В 1982 гoду нa сцeнe Югo-oсeтинскoгo гoсудaрствeннoгo дрaмaтичeскoгo тeaтрa им. К.Xeтaгурoвa сoстoялaсь прeмьeрa истoричeскoй дрaмы пo пьeсe дрaмaтургa В.Вaнeeвa «Aлaнскaя цaрицa Зaринa». Я, тoгдa студeнт истoричeскoгo фaкультeтa Югo-Oсeтинскoгo пeдaгoгичeскoгo институтa, кoнeчнo жe, нe мoг прoпустить этoт спeктaкль. Для мeня этa пoстaнoвкa прeдстaвлялa интeрeс прeждe всeгo в плaнe сooтвeтствия истoричeскoй прaвдe. Будучи вo влaсти юнoшeскoй сaмoнaдeяннoсти, я был прeиспoлнeн нaмeрeния нaйти в пoвeствoвaнии, в кoстюмax и дeкoрaцияx нeизбeжныe пoгрeшнoсти.
Нo трaгизм сцeничeскoгo дeйствия был стoль зaxвaтывaющим, чтo вскоре я перестал обращать внимание на покрой костюмов, на форму мечей и копий. Разворачивающаяся на сцене историческая драма была столь проникновенна, что я был полностью поглощен картинами трагедии моего народа периода средневековья — алан.
Передо мной были герои славной эпохи, которые, казалось, сошли со страниц академических учебников в живую реальность. Я впервые понял, что наши предки аланы — это не только схематические образы и картинки иллюстраций, а создания из плоти и крови. Такими реальными и достоверными, как актеры, которые воплотили их образы на сцене.
Тогда ко мне пришло осознание того, что аланы — это не просто красивый и желанный символ, но и жертвенность во имя Отчизны.
6 февраля 2017 года Президент Леонид Тибилов подписал Указ о проведении референдума по возвращению нашей стране ее исторического названия — Государство Алания. Это решение главы Республики явилось отражением чаяний южной части осетинского этноса.
На протяжении долгого времени общественностью настойчиво ставится вопрос о возвращении исторического названия нашего государства — Алания. Это название восходит к эпохе общеаланского национального единства, к эпохе расцвета, могущества и славы нашего народа. И этот призыв не мог быть не услышан руководством страны.
За все годы новейшей истории Южной Осетии у нашего народа было немало стратегических задач. Это, прежде всего, обретение независимости, защита от внешней агрессии, восстановление социальной сферы.
Сегодня благодаря военной защите государственного суверенитета и всесторонней экономической помощи со стороны Российской Федерации, мы можем ставить вопрос о возрождении национальных традиций и исторических основ нашего молодого государства.
В последние годы у народов, проживающих на постсоветском пространстве, активно происходит процесс возврата к национальным корням. К сожалению, в эпоху победившего социализма этнические и исторические особенности регионов и отдельных народов нивелировались. И все ради того, чтобы сформировать новую общность — советский человек. Понадобились годы, чтобы люди смогли снова обрести национальную идентичность.
Поменялась эпоха, возникли новые геополитические реалии. В мире появилось новое государство, признанное Россией — Республика Южная Осетия. Под этим названием нас знают в мире.
Но насколько наименование «Осетия» соответствует исторической реальности? Осетия — это случайное русское название, появившееся в 18 веке в силу сложившихся обстоятельств из грузинского названия. Когда осетины отправились в Петербург договариваться о вхождении в состав Российской империи, они еще не знали, что будут называться осетинами, и что их родина будет носить какое-то время такое название.
Об этом пишет известный осетинский историк-алановед Руслан Бзаров: «В середине XVIII века, в ходе присоединения Алании к России, русские чиновники стали называть алан осетинами, произведя это имя от грузинского названия Алании — «Осети». Будь бюрократия той эпохи образованней, она использовала бы старое русское название — «ясы». Но оно осталось в летописях и забылось, пришлось спрашивать грузинских переводчиков, и те с готовностью объяснили, что это народ «оси», то есть аланы, а страна «Осети» — Алания. Так Аланию стали называть Осетией на русском языке, из которого это название было заимствовано и в другие языки, поскольку Алания-Осетия стала частью Российской империи. Несколько лет ушло на то, чтобы найти удобную форму имени народа. Сначала пытались называть нас осы или осинцы, пока не остановились на обычном для русского языка способе образовывать название народа от имени страны: Англия — англичане, Кабарда — кабардинцы и т д., соответственно, Осетия – осетины».
В последние годы наши кавказские соседи наперегонки пытаются присвоить аланское историческое и культурное наследие. Конечно, это делается в сфере политической и идеологической борьбы, а вовсе не в науке, где давно и надежно установлено: аланы — это осетины, аланский язык — осетинский, аланский фольклор — нартовский эпос и т. д.
Понятно, что борьба за аланское наследство только увеличивает его ценность. В глобальном смысле средневековое Аланское царство, аланская археологическая культура, аланский (осетинский) язык и фольклор — достояние человечества, часть мировой культуры. Но означает ли это, что мы, делясь этим ценным наследием, должны отказываться от наследия наших предков?
Аланская культура и само имя «Алания» — великая ценность, и если наследники от нее отказываются, не умеют владеть и приумножать ее, обязательно появятся желающие ее присвоить с помощью идеологических и политических технологий.
В 90-х годах Республика Северная Осетия-Алания перешла к двойному названию. Сегодня общественность и эксперты северной части Осетии уже обращаются к руководству, ставя вопрос о полном переходе к названию «Республика Алания».
В южной части Осетии вопрос переименования ставится на более высоком уровне, здесь в соответствии с статусом независимого государства предполагается определить коренное название как «Государство Алания».
Но это решение обязательно должно опираться на народное волеизъявление, должно исходить из понимания и одобрения большинства.
«Для проведения референдума есть внутренняя необходимость и есть внешняя. Внутренняя — это то, что мы сегодня нуждаемся как нация в реабилитации, в том, чтобы найти новый стержень и брэнд. Стержень, который бы держал наше единство и брэнд, который бы можно было на груди изобразить с гордостью. Это может быть только Алания. Это то, что народу принадлежит, и что должно быть извлечено из его памяти и истории и поставлено вперед, — справедливо считает Р.Бзаров. — Мы не можем идти, оглядываясь назад и вспоминать аланов как своих предков, понимая, что мы аланы, и наши потомки должны быть аланами. Государство Алания — это перспектива, указательная стрелка, куда мы идем в будущее. В будущее, у которого есть имя, которое совпадает с нашей историей и культурой, и ни у кого все это не вызывает сомнения. А все остальные обстоятельства мне кажутся даже не второстепенными, а третьестепенными».
Восстановление названия Государство Алания не нуждается ни в каких доказательствах — это наше внутреннее политическое и культурное дело. В сердце нашего народа живет историческая память, неотделимая от его самосознания. Мы ощущаем свою неразрывную связь со многими поколениями нашего народа, которые с гордостью хранили имя аланских предков, пришедшее из глубины далеких веков. Страна должна носить имя тех, кто ее создал. Вслед за возрождением аланской государственности должно возродиться и древнее имя Алании.
Историю нации и славу ее имени создают плодотворный труд и ратные подвиги многих поколений, они воплощают дух и гордость народа, поэтому ими дорожат как величайшим достоянием. Существует великое множество разных ценностей, которые можно создать заново или приобрести, однако даже за самые несметные богатства нельзя приобрести славную историю.
Наименование «Осетия» исчерпало свой национально-культурный и социально-политический потенциал, оно держит нас в прошлом, в нем нет той пассионарности, которая так необходима сегодня нашему народу. Поэтому новое название должно стать основой и новых коренных перемен в нашем самосознании.
Государство Алания наиболее согласованная, перспективная и конструктивная форма. Она не идеальна, и не может быть ею, но она оптимальна. В значительной степени восстановление государственного названия можно расценить как памятник тем, кто этого добился, кто это отвоевал. Но вместе с тем обретение исторического названия становится объединительной платформой в деле движения в сторону интеграции частей Осетии — деле, в котором наша Республика проявляет инициативу.
Хотелось бы завершить настоящую статью словами Р.Бзарова: «Никто не усомнится в славе псевдонима «Осетия», под которым героически сражались и честно трудились восемь аланских поколений. Но ведь они работали и воевали, рассчитывая на достоинство потомков. У каждого поколения — своя историческая, своя культурная миссия. Нам удалось отстоять национальный суверенитет и единство Алании с Россией. Осталось вернуть своей Родине ее подлинное имя, принимая и отстаивая ее древнее наследие, принимая вместе с именем аланскую судьбу».
У ныне живущего поколения появился редкий шанс — вернуть своей Отчизне ее историческое имя. И у меня нет никакого сомнения, что 9 апреля 2017 года решением южной ветви осетинского народа будет открыта новая страница в истории нашей страны под названием «Алания».
Р. Кулумбегов, кандидат исторических наук