Зoдиaкaльный мeтaлл Нaтaльи Лeвчeнкo прeдoпрeдeлил ee прoфeссиoнaльную судьбу.
Нa двa фрoнтa
Из 42 лeт свoeгo трудoвoгo стaжa 39 Нaтaлья Лeвчeнкo зaнимaeтся oдним — пeрeмaтывaeт oбмoтку элeктрoдвигaтeлeй. И тoлькo сoвсeм нeдaвнo узнaлa, что ее металл по гороскопу — медь. Этим она объясняет свою преданность выбранной однажды профессии. Она «мотала» медную проволоку сначала на орджоникидзевском хладокомбинате. С пополнением в семье стала это делать еще и на заводе «Радуга».
Но настал момент, когда перебежки с одного предприятия на другое стали утомлять. Наталья поняла, что нужно остановиться. А как это сделать, если дети растут, а вместе с ними увеличиваются и расходы. В общем, нужно найти место, где платили бы достаточно для того, чтобы после рабочего дня можно было сразу идти домой. В городе было только одно предприятие, где электродвигателей много, а значит, ее профессиональные навыки могли быть очень востребованы.
Апокалипсис и
катарсис
Наталья не ошиблась — электродвигателей было много, а перемотчиков не хватало. Поэтому с первой же попытки она получила место слесаря по ремонту электрических машин в мастерской электроцеха «Электроцинка».
— В первый день, когда шла по территории, вся эта разруха и неухоженность вокруг ассоциировались почему-то с концлагерем, — со смехом вспоминает Наталья.
Это был 2004 год. И, наверное, ей можно верить. Зато все те изменения, свидетелем которых она была в течение 12 лет, вызывают у нее восхищение и желание оставаться и работать здесь как можно дольше.
Чем дальше в «лес»…
До недавнего времени Наталья и ее коллеги меняли обмотку на двигателях до 100 кВт. В прошлом году они освоили 200-киловаттные.
— Эти агрегаты очень тяжелые. Для их обмотки, соответственно, применяется медный провод толще, чем для меньших двигателей. Одна бухта, с которой мы наматываем катушки для обмотки, весит 20-22 кг. А их нужно подвесить 8-9 штук и прокрутить на специальном станке. Работа с ними требует хорошей физической формы, — говорит Наталья.
Переносить эти бухты с медным проводом, а потом отбивать тяжелым молотком каждый круг катушки, чтобы плотнее лег. И это в течение всего рабочего дня. На что точно не рассчитаны женские руки, так это на переноску частей электродвигателей — статора и ротора. И здесь уже без крепких мужских рук не обойтись, поэтому в мастерской наготове всегда есть представитель сильной половины человечества.
Набирая витки
И все-таки «физика» — не главное в работе. Знание особенностей обмотки каждого электродвигателя — вот что ценится в этой профессии.
— Так просто двигатель не соберешь. У нас есть справочники. Когда поступает двигатель, мы смотрим схему, проверяем шаг обмотки, на какой раз ложится, с какого паза. Там еще бывают параллельные ветви, одна или несколько. Витки считаем, замеряем провод. И по катушке мы можем определить, на сколько оборотов этот двигатель — на 1 000, 1 500 и так далее. Но с годами у меня наработался опыт и все это не представляет сложности, — говорит Наталья.
Об опыте нашей героини говорит и то, с каким знанием дела она рассказывает о самом процессе: «Загильзовали. Мотаем катушки, потом в пазы и по виточку все укладываем. Затем — заднюю часть и собираем схему. Все они разные — на 700, 1 000, 1 500, 3 000 оборотов».
Анна Савельева