— Пaвeл Aлeксaндрoвич, здрaвствуйтe! В oднoм из интeрвью Вы aнoнсирoвaли, чтo пeрвыe рeзультaты рaбoты Aгeнтствa рaзвития РСO-Aлaния будут зaмeтны ужe чeрeз 100 днeй (oриeнтирoвoчнo сeрeдинa нoября). Это сравнительно небольшой срок для структуры, нацеленной на стратегическое развитие. Вы настолько уверены в успехе?
— Я уверен, что к успеху и результатам, заметным на стратегическом уровне, ведет усердная ежедневная работа. Это то, чем мы сейчас занимаемся.
— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания Агентства развития?
В последние несколько лет в России выросла ценность стратегии. Мы сегодня хотим управлять будущим, планировать его, а не действовать спонтанно. Это обусловлено усиливающейся глобальной конкуренцией за ресурсы. Доступных средств для развития экономики и социального блока больше не становится. Необходимо научиться получать кратную отдачу от каждого потраченного рубля, от каждого часа работы, от каждого гектара земли.
Есть два федеральных закона и распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» на период до 2020 года», которые обязывают регионы и муниципальные образования разрабатывать планы комплексного социально-экономического развития и обеспечивать их выполнение.
Давайте это зафиксируем:
Разработать план (стратегию развития)
Обеспечить его выполнение
Что такое стратегия? Это вектор и конкретные проекты развития. История про «быстрее – выше – сильнее». Зачем? Потому что ключевым понятием в развитии регионов сегодня становится конкурентоспособность. Каждый субъект самостоятельно определяет, какие точки роста он считает для себя приоритетными. Так, в апреле 2017 года Правительству РСО-Алания была презентована Стратегия социально-экономического развития республики до 2030 года, подготовленная Консорциумом Леонтьевский центр – LV Group. Это, пожалуй, самый профессиональный в отрасли институт, обладающий колоссальным опытом в подготовке успешных Стратегий развития для регионов.
Северная Осетия получила качественный анализ сильных и слабых сторон, а также комплекс рекомендательных мер, которые нужно в короткий срок претворить в жизнь. В частности, предложена реформа системы управления, выявлены приоритетные направления и задачи социально-экономического и политического развития РСО-Алания.
С планом все стало яснее. Теперь нужно обеспечить его выполнение. В июле 2017 года Глава республики инициировал создание специальной структуры, Агентства развития Северной Осетии-Алания, ответственной за реализацию основных направлений Стратегии социально-экономического развития. Таким образом, Агентство – своего рода «штаб» реализации стратегии.
— Вы на тот момент работали во Владивостоке, занимали должность заместителя генерального директора Агентства развития человеческого капитала на Дальнем Востоке. Что повлияло на Ваше решение кардинально сменить место жительства, работу, привычный уклад?
— Начнем с того, что с Северным Кавказом я связан с 2013 года, когда мы совместно с Министерством труда внедряли программу по снижению уровня безработицы в макрорегионе. У меня была возможность достаточно глубоко изучить особенности человеческого капитала и рынка труда северокавказских республик. Уже тогда стало очевидно, что потенциал региона критически недооценен. Находясь во Владивостоке, я принимал участие в разработке Стратегии развития Северной Осетии совместно с коллегами из Леонтьевского центра. Предложение возглавить Агентство развития РСО-Алания я воспринял, как возможность реализовать масштабный проект, результатом которого должно стать не только улучшение инвестиционного климата региона, не просто профессионально написанный документ, но и качество жизни каждого конкретного жителя. Это очень амбициозная задача, которая не может не заинтересовать.
Я прилетел во Владикавказ, лично познакомился с Главой республики, Вячеславом Зелимхановичем Битаровым, увидел волю и нацеленность на результат, готовность менять любые существующие правила, если они мешают развитию. У нас состоялся прямой и честный разговор. Для меня этот разговор все решил. Кредит доверия, который мы получили – это большая честь и большая ответственность.
— Идея создания Агентства развития РСО-Алания и Ваше назначение на должность генерального директора достаточно активно обсуждались в социальных сетях и местных СМИ, в частности, красной нитью прослеживалась тема «Нет пророка в своем отечестве». Как Вы относитесь к этому выражению?
— Взгляд со стороны я считаю критически полезным. Есть ли разница, из какой страны привезено оборудование, если оно производит качественный продукт? Очень ли важно, откуда специалист родом, если он хочет и может быть полезен? Границы между странами, городами, областями знаний стираются. Между экономиками, культурами происходит постоянный обмен опытом и технологиями. Успешные практики нужно и можно адаптировать
— Еще один неудобный вопрос, если позволите. Перед Вашим приездом в Осетию в свободный доступ попал Ваш райдер, и это вызвало большой резонанс в социальных сетях. Как Вы можете прокомментировать этот прецедент?
— (Улыбается) Мне не совсем понятно, вернее, совсем непонятно, почему эта переписка касательно необходимых условий работы привлекла такое внимание. Но, очевидно, на тот момент могло сложиться впечатление, что дом, машину и оргтехнику в офис Агентства будут оплачивать из денег налогоплательщиков. Полагаю, сегодня, когда ситуация с финансированием прояснилась на Агентство развития из бюджета не потрачено ни рубля, этот вопрос уже не актуален.
— Вы приехали во Владикавказ уже с готовой командой?
— Первые три недели я работал один, выезжал на объекты, изучал документы, по несколько часов к ряду общался с представителями власти и бизнеса, науки и образования, религиозными лидерами и общественными деятелями. Сегодня, пользуясь случаем, я хочу выразить благодарность всем, кто поверил в Агентство. Оглядываясь назад, я понимаю, что это был очень важный этап – я ощутил искреннюю поддержку от людей, заинтересованных в развитии республики: они делились идеями, давали конструктивную обратную связь по нашим предложениям. Такой диалог позволил сформировать целостное представление о реальном состоянии дел в регионе.
Для меня стало предельно ясно, что есть две фундаментальные задачи, которые стоят перед Агентством: первая, очевидная – улучшить инвестиционный климат, вторая – наладить эффективное использование имеющихся внутренних ресурсов, которые по разным причинам зачастую задействованы не в полную мощь.
Поскольку ситуация в республике достаточно сложная, у меня не было времени на апробацию и раскачку, на собеседования и подбор местной команды. Под конкретные цели были отобраны специалисты, с которыми я работал не один год и добивался осязаемых результатов. Так, Кирилл Ерохин возглавляет направление по работе с инвесторами. За 2015-2016 годы практически с нуля построил систему взаимодействия с инвесторами на Дальнем Востоке, мы за год подписали около 180 соглашений. Роман Комиссаров, первоклассный специалист по Юго-Восточной Азии, ответственный за формирование экспорта, налаживает работу с Китаем, как с перспективным бизнес-партнером, в частности, в вопросах экспорта воды. Я могу долго рассказывать про команду, это действительно очень профессиональные и мотивированные люди.
— 14 сентября во Владикавказе был презентован первый брендовый маршрут крупнейшего туроператора TUI по Северной Осетии. Судя по информации, которая появилась в СМИ, значимую роль в этом событии сыграло Агентство развития РСО-Алания. Каким будет следующий шаг в развитии туристического направления?
— Нам действительно удалось договориться как о формировании первого брендового маршрута, так и об открытии офиса TUI во Владикавказе. Это, безусловно, результат работы Агентства, но замечу, что отношения с TUI у республики сформировались достаточно давно. Это к вопросу более эффективного использования уже имеющихся ресурсов: Агентство зачастую выступает катализатором процессов, которые на каком-то этапе казались бесперспективными или по каким-то причинам не приносили результата. Для нас приезд TUI, а чуть раньше, китайской делегации туроператоров – хороший стресс-тест системы, который высветил многие болевые точки. Мы получили концентрированную обратную связь, которую при другом раскладе можно было собирать годами. Так, сложности с местами размещения и комфортными средствами передвижения – проблема достаточно конкретная, а недостаток или отсутствие сервисной культуры, туристско-ориентированной ментальности – задача масштабная, задача первостепенной важности. Совместно с игроками туристического рынка и представителями системы образования начали работать над подготовкой профессиональных кадров для туриндустрии.
— Некоторое время назад было анонсировано создание проектного офиса РСО-Алания при участии Агентства развития и назначение Вас Председателем проектного офиса. Расскажите, пожалуйста, про цели и задачи этой структуры?
— Здесь можно сразу расставить акценты: если Агентство развития – «штаб» Стратегии, то Проектный офис – механизм ее реализации. В современной системе управления существует вертикаль власти, которая формировалась десятилетиями как константа, но мир очень быстро меняется. Сегодня время и скорость принятия решений становятся важным конкурентным преимуществом. Очевидно, что нужно подключать новые формы и инструменты управления. Поэтому по инициативе Президента России проводится реформирование деятельности государственного аппарата. Все большую распространенность получает проектный подход к управлению развитием. Это касается всех уровней власти. На федеральном уровне проектный офис правительства успешно функционирует с 2016 года. Проектный подход давно и успешно применяется в бизнесе: когда есть конкретная задача, есть критерии оценки эффективности и есть понимание результата, к которому мы стремимся. Проектный офис формулирует приоритетные проекты, создает рабочие группы под конкретные задачи и в оперативном режиме их решает. Это горизонтальная система, когда в одной рабочей группе могут взаимодействовать министр, представитель ведомства и предприниматель, например. Ранги и звания уходят на второй план, важны только компетенции и, главное, результат. Есть успешный опыт использования проектного офиса для решения государственных задач в Великобритании, Малайзии, Сингапуре.
— Как на такой подход отреагировали в правительстве республики? Не было ли сопротивления со стороны министерств?
— Сопротивления как такового не было, непонимание присутствовало. Новое, как правило, принимается трудно. Непросто с энтузиазмом выходить из привычной зоны комфорта. Важно заметить: решения проектного офиса являются обязательными для исполнения на территории республики. К тому же, у проектного офиса есть полномочия инициировать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти от имени республики, поэтому, момент настройки формата взаимодействия, конечно, присутствовал.
— Офис уже реализует приоритетные проекты?
— Да, первый проект «Госпрограммы», его цель – эффективное и результативное привлечение бюджетных инвестиций в республику, контроль за эффективностью их использования. В цифрах – плюс 20% объема средств из федерального бюджета по всем направлениям («Сельское хозяйство», «Здравоохранение», «Содействие занятости»). На выходе это новые школы, новые больницы, новые дома творчества. Это кропотливая и планомерная работа, которая даст результат уже в следующем году.
— Северная Осетия сегодня занимает 72-ое место (из 85) в рейтинге состояния инвестиционного климата регионов. Что предпринимается, чтобы республика стала более привлекательной для инвесторов?
— Глава республики и Агентство развития РСО-Алания нацелены на создание благоприятного режима для ведения бизнеса на территории республики. Агентство внедряет принцип «одного окна», обеспечивая весь цикл сопровождения инвестиционного проекта, имеет эксклюзивные полномочия в части обеспечения интересов инвесторов.
Сегодня мы формируем приоритетный проект «Улучшение инвестиционного климата», который предусматривает интенсивное внедрение зарекомендовавших себя целевых моделей АСИ (Агентства стратегических инициатив), развитие институтов, предоставляющих доступное финансирование, мероприятия, способствующие повышению компетентности предпринимателей. Наиболее крупные проекты будем сопровождать «в ручном режиме» с вовлечением Главы, правительства, институтов развития. Будем рады сотрудничать с парламентом.
— Мы говорим о преференциях для внешних инвесторов? Или речь в том числе о местных предпринимателях?
— Фундамент здоровой экономики конкретного региона напрямую зависит от того, насколько комфортно себя чувствует местный бизнес. Создание условий для бизнеса – это системная работа, основанная на взаимном сотрудничестве власти и бизнеса. Агентство – связующее звено. Мы формируем прозрачную культуру конструктивного диалога между бизнесом и властью – это самое важное, что мы хотим привнести в предпринимательскую среду Осетии.
Республике интересен внутренний инвестор – нам выгоднее вложиться в создание комфортных условий для тех, кто уже работает в Осетии, чем объяснять внешнему предпринимателю, почему РСО-Алания – перспективная территория для инвестиций.
Акцент на взаимодействие с местным бизнесом конвертируется в цифры. Мы собрали актуальный портфель инвестиционных проектов на 12 млрд рублей. Это проекты класса А — проработанные и с высокими шансами реализации.
— Как с Вами можно связаться предпринимателям и другим заинтересованным лицам?
— Наш офис расположен по адресу: улица Ленина, дом 2. Оптимальный вариант – позвонить по рабочему номеру (41-11-90; 41-11-91), кратко описать вопрос и договориться о дате и времени встречи.
— В 2014 году Вы заняли первое место в федеральном рейтинге директоров по взаимодействию с органами власти (ИД Коммерсант). Очевидно, налаживание связей между властью и бизнесом – одна из ваших сильных компетенций. Какие еще сильные стороны Вы в себе признаете? Как боретесь со слабыми?
— Мои наставники, бывшие руководители научили четко и ясно формулировать цель, что можно считать результатом, а что нельзя. Если это понимание едино у всей команды, случается успех. Если говорить о слабых сторонах, порой не хватает терпения. Но тут лучший судья — время, оно все расставит на свои места.
— Что для себя лично Вы будете считать критерием эффективности работы Агентства развития?
— И просто и сложно. Если просто — то привлеченные инвестиции и новые рабочие места. Сложно — устойчивое развитие экономики и социальной сферы. Репутация республики — как предпочтительной территории для развития бизнеса и для жизни, надежного партнера на всех уровнях взаимодействия.
— Вы три месяца в Осетии. Помните свои первые ощущения? Что-то кардинально поменялось за это время?
— У меня в Осетии появились друзья, это главное. Достойные, благородные и честные, за встречу с которыми я всегда буду благодарен осетинской земле. Люди и человеческие отношения в любом проекте, в любом бизнесе, в любой истории – всегда самая большая ценность.
— Павел Александрович, спасибо за беседу!
Елена 15-Гобозова