стрижки и подчёркивающие фигуру платья. В придачу того, идеалом прелести молодых девушек стал и штукатурка царицы — «зыркалки Клеопатры» либо «глаза сфинкса». Стиль героини также вдохновил косметический бренд Revlon дать свободу линию женских аксессуаров.

Рецензент в области моды Тим Ганн создал пара (фрачная в стиле Клеопатры и а там написал в своей книге «Пятикнижие моды», подобно как древние египтяне въявь знали, как отмечать женскую фигуру.

«Ты да я склонны считать древнейшие цивилизации примитивными, подчас дело касается одежды, только пошив древнеегипетского наряда требовал значительных навыков и терпения! Его нужно было пошить, посадить по фигуре и инкрустировать. Как мы видим получи примере пирамид, сии древние египтяне маловыгодный пасовали перед трудностями», — пишет оригинатор.

По его мнению, Слава отца не носила драпированную одежду и предпочитала облегающие платья. Собственно такими и сделала наряды царицы приказ(ание) костюмеров фильма.

В ленте Клёпа, прибыв в Рим, желала исполнить впечатление не единственно на Марка Антония, же и на подданных империи. Следственно ей важно было одеться в то, что подчеркнёт её природную красоту и достаточно символом её силы и решимости. Возлюбленная приезжает на внушительной колеснице в виде сфинкса, одетая в нет слов с ног до головы — туалет-накидка, эффектный черепной убор из 24-каратного металла в виде головы коршуна и регалии, украшенная змеями, окружающими Соль — бога Волга. Весь наряд выполнен изо тонких кожаных пластин, бери которые вручную нанизана золотая покрытие и которые расшиты золотыми бусинами. Самый в этом образе возлюбленная представила римлянам будущего фараона Египта, юного Цезариона. В 2012 году неправдоподобный костюм был продан бери аукционе примерно вслед $59,4 тыс. После этого наряд, закрученный в папиросную бумагу, хранили в шкафу изо кедрового дерева.

Другим персонажам в свой черед отшивались костюмы. В автобиографии скоморох Рекс Харрисон написал, ровно обувь для Цезаря, его героя, изготавливалась бери заказ. При этом исполнителю роли Брэнд Антония Бёртону симпатия досталась от Стивена Бойда, какой-нибудь покинул проект с-за сдвигов в графике съёмок. Опять 8 тыс. пар обуви было выдано актёрам массовки, сыгравшим боец армии. Все они, т. е. и другие предметы роскоши, доставлялись сверху съёмочную площадку изо США на самолёте.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.