Eгo имя дaвнo стaлo oдним из симвoлoв нaциoнaльнoй xoрeoгрaфии, oдним из тex мaякoв, нa который много лет ориентировались молодые поколения осетинской хореографической школы. Потому что Мэлс Шавлохов – величина, глыба, непререкаемый авторитет и эталон профессионализма, признанный мастер сцены, слово которого заставляет придерживаться именно тех основополагающих принципов, которые и составляют уникальность осетинского танца. Его связь с осетинской культурой была, пожалуй, предопределена с самого рождения. И дело не только в генетике. Его отец – Мухтар Шавлохов, известный осетинский поэт, драматург и артист, мать – артистка, мастер юго-осетинской сцены Варвара Гаглоева уже с самого рождения воспитывали сына в атмосфере творчества и любви к сцене. Он по много часов сидел за кулисами, пока родители работали, пока шли многочасовые репетиции и вечерами на сцене театра демонстрировались спектакли. Это было отнюдь не вынужденное скучное ожидание. Когда-то давно, лет пятнадцать назад, он рассказывал, что ждал своего выхода на сцену уже с трехлетнего возраста и всегда мысленно к этому готовился. Он начинал постигать искусство именно здесь, за кулисами, затаив дыхание следя за каждым движением артистов и танцоров легендарного «Симд»-а…
Уже в возрасте девяти лет родители отдали его в детскую студию танца при государственном ансамбле «Симд». Именно с этим коллективом он впервые вышел на сцену и именно здесь же после окончания школы начал работать хореографом-постановщиком. Деятельность Мэлса Шавлохова не ограничивалась работой только в государственном ансамбле. В разное время он руководил хореографическим коллективом цхинвальского Дома культуры, детским хореографическим ансамблем Дома учителя «Зилгæ». С этими коллективами Мэлс Мухтарович выступал не только на сценических площадках Южной Осетии, но и за еепределами. Его мастерство и профессиональный уровень подготовки воспитанников высоко оценивались специалистами, однако личного удовлетворения все это не приносило – молодой хореограф стремился к профессиональным высотам.
Он стал ближе к своей мечте, став студентом балетмейстерского отделения Государственного института театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС). Уже после окончания ВУЗа его направили в город Оренбург, где он несколько лет работал главным балетмейстером Русского народного хора. Но перспективы, возможности самореализации вдали от Родины были непривлекательны для молодого специалиста – он чувствовал свое предназначение только в служении родному национальному искусству. Мэлс вернулся в Южную Осетию в 1970-ом и сразу же оказался в одном из центров осетинской культуры – Государственный ансамбль «Симд» в те годы находился на пике своего творческого развития. Но Шавлохов привнес в его работу много нового и неординарного. Художественный руководитель и главный балетмейстер «Симд»-а, он параллельно преподавал спецдисциплины на различных факультетах Цхинвальского музучилища, щедро делился секретами профессионального мастерства с подрастающим поколением, работая балетмейстером и в Доме пионеров. Более того, знания и опыт Мэлса Мухтаровича были востребованы и в театральном искусстве. В разные годы он выступал постановщиком танцев целого ряда спектаклей родного театра. Драмы Владимира Ванеева «Аланты ус-паддзах Зарина», «Хилачы фидар», комедия «Шахматтæ», драма Михаила Гучмазова «Фыдæлты уæзæг», драма Геора Хугаева «Сау нымæт» – это лишь несколько постановок из огромного перечня, которые украсил мастерский почерк балетмейстера Шавлохова.
Отдельно следует отметить и его вклад в развитие радиовещания, в обогащении культурных программ юго-осетинского Радиокомитета. Кропотливая работа по исследованию творческого наследия выдающегося деятеля культуры Бориса Галати, цикл передач об артистах юго-осетинского Госдрамтеатра, передачи, посвященные художественной самодеятельности – профессиональный почерк Мэлса Шавлохова был уникален в своем роде и узнаваем радиослушателями. Вообще, при знакомстве с жизненным и творческим путем Мэлса Мухтаровича, посещает удивление, как такая разносторонняя творческая деятельность была под силу одному человеку, как на протяжении многих лет можно так неустанно работать, вносить свой посильный вклад в развитие национальной культуры.
…Он не ушел из профессии даже после выхода на пенсию. В начале 90-ых, в сложнейший период послевоенного лихолетья, культурная жизнь Цхинвала озарилась ярким событием – открылась детская хореографическая школа-студия. Возглавил ее он – Мэлс Шавлохов – прославленный мастер сцены. К совместной работе Мастер пригласил многих из своих бывших учеников и коллег, однако деятельность творческого коллектива, несмотря на очевидные успехи, совсем скоро сошла на нет – тогдашнее безвременье выбросило этот важный центр культуры на задворки чиновничьего внимания.
Еще одним важным и, пожалуй, самым весомым вкладом Мэлса Мухтаровича являются его исследовательские работы, которые вышли в свет отдельными книгами и брошюрами. «Осетинские народные танцы», «Об осетинской хореографии», «Осетинский танец и танцевальный коллектив» – любая из этих работ может служить пособием для хореографов и хореографических коллективов. Здесь и история национальных танцев, и профессиональное объяснение элементов и движений, и композиционные построения, и рекомендации для постановок. Автор в своих книгах привлекает обширный исторический, этнографический и даже археологический материал, ссылается на самые разные источники. Все это позволяет лучше понять уникальность и характерную особенность осетинских танцевальных традиций, ведь танец для осетин – это не только один из видов искусства, а неотъемлемая часть их жизненного уклада, жизненной философии… «Осетинская культура – это не только танец Симд. Она взаимосвязана с историей народа и литературным наследием классиков. Если наши дети не будут знать историю предков, владеть языком и разбираться в литературе, национальной музыке, возродить и продвинуть свою культуру мы не сможем», – рассказывал Мэлс Мухтарович в интервью нашей газете несколько лет назад. Именно с учетом этих требований он и подходит к составлению своих книг, каждая из которых, по сути, является учебным пособием. Поэтому, когда несколько лет назад в программы начальной школы в рамках программыдуховно-нравственного развития подрастающего поколения были введены часы по национальной хореографии, именно эти работы Мэлса Шавлохова были рекомендованы Министерством образования РЮО в качестве учебных пособий для школьных хореографов.
Еще одно направление исследовательской работы Мэлса Мухтаровича – богатейший материал, собранный им о людях, которые внесли весомый вклад в развитие национальной культуры. Многие из них были его современниками, а о представителях более старшего поколения приходилось собирать материал буквально по крупицам. Отдельными книгами и брошюрами вышли его исследования о жизни и деятельности выдающегося деятеля искусств, члена Союза художников СССР Таурбека (Тата) Гаглоева, народного артиста РЮО Федора Харебати, легендарного танцора Владимира Хетагурова, гениального художника, основоположника осетинской художественной школы Махарбека Туганова, видного осетинского хореографа Заурбега Бирагова и других знаковых имен осетинской национальной культуры. И тут надо сказать, что книги, исследовательские работы Мэлса Шавлохова представляют огромную ценность и уникальны в своем роде. Во-первых, подобные разработки нам необходимы. Ими будут пользоваться профессионалы, они важны и нужны каждому осетину вне зависимости от рода деятельности. Культурное наследие – это то, что нас прославляло и будет в будущем прославлять во всем мире. И в этом вопросе зафиксированным документально работам, без преувеличения, нет цены.
20 сентября Народному артисту РЮО Мэлсу Мухтаровичу Шавлохову исполнилось 80 лет, из которых он более семи десятков лет преданно и самозабвенно служит национальной культуре. Это не подведение итогов жизни, поскольку он еще сможет, да и просто обязан порадовать ценителей искусства результатами своей деятельности. Поэтому самое важное, что хочется пожелать прославленному Мастеру, это – здоровья и еще долгих лет жизни. От всей души!..
Рада Дзагоева