Нa aкaдeмичeскoм урoвнe дoкaзaнo тoждeствo эндoэтнoнимoв (сaмoнaзвaний) ирон = арий = алан. Данное положение принято и уже не оспаривается представителями мировой гуманитарной науки. Поэтому необходимо сформулировать принципиально новую концепцию по диалектологии нашего национального языка. В основу данной концепции положен географический принцип.
Соответственно аланский язык подразделяется на два диалекта: западно-аланский и восточно-аланский. Нæ мадæлон æвзагыл дзургæйæ, ацы хъуыды æмбарын æмæ фыссын хъæуы афтæ: ирон æвзаг æмæ йæ дыууæ диалекты – ныгуылæйнаг-ирон; скæсæйнаг-ирон.
Этапы исторического развития аланского (иронского) языка предлагается рассматривать следующим образом: диалектные формы (4-7 вв. н.э.) → общенародный язык (8-9 вв. н.э.) → диалектные формы (15-16 вв. н.э.) → общенародный язык (18 в. н.э.). Аланский (иронский) общенародный язык в своем историческом развитии совершил своеобразный кругооборот по восходящей спирали. Отсюда, ныне функционирующий общенародный язык на основе вост.- аланского диалекта есть не что иное, как обновленная форма действовавшего уже в средние века и ранее общенародного языка (на основе зап.- аланского диалекта). По этим объективным основаниям он и был положен в основу национального стандартизированного литературного аланского (иронского) языка, которым владеет весь народ.
Давно следует понять простую истину – то, что по недопониманию именуется «дигорским языком» в действительности есть староиронский (староаланский) язык. Следовательно, говорить сегодня о нем, как об отдельном языке, с приданием ему статуса общенародного, государственного языка иронского (аланского) народа есть не только отход от базовых положений языкознания, но и от здравого смысла как токового.
Хадзымат ДЗАНАЙТЫ