Сколько стоит рейтинг?

Рeйтингoвaя вoлнa нaкрылa Рoссию. Дeсятки рeйтингoв – экoнoмичeскиx, политических, региональных пытаются нарисовать картину мира, выгодную их создателям. Если на Западе рейтинговая лихорадка уже стала достоянием прошлого и там путём естественного отбора остались только самые авторитетные рейтинги, то в России все только начинается. Если с экономическими рейтингами такими как «banki.ru», «РИА-рейтинг», «Эксперт», которые берут за основу сугубо объективные численные показатели, всё прозрачно и понятно, то с политическими рейтингами дело обстоит гораздо сложнее. На медиарынке политического пиара творится полная чехарда. Одних только рейтингов губернаторов мы насчитали около двадцати. При этом все они стараются выбрать максимально звучные названия: «Национальный рейтинг губернаторов», «Кремлевский рейтинг губернаторов», «Народный рейтинг глав регионов», «Рейтинг влиятельности губернаторов», «Рейтинг эффективности губернаторов», «Рейтинг репутации губернаторов» и т.п.

При этом Администрация президента всячески открещивается от этих «независимых» рейтингов. Ранее в издании Газета.ру со ссылкой на источник в администрации главы государства сообщалось: «Администрация президента не занимается формированием рейтингов глав российских регионов на основе субъективных оценок». Если проанализировать методологию составления политических рейтингов, то становится очевидным, насколько они субъективны. Система ранжирования строится, как правило, на личном мнении экспертов и не учитывает объективные показатели, в том числе социологические. Неудивительно, что в одном рейтинге губернатор может занимать устойчивые позиции, а в другом – быть в конце рэнж-листа. Окружение губернаторов при этом как флаг несёт позитивные рейтинги, оппозиция в то же время оперирует негативными. Для кого же тогда делаются эти рейтинги и на что они влияют? Летом 1948 года американский социолог Роберт Мертон в журнале Antioch Review опубликовал статью под названием «Самоисполняющееся пророчество». Он же дал определение этому термину: «Самоисполняющееся пророчество – ложное представление о реальности, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначально ложное представление в реальность». Классический пример – мир финансов, в котором необъективный экспертный прогноз о крахе успешного банка может привести к его реальному краху. Политтехнологи часто используют т.н. «профилирующие» электоральные опросы, которые представляют собой пушки, стреляющие в будущее, поскольку, узнав, что большинство поддерживает персону «А», конформисты захотят примкнуть к большинству, а остальные не пойдут голосовать, не желая зря терять свое время и свой голос. Рейтинги – мощный инструмент влияния, соответственно, они открывают возможности для откровенного шантажа политиков. Многие рейтинговые агентства дополнительно оказывают информационные услуги, фактически навязывая их тем главам, которые хотят подняться в глазах общественности. На обеспеченных губернаторов идёт несанкционированная «охота». Их намеренно загоняют на нижние строчки, а потом предлагают «сотрудничество». Известен даже случай, когда владельцы одного рейтингового агентства звонили губернаторам в пьяном виде и предлагали повысить их статус за умеренную плату.

Сколько же стоит повыситься в рейтинге? Цена сильно зависит от «раскрученности» рейтинга. Повышение на 10 пунктов в рейтинге средней руки стоит от 1 млн рублей за полгода. Рейтинги посерьёзнее стоят уже от 3 млн за квартал. Выгодный бизнес, учитывая, что затраты на создание рейтинга состоят только из расходов на маркетинг. Тем не менее, в России уже начинают вырисовываться наиболее авторитетные рейтинги, которые способны продемонстрировать и относительно достоверно аргументировать свою методологию, и которые обладают «лицом» в виде раскрученного спикера. Для примера рассмотрим рейтинг влияния глав субъектов от Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), возглавляемый политологом Дмитрием Орловым, и рейтинг устойчивости губернаторов, составляемый под руководством Евгения Минченко. Рейтинг АПЭК строится на мнении большого количества политических экспертов, а у Минченко используется система баллов и штрафов. Эти два рейтинга давно конкурируют между собой за влияние и за внимание к ним политического истеблишмента. У обоих есть свои каналы информирования – у Минченко ряд Telegram-каналов, у Орлова — портал «Региональные комментарии». Но даже такие сравнительно авторитетные рейтинги расходятся в своей оценке того или иного губернатора. К примеру, в рейтинге АПЭК глава Северной Осетии В. Битаров занимает 73-ю строчку списка, а в рейтинге Минченко, опубликованном в сентябре этого года, Битаров был включен в красную зону, что означало высокую вероятность отставки.

Надо сказать, что администрация президента не разделяет эти игры в пророчества и использует собственные источники для оценки эффективности губернаторского корпуса, такие как опросы ФОМ, ВЦИОМ, данные ФСО и объективные социально-экономические показатели регионов. По мнению ряда влиятельных политологов, в ближайшее время рейтинговые позиции недавно назначенных губернаторов (со сроком исполнения полномочий менее двух лет) будут только повышаться. В том числе и позиции главы Северной Осетии В. Битарова. Сейчас России необходимы опытные управленцы, способные изыскивать возможности для развития регионов в условиях экономического кризиса. Выборы президента 2018 года накладывают свой отпечаток на политическую конъюнктуру, которая будет складываться в пользу наиболее деятельных и результативных глав регионов.

 

Владимир Резник, политолог

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.