Минфин РФ и Правительство Северной Осетии разъяснили свои позиции по письму замминистра финансов

18 aвгустa в гaзeтe «Кoммeрсaнт» вышлa стaтья «Глaву Сeвeрнoй Oсeтии прeдупрeдили o нeпoлнoм бюджeтнoм сooтвeтствии». Зa oснoву взятo письмo зaмeститeля Министрa финaнсoв Рoссии Лeoнидa Гoрнинa, кoтoрoe пoступилo в aдрeс Глaвы РСO-Aлaния Вячeслaвa Битaрoвa. Oднaкo, инфoрмaция, укaзaннaя в дoкумeнтe, вырвaнa из кoнтeкстa и интeрпрeтирoвaнa oднoбoкo.

Этo дoкaзывaeт и кoммeнтaрий Минфинa Рoссии в связи с укaзaннoй публикaциeй.

Кaк сooбщaeтся нa oфициaльнoм сaйтe вeдoмствa, дaннoe письмo являeтся стaндaртнoй прoцeдурoй. «В письмe, нaпрaвлeннoм в aдрeс глaвы Рeспублики Сeвeрнaя Oсeтия-Aлaния, дaны рeкoмeндaции по оптимизации расходных обязательств Республики, совершенствованию нормативной базы, повышению эффективности управления региональными финансами. Аналогичные письма и рекомендации регулярно направляются в адрес руководителей всех субъектов РФ и являются стандартной практикой работы Минфина России с региональными администрациями. В рамках своей текущей работы министерство направляет в адрес руководителей регионов выводы о ситуации в бюджетной сфере, оказывает методологическую и иную поддержку, необходимую для повышения сбалансированности бюджетов субъектов», — говорится в сообщении.

Более того, Министерство финансов РФ уточнило, что не ставило вопрос о кадровых изменениях в руководстве РСО-Алания.

Следует отметить, что данное письмо было направлено в связи с обращением Главы республики на имя руководства страны о необходимости оказания финансовой помощи Северной Осетии для решения ряда социальных проблем, в том числе выполнения майских указов Президента. Для субъектов РФ в порядке вещей обращаться с подобными вопросами в федеральный центр и, как было сказано, это шаблонный ответ Минфина России, в котором рекомендуется изыскать внутренние резервы.

Республика четко и обоснованно запланировала поступления на 2017 год доходов от продажи активов и, в настоящее время, все имущество реализовывается по ценам, основанным на независимой рыночной оценке. В сегодняшних реалиях поиск потенциальных инвесторов является непростой задачей. Республиканская собственность и пакеты акций предприятий приходится многократно выставлять на торги. Вся информация в открытом доступе размещена на официальных сайтах. Однако, пока инвесторов, готовых приобрести республиканское имущество по рыночным ценам нет.

При этом отсутствие на рынке реальных покупателей не может являться основанием для формирования мнения о заведомо завышенных показателях доходной части республиканского бюджета.

Новое Правительство отошло от практики прошлых лет, когда республиканская собственность и земли реализовывались по заниженным ценам и в результате сомнительных сделок, которые сейчас расследуются в рамках уголовных дел, в том числе по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нём». В настоящее время в отношении членов предыдущего Правительства, с участием в том числе чиновников федерального уровня возбуждены уголовные дела.

Достаточно вспомнить лишь несколько эпизодов. Например, по незаконной продаже земельных участков, площадью 302 га, расположенных в черте г. Владикавказ по цене 6 млн 89 тыс. рублей. При этом, как следует из заключения товароведческой судебной экспертизы, реальная рыночная стоимость участков на конец 2013 года составляла 107 млн 876 тыс. рублей. Также много вопросов вызывают сделки по продаже имущества в центре г. Владикавказ, когда помещения, площадью более 1200 квадратных метров, продавались за 8 млн рублей. И таких примеров немало.

Как неоднократно заявлял Глава республики Вячеслав Битаров, подобной практики больше не будет, а незаконно реализованное имущество должно быть возвращено в собственность республики.

В письме в негативном контексте говорится и о росте капитальных вложений, более чем на 1 млрд рублей. Но ведь это, безусловно, положительный результат политики республиканских властей. Северная Осетия долгие годы не могла в должной мере участвовать в федеральных программах из-за высокого уровня софинансирования и отсутствия необходимых проектно-сметных документов. И в итоге республика серьезно отстала от других регионов по темпам ввода жизненно важных социальных объектов. С большим трудом ситуацию удалось переломить. Указанный миллиард — целевые федеральные средства, за счет которых в республике возводятся крупные объекты.

Так, благодаря поддержке федерального центра, решена многолетняя проблема строительства противотуберкулезного диспансера, который необходим республике из-за высокого уровня заболеваемости. В с. Сурх-Дигора вместо ветхой школы довоенной постройки, возводится новая, отвечающая всем современным требованиям. В Моздокском районе, который на протяжении многих лет был обделен вниманием, ведется работа по водоснабжению крупного населенного пункта, где долгое время отсутствовала питьевая вода. И это далеко не полный перечень социально значимых объектов, строящихся и реконструируемых в республике. И руководство, и жители Северной Осетии рассчитывают на то, что эта тенденция будет продолжена.

Что касается так называемых «иных закупок для обеспечения государственных нужд», то их рост связан с необходимостью погашения кредиторской задолженности прошлых лет, в том числе по таким социально значимым расходам, как медикаменты, питание и аналогичные расходы, без которых невозможно функционирование государственных и муниципальных учреждений. И в 2016 году республиканские власти были вынуждены направлять львиную часть всех бюджетных средств на выполнение обязательств по долгам предыдущего Правительства. Следует отметить, что за период с 2008 по 2014 гг. государственный долг вырос до огромной по меркам республики суммы 9 млрд рублей. В связи с необходимостью восстановления израсходованных не на установленные цели в предыдущие годы федеральных целевых средств, в начале 2016 года было возвращено в федеральный бюджет более 2 млрд рублей.

В 2016 г. ситуацию с госдолгом удалось стабилизировать. По итогам года его соотношение к налоговым и неналоговым доходам снизилось с 119% до 91%.

В результате замещения банковских кредитов на бюджетные снизились коммерческие кредиты, получаемые под 14 и более процентов годовых – с 4,5 млрд рублей до 230 млн рублей на данный момент. Сегодня республика активно использует бюджетные и краткосрочные казначейские кредиты, ставка по которым минимальна – 0,1% годовых, которые погашаются до конца года. Соответственно, благодаря усилиям действующей власти, расходы на обслуживание долга удалось сократить в 2016 году на 270 млн рублей, а за истекший период 2017 года еще на 65 млн рублей, из которых 50 млн рублей будут направлены на существенное повышение заработной платы работникам сферы культуры в целях исполнения «майских» указов Президента страны.

В 2017 году удалось стабилизировать ситуацию и с кредиторской задолженностью, наблюдается планомерное снижение. Однако для ее погашения как раз и необходимо увеличение «иных закупок», которое, в свою очередь, не одобряет Минфин России. Рост указанных расходов стал возможен в связи с увеличением возможностей бюджета, благодаря большому росту налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета, что, кстати, также отмечается в письме Минфина России. Так, в нем указано, что доходы консолидированного бюджета республики в первом полугодии возросли на 13% к уровню 2016 года, в том числе по налогу на прибыль рост составил 74%.

Также следует отметить, что по итогам 2016 года рост налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета составил 33%. По сравнению с 2015 годом указанных доходов поступило на 2,5 млрд рублей больше. Это один из наиболее высоких темпов роста по стране.

Результатами работы руководства республики в данном направлении остался доволен полпред Президента РФ в СКФО Олег Белавенцев. Во время своего визита в Северную Осетию он заявил, что результаты деятельности Главы республики в 2016 году вызывают уважение и одобрение. В частности, снизилась дотационность с 56 процентов до 47.

Рост субсидирования некоммерческих организаций связан с необходимостью финансирования негосударственных учреждений дошкольного образования в связи с увеличением численности детей в них, а также с необходимостью поддержки социально ориентированных субъектов малого бизнеса путем предоставления им гарантий. Такая надобность возникла в связи с ликвидацией действовавшего ранее гарантийного фонда, средства которого — более 100 млн рублей – пропали в результате ликвидации регионального банка БРР, аффилированного с предыдущим Правительством. По факту банкротства банка также возбуждено уголовное дело.

Исполнение бюджета осложняется многочисленными судебными исками по неисполненным обязательствам прошлых лет, которые брала на себя прежняя власть, но не выполняла. Сотни миллионов рублей взыскиваются с республиканского бюджета по указанным искам. Так, в данный момент опротестовано судебное решение, в соответствии с которым республика должна выплатить 131 млн рублей по долгам уже ликвидированного футбольного клуба «Алания», тянущимся с 2012 года.

Проблемы в бюджетной сфере складывались на протяжении многих лет, и решить их в короткие сроки невозможно. Тем не менее, Минфин России отмечает своевременное выполнение республикой своих обязательств в полном объеме на протяжении двух последних лет. Вся информация, связанная с планированием и исполнением республиканского бюджета прозрачна и общедоступна, а все потребности республики обоснованы и связаны с необходимостью улучшения социально-экономической ситуации. В связи с этим, речи о проведении неэффективной бюджетной и долговой политики идти не может.

Вывод один – статья в «Коммерсанте» опубликована с одной целью –дестабилизировать обстановку в республике перед выборами и, кроме как заказной провокацией, ее никак не назовешь.


Сайт Главы РСО-А

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.