Сармат Кабисов: Баха, на самом деле, очень сложно играть на осетинской гармонике, но возможно

Зa пoслeднee врeмя в инфoрмaциoннoй сфeрe Южнoй Oсeтии дoвoльнo чaстo звучит имя мoлoдoгo тaлaнтливoгo музыканта, выпускника-магистра Московского государственного института культуры Сармата Кабисова. Имя одного из самых ярких на сегодняшний день представителей Цхинвальского музыкального училища им. Феликса Алборова, оркестранта Сармата Кабисова цитировалось в связи с великолепным выступлением на концерте гармонистов в музучилище и по другим ярким поводам. А недавно он был признан лучшим музыкантом в номинации «Музыкант и оркестр» на международном конкурсе «Итальянские вечера в России», который прошел в Туле. По итогам этого фестиваля Сармат Кабисов получил сертификат на участие в музыкальном конкурсе в Италии.

В интервью Информагентству «Рес» Сармат Кабисов поделился своими размышлениями о национальной музыке, особенностях осетинской гармоники и многом другом.

— В ноябре в Цхинвальском музыкальном училище им. Феликса Алборова прошел концерт гармонистов, на котором вы совместно с Сарматом Дудаевым исполняли национальные произведения и шедевры мировой классики. Исполнением национальной музыки на осетинской гармонике, наверное, никого не удивишь. А вот блестящее воспроизведение сложных классических произведений, которые изначально создавались для совершенно других музыкальных инструментов, пожалуй, какое-то новшество?

— Я бы не сказал. Гармоника, наверное, лет 30 уже на таком высоком уровне, я имею в виду, в техническом плане, чтобы спокойно исполнять мировую классику. В Северной Осетии эта тенденция появилась давно, но в южной части Осетии мы с Дудаевым, скажем так, первопроходцы. Первые мы и в плане получения специального образования по этому направлению — учимся в магистратуре Московского государственного института культуры. Прошедший концерт состоялся в рамках нашей дипломной работы.

— Можно ли сказать, что программа концерта была «продиктована» требованиями этой дипломной работы?

— Да, именно. Мы не выбирали произведения по своему желанию. Не было такого: захотел, отыграл Баха, захотел — обработку Газданова. В соответствии с требованиями необходимо было соблюдать определенные рамки и репертуар. В обязательном порядке надо было сыграть полифоническое произведение, произведение крупной формы, разнохарактерные произведения. К примеру, у меня это были вторая и третья части концерта Дудара Хаханова. Но это могли быть и сонаты, и рондо, и так далее. Что касается произведения Хаханова — концерт с оркестром для гармоники, — тут я хочу выразить свое восхищение. Это действительно завораживающее красотой и гармоничностью произведение. Его основа — национальная музыка, но в классическом виде и варианте. Публика принимала этот концерт очень хорошо.

— Значит, осетинская гармоника в техническом плане дает возможность полноценно воспроизводить шедевры мировой классики?

— Да, несомненно. Есть специальная разновидность инструмента под левую руку с переключателем, для того чтобы было удобно играть классику. Эти инструменты, скажем так, специфичны, их не так много, но на них можно спокойно исполнять как классическую, так и национальную музыку. Национальную — на них исполнять немного сложнее, но опытный музыкант может с этим справиться. Хочу отметить, что первая хроматическая полутоновая гармоника была сконструирована Булатом Газдановым по его собственным чертежам. Вообще можно сказать, что благодаря ему появилась профессиональная осетинская гармоника. То есть до него инструмент не был хроматическим, если говорить терминами. А над выборкой инструмента поработала Алла Газацева. (Выборная клавиатура гармоники или аккордеона — разновидность левой клавиатуры, в которой система расположения клавиш аналогична системе их расположения в правой клавиатуре. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются гармоника или аккордеон с готово-выборным аккомпанементом. — Прим. ред.)

Именно благодаря этим великим людям, на всем Северном Кавказе в учебных заведениях играют на наших инструментах. Гармонику с такими техническими особенностями нигде не производят, только в Осетии, потому что нет таких мастеров. Все заказывают инструмент у нас, хотя везде ее называют кавказской гармоникой.

— Кто из осетинских исполнителей и композиторов или какое произведение для Вас является эталоном. Что Вас восхищает больше и привлекает в профессиональном плане?

— На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Музыкант проходит определенный путь развития, и на любом этапе каждый педагог, произведение, каждое учебное заведение влияет и привносит что-то особенное в процесс становления профессионала. На каждом этапе предпочтения немного меняются, скажем так, совершенствуются.

Мы прошли через определенный образовательный процесс: музыкальная школа, музучилище, потом бакалавриат и магистратура. Здесь получаешь основную профессиональную базу, а потом уже как сам чувствуешь, так и играешь национальную музыку. Здесь нет четких правил, если это народная музыка, а не авторская. Народную — можно слегка видоизменить, если как-то по-другому ее чувствуешь. А вот авторские произведения ни в коем случае нельзя «трогать».

— Можете рассказать о своих педагогах?

— Их было много, и каждые педагог внес какую-то лепту в становление меня как музыканта-профессионала. Это были Нона Кузилова и Марина Усович из Цхинвальской музыкальной школы №2 и, конечно, Тина Кумаритова. Роза Агнаева из Колледжа культуры в Северной Осетии. Сейчас педагоги в МГИК, один из них — Юрий Ткаченко. Все они что-то внесли в мое развитие. Они мне дали понять самое главное — сколько надо заниматься, работать над собой, в каких направлениях и что развивать, что нельзя делать, что необходимо, что хорошо, что плохо и так далее.

— Все-таки, вернемся к концерту. Было множество восторженных откликов.

— Это приятно слышать, но, честно говоря, я сам не совсем доволен своим выступлением. Программа была сложнейшая. Баха, на самом деле, очень сложно играть на осетинской гармонике, потому что это произведение просто не написано для этого инструмента, но возможно. Здесь моя главная задача не просто сыграть, а вынести такой характер звука, чтобы он был максимально похож на звук того музыкального инструмента, для которого произведение написано. Например, как на органе, на клавесине и так далее. Исполнение таких произведений отличается крайне строгим воспроизведением. В моей игре были недоработки. В принципе, это нормально, у меня еще до завершения учебного года есть время. Надеюсь, слушатели не обидятся, но этот концерт мы сделали больше для того, чтобы обыграть свою госпрограмму, которая будет представлена в Москве. Можно сказать, что это была предзащита. Чтобы прошло волнение, чтобы выявить и ликвидировать недоученные моменты. В то же время это был наш первый с Сарматом сольный концерт. Во-вторых, очень сложно сыграть всю программу полностью, гораздо легче во время совместных концертов подготовить один номер и выступить с ним. Но когда ты 40 минут находишься на сцене, в целом весь этот комплекс нелегко выдержать. В дальнейшем, я уверен, выступления будут лучше.

— Вы сдаете практическую часть, но есть и теоретическая. Какую тему Вы выбрали?

— Да, действительно, есть магистрантская диссертация, которую тоже нужно сдать. И я выбрал тему «Становление и эволюция осетинской национальной гармоники». Я считаю, что это очень важная тема.

— Публика в Южной Осетии, несомненно, вновь будет ждать Ваших выступлений в родном Цхинвале. Какой может быть тематика Вашего следующего концерта?

— Есть в планах представить в Цхинвале вечер осетинской музыки на гармонике. Это, наверное, будет ближе к лету следующего года. Об этих идеях мы, конечно, расскажем руководству Министерства культуры, и я уверен, что получим поддержку. Очень хотелось бы эту идею реализовать, потому что это нужный и важный проект. В других кавказских республиках такое практикуется в очень разных вариантах, и почему бы нам тоже не перенять эту хорошую традицию.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.