Шкoльники и студeнты из Сeвeрнoй Oсeтии вышли в финaл нaучнo-тexничeскoгo кoнкурсa «Инжeнeриaдa УГМК». 27 мaртa Aндeр Дзугкoeв, Зaур Сугаров и Алексей Власенко отправятся на Урал, в Технический университет (ТУ) УГМК, где 29-30 марта состоится финал конкурса — очная защита проектов и награждение победителей.
Привлечение талантливых детей, мотивированных на получение инженерной профессии, к состязанию в проектной деятельности и научно-техническому творчеству — такую идею заложили организаторы в конкурс. Основные тематические направления проектов: горное дело, металлургия, автоматизация технологических процессов и производств, электроэнергетика и электротехника, механика. Как отмечает куратор проекта в Северной Осетии Светлана Шестакова, «Инженериада УГМК» не похожа ни на один из конкурсов для одаренных детей, поскольку ее участники будут работать над задачами реального производства на предприятиях УГМК и проблемами развития территорий присутствия компании.
«В постоянно меняющемся мире технологий предприятиям УГМК нужны толковые, грамотные инженеры, высококлассные специалисты, которыми нельзя стать за короткое время. Хорошо, если дружба с точными и естественными науками зародилась еще в детстве», — считают организаторы конкурса.
Найти таких ребят, помочь им развить их таланты и умения, а потом пригласить на работу в УГМК — под эти задачи в компании выстроена целая система работы. Научно-технический конкурс «Инженериада УГМК» занимает в ней одно из важных мест. Понятно, что разработка и реализация таких проектов возможна лишь в тесной связи образовательных учреждений и промышленных предприятий, при сотрудничестве педагогов и инженеров, при включении детей в решение реальных задач.
Надо понимать, что организация и проведение мероприятия такого уровня потребовали и от участников, и от организаторов максимального внимания и вовлечения. Сразу после старта конкурса, на каждом предприятии компании были созданы координационные советы из числа представителей предприятий и системы образования, сформированы экспертные группы в составе самых опытных технических специалистов. В сентябре 2017 года Технический университет УГМК собрал школьников, педагогов и инженеров на общий образовательный форум, на котором был выработан алгоритм взаимодействия «педагог-школьник-наставник». «Электроцинк» в качестве экспертов представил начальника научно-исследовательской лаборатории Владимира Воробьева, помощника директора по общим вопросам и работе с персоналом Светлану Шестакову и педагога дополнительного образования Центра детского технического творчества г. Беслана Валерия Кокаева. Кроме того, чтобы помочь взрослым правильно, то есть системно организовать процесс взаимодействия с ребятами-технарями, из Москвы в Верхнюю Пышму в феврале этого года были приглашены ведущие специалисты Института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса. Они провели тренинг с учителями, а также поработали с инженерами-наставниками предприятий УГМК.
Работа над проектами проходила в несколько этапов. К участию в "Инженериаде УГМК" в Северной Осетии приступили осенью 2017 года, когда на "Электроцинке" состоялся ряд экскурсий для желающих принять участие в конкурсе, после чего были обозначены актуальные производственные задачи с формулировкой и утверждением тем проектов.
«Во-первых, выбранные темы имеют практическую значимость для предприятия, во-вторых, позволяют расширить знания детей и молодежи о действующих производствах, получить дополнительные естественнонаучные и экономические знания в процессе решения реальных производственных задач», — пояснила Светлана Шестакова.
На первоначальном этапе эксперты «Электроцинка» отобрали шесть научных проектов. В начале 2018 года паспорта и пояснительные записка к проектам были отправлены организаторам, в Верхнюю Пышму, что стало отличным поводом встретиться за чашкой чая всем участникам «Инженериады УГМК» из Северной Осетии — педагогам, заводским наставникам и ребятам. В честь этого события студент Владикавказского торгово-экономического техникума Тамир Кцоев испек торт под названием «Электроцинк» и даже организовал небольшую концертную программу. Чаепитие прошло в теплой дружеской беседе с генеральным директором завода Игорем Ходыко, который внимательной изучил все представленные проекты.
«Очень важно, что в процессе совместной работы над проектами, связанными с производствами компании, школьники могут почувствовать себя настоящими инженерами и вместе со специалистами создавать проекты, применимые на производствах в городах, где они живут. Конечно, победа – это лучшее, что есть в любом конкурсе, но все-таки для моих ребят это не главное», — говорит педагог Центра детского технического творчества г. Беслана Валерий Кокаев.
Его подопечные — ученики 10-го класса средней школы с. Зильги Андер Дзугкоев и Заур Сугаров, участвовали и побеждали во многих конкурсах, не выходивших за границы республики. «Инженериада УГМК», по мнению их педагога, позволит увидеть совсем другие перспективы. А началось все с той самой первой экскурсии, после которой мнение молодых людей об «Электроцинке» изменилось. Металлургический гигант поразил ребят своими масштабами и ухоженностью, а объектом их повышенного внимания стал сернокислотный цех и то, как можно использовать тепло отходящих газов пускового нагревателя для увеличения его эффективности. То есть, как в этом процессе можно сэкономить природный газ — проект так и называется "Использование тепла отходящих газов пускового подогревателя для увеличения его эффективности. Экономия газа". Безусловно, Андер и Заур увлеклись проектом, но, как говорит Валерий Кокаев, куда больше их увлекла идея поступить в Технический университет УГМК.
«Я был впечатлен уровнем оснащенности вуза – он превзошел все мои ожидания. Такое же впечатление произвело общежитие для иногородних студентов. Когда обо всем увиденном я рассказал мальчикам, они стали размышлять — стоит ли поступать куда либо еще, если ТУ дает качественное конкурентоспособное образование и широкие возможности, решающей из которых является трудоустройство», — говорит Валерий Кокаев.
Важно не только воплотить идею проекта в жизнь, но и достойно его представить. 26 марта на "Электроцинке" состоится заочная защита проектов, а 27 марта ребята отправятся в Верхнюю Пышму на очную защиту, и, исходя уже из собственных впечатлений, составят мнение об университете. До окончания средней школы им остался всего один год. И если заявленная ими решительность в выборе вуза сохранится, то Технический университет получит достойных абитуриентов, а потом и выпускников.
А вот студент Владикавказского торгово-экономического колледжа Алексей Власенко выбор темы "Усовершенствование процесса вельцевания с автоматизацией пробоотбора клинкера с вельцпечи" объяснил простым любопытством. Ему было интересно узнать, что это за вельцпечь, из которой нужно брать пробы чего-то, что носит название «клинкер». Алексей – будущий гастрономический гуру, а в том, что это так и будет, почему-то сомнений нет. Человек, который так тщательно проработал проект, далекий от кулинарных технологий, вряд ли будет середнячком в профессии, которую очень любит.
«Сначала я посмотрел саму вельцпечь, потом мой инженер-наставник Олег Юрьевич Карнаушенко (начальник техотдела ОАО "Электроцинк"- примеч. автора) очень подробно рассказал о технологии и процессах, которые происходят в вельцпечи. Но этого мне было недостаточно, и я стал изучать все, что находил об этих печах в интернете», – рассказывает Алексей.
Когда процесс вельцевания стал более или менее понятным, настало время мастерить макет. Алексей честно признается, что сам никогда не смог бы собрать такой агрегат – это же не пирог с мясом испечь. Тут нужны были знания механики, электрики и автоматики. Но Фортуна любит смелых. На помощь Алексею пришел друг семьи, автомеханик Валерий Толоненко, которого он «заразил» своим энтузиазмом. На сборку макета ушло полтора месяца. У Алексея появились первые навыки владения разными инструментами и понимание механических и электрических процессов в работе вельцпечи.
«Мне было очень интересно заниматься всем этим. Горд, что мой проект оценили эксперты Технического университета и скоро я поеду в Верхнюю Пышму на его защиту. Если не смогу победить – это не станет для меня трагедией. Я вижу участие в «Инженериаде» как полезный опыт и возможность познакомиться с интересными людьми», – говорит Алексей.
Ожидаемые результаты "Инженериады" — повышение интереса детей к инженерным специальностям, развитие умений и навыков проектной деятельности, получение опыта решения инженерных задач, расширение знаний о действующих производствах, получение дополнительных естественнонаучных и экономических знаний. Финалисты будут приглашены на летнюю образовательную смену, а конкурс «Инженериада УГМК» станет ежегодным. Организаторы уверены — одаренных детей много, и очень важно, чтобы у них была возможность показать свои способности и таланты.
Анна Савельева