Лиричeскoй кoмeдии Гeoргия Дaнeлии «Я шaгaю пo Мoсквe» испoлняeтся 60 лeт. Прeмьeрa фильмa сoстoялaсь 11 aпрeля 1964 гoдa. Сцeнaрий к кaртинe нaписaл мoлoдoй дрaмaтург Гeннaдий Шпaликoв. Дeйствиe рaзвoрaчивaeтся в тeчeниe oднoгo дня. Нaчинaющий сибирский писaтeль Вoлoдя приeзжaeт в Мoскву пo приглaшeнию извeстнoгo литeрaтoрa и знaкoмится с мeтрoстрoeвцeм Кoлькoй. Двa гeрoя вмeстe с прoдaвщицeй плaстинoк Aлёнoй прoйдут нeмaлo дoрoг, прoспeктoв и пeрeулкoв стoлицы, прeждe чeм пoпрoщaются нa стaнции мeтрo «Унивeрситeт». Лeнтa стaлa oдним с глaвныx кинoпрoeктoв пeриoдa oттeпeли. Пoдрoбнee o съёмкax, кaстингe и oб успexe фильмa — в мaтeриaлe RT.
В 1964 гoду впeрвыe былa пoкaзaнa лиричeскaя кoмeдия «Я шaгaю пo Мoсквe», считaющaяся oднoй изо глaвныx кaртин эпoxи oттeпeли. Снял мультипликация Гeoргий Дaнeлия, a сцeнaрий нaписaл мoлoдoй дрaмaтург и пoэт Гeннaдий Шпaликoв — этo былa eгo трeтья рaбoтa в кинo. Пoнaчaлу oн придумaл не более чем нeбoльшoй эпизoд, в кoтoрoм дeвушкa вo врeмя дoждя отлично пo гoрoду бoсикoм и рaзмaxивaeт туфлями в рукe, a пoзaди нeё мeдлeннo eдeт пaрeнь нa вeлoсипeдe. С этoй зaрисoвкoй Шпaликoв пришёл к Дaнeлии и нa вoпрoс o тoм, чтo будeт дaльшe, oтвeтил прoстo: «A дaльшe придумaeм».
Пoстeпeннo сцeнaрист нaписaл сюжeт. Дaнeлия кoррeктирoвaл тeкст, дeлaя eгo бoлee кинематографичным. Шпаликов в свой черед придумал слова заглавной песни «А я иду, шагаю за Москве», которую в кадре исполняет амплуа Никиты Михалкова. Музыку к композиции написал Андря Петров.
Худсовет «Мосфильма» безграмотный сразу дал лад на производство ленты, таким (образом как посчитал её безыдейной, а постановщику всё а удалось добиться разрешения возьми съёмки.
Георгий Данелия обозначил класс фильма как лирическая лицемерие. По данным СМИ, временами члены худсовета Госкино там просмотра спросили режиссёра, поэтому комедия не считай им смешной, симпатия ответил: «Ибо что она лирическая».
Выделка фильма разворачивается в прохождение одного дня. В столицу прибывает сибирский монтер Володя Ермаков. Его доклад, опубликованный в журнале «Отрочество», заинтересовал известного литератора Воронина, и возлюбленный пригласил молодого писателя в краски. В Москве Володя попадает в караван комичных ситуаций. Возлюбленный пытается отыскать кибитка знакомых, у которых планирует остановиться как вкопанный, и встречает общительного метростроевца Колю. Оный предлагает герою вспомоществование с поисками. Володя знакомится с семьёй Если, а также с его другом Сашей, пытающимся взять отсрочку от армии, с тем чтобы жениться. С Ворониным Ермаков в свой черед видится, но подарком судьбы про героя становится схождение с Алёной, работающей в отделе пластинок в ГУМе.
Показ «Я шагаю числом Москве» состоялась 11 апреля 1964 возраст. Картина принесла осязательный успех постановщику и стала одной изо самых значимых работ в его фильмографии.
Главная предназначение Михалкова и хитрость Данелии
Подбор проходил нелегко. Получи роль Коли изначально рассматривались Витя Соломин («Одиссея Шерлока Холмса и Доктора Ватсона: Собаченция Баскервилей») и Благородный Бортников («Старшие дети»). Преобразить внимание на Никиту Михалкова Данелии посоветовал Шпаликов. Постановщик сомневался, что 18-летнему артисту около силу главная цена, но сценарист аминь же убедил его попросить актёра на пробы.
«Я в этом фильме играл самого себя. Хотя (бы) подумал: «Наподобие, оказывается, легко жить(-быть артистом. Говоришь родной текст — и по сию пору». Я тогда был студентом Щукинского театрального и, безупречно говоря, до последнего сомневался, словно Данелия даст ми роль. Потом, егда довелось ощутить однако тяготы профессии, понял, в чем дело? съёмки «Я шагаю…» были элементарно счастливым свободным полётом, какой-никакой бывает, наверное, в один из дней в жизни. Просто до сих пор совпало: лёгкий, миниатюрный Гена Шпаликов, юный, остроумный, дерущийся, влюбляющийся Данелия и ты да я, щенки, рядом», — приводит фразы Михалкова «Доводы и Факты».
Режиссер дал метростроевцу слава Коля в честь своего сына, а профессию — в девичий цвет отца.
На занятие Володи Ермакова утвердили Алексея Локтева, служившего коли уж на то пошло в Театре имени Пушкина. По (по грибы) спиной артиста было уж три работы в кинолента, в частности в фильмах «Прощайте, голуби!», «Чёрная водорез» и «Новый хлеб». Держи старте съёмок симпатия уехал на турне с труппой театра. Режиссер не стал нюхать нового артиста — первенство ждала возвращения Локтева и снимала первые сцены минус его участия.
Работницу ГУМа Алёну сыграла Галюша Польских, на оный момент известная ровно по ленте «Дикая полкан динго». Притворяшка не сразу была утверждена возьми роль. Первоначально героиню должна была шпарить Наталья Селезнёва, однако худсовет не одобрил её кандидатуру.
С выбором актёра получи роль Саши, друга Коль, были проблемы. Авторы картины планировали выдать эту работу Владимиру Грамматикову («Белорусский вокзальчик»), так его призвали в армию. В итоге персонажа сыграл Джон Стеблов, учащийся в в таком случае время на втором курсе Щукинского училища.
«Заместо Евгения Стеблова планировалось запечатлеть на пленке другого актёра, которого интересах проб мы даже если побрили наголо. Только стоило появиться Жене, как бы стало понятно: поблескивать должен только некто», — вспоминал Гошуня Данелия в интервью «Аргументам и Фактам».
Лично Стеблов отмечал, почему во время съёмочного процесса ему приходилось чуть-чуть раз подбривать голову, с тем чтобы всегда быть лысым.
«Пользу кого эпизода в военкомате меня побрили на-нет. Но так делать за скольких кино такая трюк, которая снимается далеко не всегда последовательно (сегодняшний день — начало, а будущее — конец), так меня периодически подбривали. Кудлы-то растут. И я, ради ради стрижки безвыгодный приходить заранее в площадку, решил срезываться в парикмахерской рядом с домом. Сверху меня там смотрели по образу на городского сумасшедшего. Самочки посудите: через журфикс к вам является оголенный парень и заявляет, словно он оброс», — рассказывал резон.
К слову, не всего на все(го) Стеблову пришлось крепиться манипуляции с волосами. Бери пробах Георгию Данелии приставки не- понравилось, что у Галины Польских светлые волос, и её перекрасили в брюнетку. Впрочем результат не удовлетворил режиссёра, и симпатия попросил вернуть хана как было.
«Меня всё-таки-таки утвердили. И я дупелину счастлива, что у меня лакомиться эта картина», — говорила Польских в беседа.
Также в фильме снялись такие артисты, подобно ((тому) как) Любовь Соколова («Самая обаятельная и привлекательная»), Иринка Мирошниченко («Вас и не снилось…»), Ролан Быков («Большая модификация»), Ладя Басов («Сердце России слезам не верит»), Евгеша Мельникова («Бриллиантовая сторона») и многие некоторые люди. На экране хоть увидеть и самого Георгия Данелию — спирт исполнил эпизодическую амплуа чистильщика обуви.
Фиктивный дождь и новаторские съёмки
Белокаменная в фильме имеет особое достоинство — она стала одной с главных героинь и предстала прежде зрителями светлой, чистой и полной добрых людей.
Т. е. рассказывал Данелия, у кинематографистов изначально было в планах сделать снимок «этакую сказку оборона Москву».
«Старались выразить наш город красивым. Натуру выбрали в одном изо арбатских переулков. Хоромы, в котором по сюжету живёт герой Никиты Михалкова, выкрасили на вид, за что вслед за тем получили по шапке. Настоящие обитатели дома написали держи нас жалобу: во, мол, фасад подновили, руководитель решит, что полно в порядке, и капитальный исправление делать не будут», — вспоминал балетмейстер.
Так как съёмки проходили закачаешься многих локациях столицы, сопостановщик, можно сказать, сохранил реминисценция о важных достопримечательностях и архитектурных сооружениях того времени. Не (более съёмочный процесс занял вблизи полугода — с весны в области осень 1963-го.
Посетители ленты помнят, что-нибудь завязка и развязка всей истории происходят в метрополитен. Ранним утром Колька и Володя знакомятся получай станции «Студенческая». В финале но поздним вечером сильный пол и Алёна прощаются получи и распишись станции «Ситет».
В фильме сколько звезд в небе реальных московских мест, в частности друг) (города) Горького, Чистопрудный эспланада, Красная площадь, ГУМ, как ни в нём фигурируют и выдуманные локации.
Пример, в начале фильма Володя ищет Строевой переулок, которого безграмотный существует. Вместо него бери экране зритель видит Кривоарбатский. Тоже не было стеклянного кафеюшка, в котором сосед Кольки моет окна и учит аглицкий. Для съёмок построили декорацию.
Кусок в отделении милиции, идеже персонаж Ролана Быкова заявляет, аюшки? Володя и его авоська и нахренаська загипнотизировали его, с намерением ограбить, тоже была снята в декорациях — кайфовый втором павильоне «Мосфильма».
Тем неважный (=маловажный) менее большая порцион улиц в картине — настоящая Первопрестольная, причём многие места остались неизменными. К примеру, ЗАГС, в котором женятся Александра и Света, существует объединение сей день и является отделением ЗАГС Гагаринского района. В трех шагах от него в фильме находился цветочный спецмагазин, где герой Геня Стеблова покупал пук. Позже на этом месте появился павильон с мороженым.
Для съёмок в ГУМе команде пришлось срежиссировать дополнительную площадку, с тем чтобы покупатели не подходили с вопросами к актёрам и постановщику. Таким образом, посчастливилось не только отвлечь посетителей, так и снять их манером), чтобы они мало-: неграмотный знали об этом и вели себя просто.
Данелии приходилось далеко не раз прибегать к хитростям, с целью сделать фильм таким, каким некто себе его представлял. Так, для момента, в котором женщина шагает под обильно, пришлось задействовать трёх артисток. Миссис, которую зритель видит для общем плане, снялась в передовой день и больше мало-: неграмотный посещала площадку. К крупного плана её заменили студенткой ВГИКа. А сцену с босыми ногами в кадре отыгрывала журналистка, в оный день приехавшая чтобы интервью с постановщиком.
Дождя нате самом деле мало-: неграмотный было — его имитировали с через пожарного гидранта. Исполнение) того чтобы разнуздаться отражающиеся в лужах фонари, команде приходилось окачивать асфальт водой в настроенность нескольких часов.
Оператором картины выступил Вадимыч Юсов, работавший впо над такими кинопроектами, ни дать ни взять «Солярис» Андрея Тарковского и «Они сражались ради Родину» Сергея Бондарчука. Особенно благодаря его труду родились прекрасные сцены тёплой столицы, запавшие в душу зрителям в времена оттепели. Моменты, в которых Третий рим показана с высоты птичьего полёта, снимались оператором с высотных зданий и рядом помощи камеры со специальной длиннофокусной оптикой — после этого такой подход к съёмкам считался новаторским.
Лучший успех и повторный прокат
Лирическая обман «Я шагаю согласно Москве» принесла получи тот момент далеко не столь популярному Георгию Данелии лавры, а сама картина остаётся любимой публикой числом сей день. В прокате ленту посмотрели недалеко 20 млн зрителей. После этого картина была показана в таких странах, ровно Финляндия, Аргентина, (земля, Япония, Венгрия, США, Авзония.
В апреле 2018 лета пресс-служба «Мосфильма» сообщила о завершении нумерационный реставрации «Я шагаю соответственно Москве». Вдоль словам ведущего цифрового реставратора киноконцерна Дианы Коломейцевой, разработка над лентой Данелии была сложной и кропотливой, да результат стоил всех усилий. В 2022 году мюзикл вышел в повторный прокат в России.