Трамвайный ренессанс

Пo гoрoдским трaмвaйным линиям, пoстукивaя кoлeсaми o рeльсы, eдут нoвeнькиe, eщe пахнущие свежей краской, вагоны. Они, безусловно, украсили Владикавказ и привнесли в пассажирские перевозки еще больше комфорта. Уже половина подвижного состава ВМУП «Владтрамвай» обновлена. Вагоны ремонтируют за счет внебюджетных средств. Модернизацию работники предприятия проводят сами.

Трамвайное депо Владикавказа. Именно отсюда, 6 августа 1904, 113 лет тому назад, на владикавказские линии вышел первый трамвай. При участии бельгийских концессионеров были построены трамвайная и электрическая сеть протяженностью в 8,2 км, по которой работало 12 моторных, закрытых и открытых вагонов. С тех времен произошел ее достаточно бурный рост до 55 км. Существующая трамвайная сеть теперь охватывает все крупные районы города и связывает их между собой. Трамвай, несмотря на все проблемы, остается одним из самых востребованных, социально значимых видов транспорта, без которого уже невозможно представить наш город.

На предприятии функционирует два основных ремонтных цеха. Перед тем, как выйти на линию, в их стенах трамваи проходят полную проверку. Колесные пары, аккумуляторы, электроника и порядок в салоне — под постоянным контролем. Вот уже пару лет, как активно начал работать еще один ремонтный цех предприятия. В этом — третьем цеху, вагоны проходят капитальную реконструкцию. Здесь специалисты «Владтрамвая» их чистят, красят, шпатлюют. В общем – из старого вагон превращается в совершенно новый.

Бригада из шести человек за 2 месяца полностью преображает трамвай. Из старого остается только каркас и подвижной механизм. Как рассказывает бригадир ремонтников Казбек Хуриев, подвижные механизмы добротные, сделаны в Чехословакии. Сами вагоны, до прибытия во Владикавказ, эксплуатировались в Германии.

«Приезжали специалисты из России к нашему директору. Они назначили свою цену в 10-15 миллионов рублей, чтобы вагон сделать. Я не знаю, какое качество у них было бы, но мы не на много отстали от них. Вагон полностью разбираем, до основания. Остается только каркас, полы тоже снимаем. Обработка здесь у немцев была на высшем уровне – антикоррозийная и обесшумленная. Дальше ребята начинают зачистку вагона полностью до металла. Где ржавчина — металл убирается, наваривается новый металл. Жестянку делаем сами, потому что новую жестянку на них не купить. Также разбираем полностью обшивку, ставим диодное освещение», — рассказывает Хуриев.

Торжественный ввод в эксплуатацию или, как здесь говорят, постановку на рельсы уже традиционно проводят всем коллективом. Радуются каждому новому вагону, как первому.

«В салоне установлены мягкие антивандальные сидения, поручни, новые стекла, новое напольное покрытие, световое табло с объявлением остановок, что немаловажно для людей с ограниченными возможностями здоровья», — рассказывает собеседник.

С каждым новым отреставрированным вагоном у сотрудников предприятия все больше укрепляется вера в то, что трамвай и впредь будет самым удобным и безопасным видом транспорта во Владикавказе.

«Приятный запах нового трамвая, новой краски, новой машины. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в республике – безденежье, коллектив провел большую работу, провели капитальный ремонт трамвая. Если у нас получится и в дальнейшем весь парк привести в такое состояние, то это будет большое дело, и я думаю, что в ближайшие годы вопрос ремонта будет снят», — отметил глава республики Вячеслав Битаров, во время запуска одного из обновленных вагонов.

Столичный руководитель Борис Албегов периодически ездит на трамвае, в том числе, и в обновленных вагонах, чтобы лично оценить качество предоставляемой пассажирам услуги.

«Мы из бюджета не тратим ни одного рубля. Это всё благодаря людям, которые неравнодушны к городу и тем, которые имеют возможность выделить собственные средства. Таким образом, мы ремонтируем трамваи и запускаем их на линии. Горожане очень довольны, мы получаем массу благодарностей. Кстати, впервые, наверное, в России, мы устанавливаем телевизоры в новые вагоны. Теперь люди более комфортно будут передвигаться на наших трамваях. Переоснащение вагона обходится в 600-700 тысяч рублей. Для сравнения – новый трамвай стоит порядка 18 млн. рублей», — подчеркнул Албегов.

«Ни одного старого шурупа не закручиваем — полностью обновляем. Стараемся, чтобы они были как с завода и на линию выходили как новые. Стараемся ради своих горожан, чтобы люди были довольны. Устанавливаем во всех вагонах телевизоры, чтобы граждане с комфортом катались на нашем транспорте», — отметил директор ВМУП «Владтрамвай» Хазби Бадоев.

Следует отметить, что тариф на проезд в трамвае у нас – самый низкий по России. Он, конечно, намного ниже экономически обоснованного. У предприятия нет возможности зарабатывать. Оно существует благодаря дотациям из городского бюджета. А те, кто возможно, возмутится по поводу тарифа: мол, куда еще выше?! Для сравнения, приведем пример. Бельгийские концессионеры, которые построили трамвайные линии и первую городскую электростанцию в далеком 1904 году, установили свой экономически обоснованный тариф на проезд – 5 копеек, эквивалентом которому сегодня являются 50 рублей. На эти деньги в начале 20 века можно было приобрести 200 грамм мяса или 2 буханки хлеба. «Я не часто пользуюсь услугами трамвая, но сегодня мне очень понадобилось. Была удивлена. Трамвай чистый, современный, есть электронное табло, запись времени. Очень удобно для пассажира. Чисто, комфортно, великолепно!», — отметила пассажирка трамвая.

«С 5 лет, как впервые сел в трамвай, ему не изменяю, поскольку он является экологически чистым видом транспорта. В пробках в нем никогда не стоишь, всегда мягко едет. Все водители в трамвайном депо очень вежливые, хорошие, опытные», — подчеркнул горожанин.

Несколько лет назад была принята Дрезденская декларация по транспорту, под которой поставил подпись и Президент России. Документ, в частности, призывает правительства стран-участников не снимать трамвайные пути, а, наоборот, по мере необходимости, дотировать электротранспорт из государственных средств. Интересный штрих: за последние 20 лет трамвайное движение восстановлено или открыто «с нуля» в более чем 90 городах мира.

Во Владикавказе трамвай всегда был востребованным, а теперь он становится более популярным, благодаря усилиям простых работников «Владтрамвая», которые день и ночь заботятся о том, чтобы проезд в городе Владикавказе был более комфортным.

И само собой — обновление трамвайного парка не было бы столь масштабным без помощи неравнодушных людей. Мы уже о них говорили — это глава республики Вячеслав Битаров, глава столичной администрации Борис Албегов и депутат парламента Северной Осетии Алик Битаров, за счет которого было отреставрировано 2 вагона.

А тем временем в третий ремонтный бокс трамвайного депо уже загнали вагон, который через два месяца преобразится до неузнаваемости. Ребята из бригады Казбека Хуриева шутят, вот, мол, закончим с нашими вагонами, начнем брать заказы у соседей. К слову, они уже заинтересовались.

 

Ляна 15-Батаева

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.