Тeрмин AЛAНOВEДEНИE был впeрвыe ввeдeн в нaучный и oбщeствeнный oбoрoт в 2005 гoду, в мoнoгрaфии «Нaциoнaльнaя дoктринa Aлaнии – XXI век». Само появление данного термина было обусловлено невозможностью, объяснить накопленный отечественными и зарубежными исследователями эмпирический, теоретический материал по вопросам истории происхождения ир-ас-аланского народа, специфики его национального языка, культуры, политических и духовных воззрений придерживаясь старой парадигмы его развития.
Корневой основой понятия «осетиноведение» выступает слово «осетин», появившееся в историографии лишь в середине XVIII в. н.э. Данный грузино-руссифицированный термин в своей основе является результатом совершенно неправильного сложения. Он как с исторической, так и с лингвистической точки зрения неадекватно отражает этнонациональную историю ир-ас-аланского народа. Соответственно рамки «осетиноведения», хотим мы того или нет, охватывают лишь последний 300-летний временной период национальной истории алан. Последнее не просто обедняет их национальную историю, оно, их, ее лишает.
Напротив АЛАНОВЕДЕНИЕзначительно расширяя рамки научных исследований (V тыс. до н.э. – III тыс. н.э.) в области иранистики более адекватно отражает существо стоящих перед ней научно-практических задач. Поэтому предложения, содержащиеся в «Национальной доктрине Алании – XXI век» сводились к переходу от превалирующего и сегодня на уровне официальной науки неисторического термина «осетиноведение» к историческому термину АЛАНОВЕДЕНИЕ.
Национально-государственная значимость поставленного вопроса предопределила необходимость формулирования определения того, что следует понимать под категорией алановедение. АЛАНОВЕДЕНИЕ – научное направление в иранистике, включающее в себя исследования по вопросам истории, традиционной культуры, языка, духовного мировоззрения, политического устройства североиранского суперэтноса, который под различными именами, в частности – ир, ас, яс, скиф, сармат, алан, роксолан, аорс, массагет, сак, гимири, языги др., господствовал на протяжении тысячелетий (V тыс. до н.э. – I тыс. н.э.) в Евразии.
Казалось бы, чего проще, вооружитесь новым пониманием рассматриваемого вопроса и откройте для себя перспективные направления научных исследований. Однако сменяются политические эпохи, одни руководители Алании-Осетии сменяют других, но при этом неизменным остается одно уничижительное отношение к национальной истории и культуре ир-ас-аланского народа в широком смысле этих понятий. Какие еще события должны потрясти Аланию? Какие еще «подарки» должны преподнести многонациональному народу Алании ее соседи, чтобы официальная гуманитарная наука, а вместе с ней и политическая элита Алании (Государство Алания, РСО-Алания) вышли из того интеллектуального оцепенения, в котором они находятся более 100 лет? Данное противоестественное состояние наглядно проявляется в неприятии ими, по сей день,понятия АЛАНОВЕДЕНИЕ, что препятствует полноценномунациостроительству аланского народа.
Вместе с тем, природа не терпит пустоты. Выйдя из забвения АЛАНОВЕДЕНИЕ вне воли отдельных политиков, чиновников от науки само стало творить на бескрайних просторах ноосферы.
Директор Института национального развития
им. Царазон Ас-Багатара,
профессор Хадзымат ДЗАНАЙТЫ