Поколение победителей: фронт из окна вагона

Супруги Xoмутскиe прoшли в сoстaвe жeлeзнoдoрoжныx вoйск двe вoйны

В кoнцe мaя вo Влaдикaвкaзe нa улицe Рoстoвскoй прoшлa скрoмнaя цeрeмoния. Нa дoмe пoд нoмeрoм oдин устaнoвили мeмoриaльную дoску участникам Великой Отечественной войны супругам Хомутским — Евгении Яковлевне и Петру Тимофеевичу — бабушке и дедушке заместителя начальника отдела кадров «Электроцинка» Татьяны Хомутской.
Их история уместилась в вагоне-теплушке поезда, в котором за все четыре года войны они проехали огромные пространства страны и несколько фронтов. Мы не очень много знаем о той роли, которую играли во время войны железнодорожные войска, и о том значении, которое имели железные дороги.
История семьи Хомутских как раз об этом. Петр Тимофеевич — участник Гражданской войны, успешно окончил Академию железнодорожного транспорта. Женился. К началу Великой Отечественной он уже был отцом двух детей и строил планы на счастливую семейную жизнь. Осуществиться им было суждено только пять лет спустя, в 1946 году.
В 1941 году его призвали в армию. Конечно, в железнодорожные войска. Поезд, на который его назначили заместителем начальника по средствам связи, должен был доставлять на фронт самые разные грузы. Состав все время, пока шла война, курсировал из тыла на фронт и обратно. Для Евгении Яковлевны, наверное, проще было быть дальше от войны, но она выбрала другое — находиться рядом с мужем. И, собрав двух детей — Володю и Галю, прибыла на станцию, где их ждал состав, готовый отправиться на фронт.
Семье выделили угол в теплушке — вагоне, переоборудованном под перевозку людей (или лошадей). Евгении пришлось стать прачкой, кашеваром и даже портнихой. На швейной машинке, которую она как хорошая хозяйка взяла с собой, ремонтировала гимнастерки раненых солдат. Их вывозили, когда возвращались из очередного рейса с фронта. Своим деткам шила нехитрые наряды из всего, что попадалось под руки.
В 1942 году на станции Мартук, что в казахстанской степи, недалеко от города Актюбинска, родилась младшая дочь Хомутских — Валя. Состав по такому случаю не задержался, и семья уже с новорожденной через несколько дней была на линии фронта.
Татьяна Хомутская вспоминает, что дедушка не любил говорить о войне. Многое о том периоде их жизни она знает от бабушки. Она рассказывала, как в январе 1945 года после освобождения концлагеря Освенцим частями Красной армии, должны были вывозить оттуда узников, и как Петр Тимофеевич долго не мог прийти в себя после увиденного там.
В мае 1945 года война закончилась, но не для семьи Хомутских. В августе Петра Тимофеевича направили в Манчжурию, где начался военный конфликт между Советским Союзом и императорской Японией и куда эшелонами перебрасывали технику и людей.
Для большой семьи война закончилась в 1946 году в Харбине. Они отправились в Москву, откуда молодого связиста-железнодорожника Петра Хомутского мобилизовали в 1941 году. Семья могла остаться в столице, но нежная любовь Евгении Яковлевны к Владикавказу, где жила ее двоюродная сестра и у которой она часто гостила в юности, перевесила. Так местом их постоянного места жительства стал Владикавказ. Петр Тимофеевич до самой пенсии проработал начальником конструкторского бюро Северо-Кавказской железной дороги. Одно из его изобретений — автоматические шлагбаумы на железнодорожных переездах, которые работают и сегодня.

Анна Савельева

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.