Лиза Габарати: В коллективе меня называют «жесткой леди»

Дизaйнeр Лизa Гaбaрaти — oб идeoлoгии, кoнкурeнции и жизнeннoм крeдo.

 

— Лизa, пoслe oкoнчaния институтa вы уexaли в Мoскву, гдe устрoились нa достойную работу. Как так получилось, что оставив все, чего может желать молодой специалист, вы вернулись обратно?

— В Москву я отправилась, взяв с собой свои дипломы и портфолио. Устроилась на работу с отличным руководством и командой. Но, как оказалось, инициатива там приветствовалась больше на уровне идей, нежели на практике. Поняв, что работать так я не смогу, я пробовала сотрудничать с другими фирмами, но в период кризиса организации не собирались расширять штат. Пришлось работать фрилансером, параллельно выполняя изделия в этническом стиле, но они мало кого тогда интересовали.

Это стало отправной точкой в решении вернуться домой?

— Не совсем. Я соскучилась по дому, по родителям и планировала вернуться буквально на месяц, как это часто бывает, а потом с новыми силами – обратно. Но родная атмосфера, уютный климат и вкусная еда сделали свое дело (смеется). Я решила остаться там, где мне по-настоящему хорошо.

— Трудно было начинать все с нуля или же какая-то база уже имелась?

— Я никогда не скрывала, что начала свое дело, воспользовавшись средствами гранта для открытия малого бизнеса. На эти деньги я смогла купить пару машинок, снять скромное помещение — для меня это было более чем прорывом. Оглядываясь назад, я понимаю, что меня тогда очень выручала моя молодость. Сейчас я бы не смогла повторить все то, что сделала в те годы. А когда ты наивен и энергичен, голова не засорена заботами и предрассудками, кажется что тебе под силу перевернуть весь мир.

— Почему именно национальная эстетика? Это патриотизм или хотелось проявить оригинальность?

— Если я отвечу, что мне это просто нравится, мне не поверят. Скажут, что сейчас, в свете всей этой популяризации национальных мотивов, на этом можно хорошо зарабатывать. Но еще во время обучения в институте, все мои работы были выполнены в этом стиле. К тому же, я в детстве видела, как бабушка своими руками создавала целые комплекты национальной одежды. Вместо мультфильмов я смотрела наше кино. Так было заведено в нашем доме, так что могу сказать, что любовь к национальным ценностям осетин я впитала с молоком матери. В институте я почти все деньги тратила на покупку тематических книг и журналов. На свою первую стипендию приобрела книгу Валерия Цагараева «Искусство и время». Помню, как сидела на проспекте и буквально взахлеб ее читала. Несмотря на косые взгляды прохожих, я была такая счастливая.

— Я часто наблюдаю, что люди в национальной одежде предпочитают разговаривать исключительно на родном языке. Можно ли сказать, что это взаимосвязано?

— В какой-то степени да. Я считаю, что вообще вся национальная тематика несет в себе очень сильную энергетику. Расскажу один случай, который произошел во время показа нашей коллекции на студвесне и произвел на меня неизгладимое впечатление. Представьте шумный зал, смех, разговоры — все как обычно, казалось, людей невозможно было унять. И вот, когда настал наш черед, мы непосредственно перед показом включили музыку, которую свели с ди-джеем, музыка была нашей национальной, но с наложенными на нее битами, это тогда стало очень модным. И вы даже не представляете какой эффект это дало, я стояла за кулисами и…у вас когда-нибудь было ощущение, что время остановилось? Даже сейчас отчетливо помню, как по коже побежали мурашки, когда с первых же нот огромный зал просто замер. Я тогда убедилась, что привить любовь к традициям невозможно, она уже есть в нас на подсознательном, генетическом уровне.

— Что означает ваш логотип? Как он создавался?

— Свою первую коллекцию, созданную еще в 2005 году, я назвала «АМАГА-collection». Амага была скифской царицей. Будучи волевой и харизматичной женщиной, она повела за собой войско и, несмотря на то, что ее супруг был убит, она не пала духом и выиграла эту битву. Меня всегда восхищала эта история, поэтому и нашу организацию было решено назвать «АМАГА». Что касается непосредственно логотипа, он также связан со скифской мифологией: на нем изображена богиня земли, плодородия и женского начала мира — Апи. Суть в том, что Апи — это крылатая змееногая богиня и это позволяет ей существовать в трех стихиях: в воде, на земле и в воздухе. Это — идеология. Мне очень нравится, как Апи изображается в орнаментальном стиле, но так как на момент создания логотипа у нас были и остаются по сей день планы выйти на европейский рынок, мы скорректировали ее под формат логотипа. Многие думают, что это ласточка, некоторые вообще видят Бэтмена (смеется). Надеюсь, после прочтения этого интервью видение людей изменится.

— Вы единолично занимаетесь разработкой дизайнов?

— Стараюсь все разрабатывать сама, не потому что не доверяю своей команде, просто считаю это правильным.

— Среди ваших клиентов есть медийные личности, в т.ч. и политики. Национальный стиль в одежде – это дань моде или желание вернуться к истокам?

— Мне хочется верить, что люди приходят к нам не потому что им нужна модная рубашка, а потому что они чувствует свою принадлежность к чему-то большему. Не думаю, что тех же высокопоставленных людей интересует гонка за модными тенденциями. Повторюсь, любовь к истокам заложена в нас с рождения. Помню, как к нам привели мальчика лет трех, и когда мы показали ему его рубашку, я увидела, как загорелись его глаза. Тогда я поняла, что все, что мы делаем — не напрасно.

— Ваши рубашки полюбились и главе республики Вячеславу Битарову…

— Да, в день празднования Осетинского языка наша студия представила коллекцию одежды на экспозиции в вестибюле Осетинского Театра. Там, вместе с остальной делегацией, Вячеслав Зелимханович обратил внимание на наши изделия и пообещал посетить нашу студию. Впоследствии он сдержал свое слово. По его заказу мы сшили ирон хæдон – рубашку в национальном осетинском стиле и особенно приятно, что он стал носить ее и на официальных мероприятиях, что, несомненно, вызвало восхищение и уважение у простых людей, особенно у старшего поколения.

— Много ли заказов из других регионов, может быть стран?

— Наши рубашки есть уже практически на всех континентах. Например, буквально утром позвонила девушка-осетинка, которая всю жизнь прожила в Киргизии и хотела приобрести наши изделия. Я думаю, что желание не отрываться от своих корней спасет нас и сплотит.

— Так уж заведено, что, наблюдая развитие успешного бизнеса, люди в Осетии, как правило, открывают аналогичное дело и порой таких организаций-близнецов приходится, грубо говоря, несколько «на один квадратный метр». Не боитесь, что следуя вашему примеру, кто-нибудь займется созданием похожей продукции, возможно даже изготовлением реплик ваших изделий? Это ведь может негативно сказаться на производстве.

— Такие люди уже есть, но меня никогда не пугала эта сторона ведения дела. Глупо браться за какое-то занятие, боясь последствий. Более того, меня это даже подстегивает. Конкуренция, если она достойная, стимулирует. Для меня тема «лидерства» болезненна, поэтому, когда я вижу, что кто-то делает лучше меня, я непременно должна превзойти этот результат.

— Думаю, для вас не секрет, что многие считают ваши изделия дорогостоящими, а также выполнение заказа у вас занимает много времени…

— У людей есть право выбора – приходить в наше ателье или нет. Часто это слышу, поэтому мы решили провести такой эксперимент: создали две идентичные линии, но разного качества и стоимости. Вы удивитесь, но этот опыт показал, что люди между доступностью и качеством выбирали второе. К тому же, я знаю качество своего сырья, поэтому работать себе в убыток — глупо. Что касается сроков, конечно, бывают случаи, когда люди приходят со словами «нужно срочно», и мы стараемся идти им навстречу. Я всегда говорю, что если человек переступил наш порог, он тем самым уже проявил к нам доверие и мы должны его оправдать. И все же, это скорее исключение из правил. Обычно мы берем на изготовление неделю, чтобы спокойно без спешки выполнить свою работу. В итоге гость получает именно то, что хотел.

— В ваши планы входит расширение, например, до уровня фабричного производства?

— Тут дело ведь не в масштабах производства, а в самой идее. Вообще, я всегда мечтала, чтобы у нас в Осетии был большой центр национальной культуры, где обучали бы прикладному искусству. И однажды я эту мечту реализую.

— Бытует мнение, что творческие люди не могут работать без вдохновения? Чем вдохновляетесь вы?

— Этот вопрос каждый раз ставит меня в тупик, потому что я не отношу себя к творческим личностям. Думаю, я более приземленный человек.

— Считаете ли себя бескомпромиссным человеком? В частности, в роли начальника? По каким критериям оцениваете сотрудников?

— Ну, моя команда считает меня жестким начальником, даже называют так — «жесткая леди», это забавно, но, думаю, оправдано. Директор у них справедливый, но строгий. На работе я стараюсь отключать сантименты и трезво смотреть на вещи. Я всегда им говорю: «Вы можете меня любить, можете ненавидеть — это ваше право. Все, чего я требую от вас — это выполнять свою работу хорошо». Если же по оплошности сотрудника гость остался недоволен, я извинюсь перед ним, но виновного покрывать не стану. Критерий только один — выполнена работа или не выполнена. Тут нет полутонов. Со временем остаются только те, кто понимает, что если делать, то делать только хорошо. Я думаю, это и есть профессионализм.

— К себе вы так же критичны?

— Да, я каждый день просыпаюсь с мыслями о том, что я бездарность. Даже когда смотрю свои старые показы, думаю: «Неужели я вот с этим выставлялась?».

— Есть ли наставления, которыми вы часто руководствуетесь? Слова, не позволяющие пасть духом?

— Таких слов много, но, пожалуй, самые важные я услышала от человека, который является для меня эталоном истинной осетинской женщины. Она сказала: «Не важно, что ты делаешь, важно, как ты это делаешь». Для меня это не просто фраза, это жизненное кредо.

— Дадите пару советов начинающим предпринимателям?

— Самый главный совет — делай то, что ты делаешь хорошо. Открыть бизнес — не проблема, куда сложнее заслужить доверие у клиента, а этого можно добиться одним способом — знать и делать свое дело на отлично. И тогда успех вам обеспечен. Конечно, ошибки бывают у всех, они неизбежны и нужны, они помогают нам совершенствоваться.

— Чего пожелаете жителям республики в преддверии Нового года?

— Мне хочется пожелать людям научиться правильно расставлять приоритеты и ставить духовное выше материального. Помнить, что жизнь конечна и поэтому нужно быть счастливыми здесь и сейчас, а не ждать подходящего случая, который, возможно, никогда не настанет. Верьте в свою мечту, ведь мечты живут там, где в них верят.

— Лиза, спасибо за приятный разговор, успехов вам!

 

 

Элина 15-Хутиева

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.