Кто вы, Нарты?

Гeрoичeский эпoс любoгo нaрoдa пoдлeжит рaссмoтрeнию и истoлкoвaнию в двух аспектах: в аспекте мифа и в аспекте истории. В нем с несомненностью присутствуют и древние мифы, и многообразные отражения исторической действительности. Мифологические элементы нартиады в сравнительно-мифологическом плане освещались уже основоположником нартологии Всеволодом Миллером, особенно глубоко и полно — французским исследователем Дюмезилем (В. И. Абаев).
Использование материалов во взаимосвязи с другими источниками позволяет историку глубже проникнуть в прошлое, раскрыть не только детали, но и особенности исторических событий и даже целых эпох, не вытекающие из источников нарративных.
Раскрытие историзма нартского эпоса, его интерпретация как исторического источника — важная, благодарная и увлекательная задача, хотя и весьма трудная. Вряд ли она может оставить равнодушным и фольклориста, и широкого читателя, интересующегося прошлым отечества.
Нартскому эпосу осетин посвящена обширная научная литература. Однако нас здесь занимает не историография нартского эпоса вообще, а в основном оценка исследователями его исторического содержания. На протяжении всего времени, в течение которого изучается нартский эпос, она была неустойчивой и противоречивой, и уже на первых порах выдвигались противоположные точки зрения.
В середине двадцатых годов появилась статья А. З. Кубалова, содержавшая попытку исторической интерпретации нартского эпоса. Суть концепции А. З. Кубалова сводится к тому, что нартские сказания — это части древних песен о борьбе Ирана с Тураном, собранных и обработанных поэтом Фирдоуси в знаменитой царственной книге Ирана «Шах-Наме».
Пожалуй, не менее курьезна и гипотеза Б. А. Алборова, изложенная им в работе «Термин «Нарт». Занимаясь изучением осетинского нартского эпоса, Б. А. Алборов, сделав ряд небезынтересных частных наблюдений, пришел в конечном итоге к выводу, что эпос создан не мелкими горскими народностями Кавказа, разобщенными друг от друга и говорящими на разных языках, а певцами и сказителями большого политического образования «Нарта», интересовавшихся генеалогией правителей своей страны, своего класса, военными столкновениями их с другими странами и классами. Этим могущественным политическим образованием на Юг от Кавказского хребта и было государство Нара или Наири в
Малой Азии, расположенное, по ассирийским источникам, между истоками Тигра, Евфрата и Аракса. Тем самым Б. А. Алборов становится на позиции порочной теории аристократического происхождения эпоса, а сам эпос лишается своей исходной почвы (В. А. Кузнецов).
Тем не менее, продолжая эту тему, этим могущественным политическим образованием на Юг от Кавказского хребта мог быть также народ Анарта на территории нынешней Индии.
А теперь давайте соберем воедино все, что нам известно о мифическом народе Нарта и определим прародину и местоположение Нарта и кто есть кто в нартском эпосе.
Нарт. Нарта
Общее название эпического рода. К роду Нарта принадлежали: Ахсартаггата, Бората и Алагата.
Жили они в трех кварталах — Верхний, Средний и Нижний Нарт. Ахсартаггата — представители Верхнего Нарта, были воинами, храбрыми и сильными людьми. Бората — представители Среднего квартала — были законниками, славились огромными богатствами. Алагата — представители Нижнего квартала — были жрецами, сильными умом, славились мудростью. Все они состояли в родстве. Однако это не мешало им вести межродовую борьбу.
Главенствующую роль играли Дзерасса, Сатана, Урузмаг, Хамыц, Сослан, Батраз, Сырдон и Ацамаз. Нартовские герои имели родственные связи с донбеттырами — обитателями подводного царства. В критические минуты они обращались к ним за помощью и, как правило, ее получали. Нартовские герои ведут бескомпромиссную борьбу с насильниками, дружат с благородными иноплеменными героями. Славные нарты-гуппурсары владеют чудодейственным хатиагским языком, они на этом языке свободно разговаривают, читают и пишут свои послания. Впоследствии нарты погибли в борьбе с Богом. Он предложил им выбор: бесславную долгую жизнь или гибель со славой. Нарты предпочли вечную славу.
1. Арии (ariya), самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии, говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков (II-I тыс. до н. э.).
2. Анарта (anarta) — родовое имя Сатьяки, идущее от названия одноименной страны Анарты или народа, упоминаемого в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», ее столица — Анартапура. Анарта отождествляется с Саураштрой (saurastra), занимавшей области нынешнего Катхиявара (полуостров на зап. Индии, между заливами Камбейским и Кач Аравийского моря.
3. Брахма, Кшатрии, Вайшью — три высшие касты или варны в индийском обществе:
а) Брахманы (духовенство) законники общины.
б) Кшатрии (воины) защитники общины (небогаты).
в) Вайшью, земледельцы, торговцы, ростовщики.
4. Меру — в мифологии индуизма и буддизма — священная гора, находящаяся в центре вселенной. Оккультные учения помещают ее в самый центр Северного полюса, т. е. древнее название загадочной страны Гиперборея (Гуппур Сарта).
5. Сеннаар (шумер) в Библии — низменная равнина в междуречье Тигра и Евфрата, где после потопа поселились первые потомки легендарного Ноя. Царство его вначале составляли Вавилон, Элех, Аккад и Холне в земле Сеннаар.
Руслан Цакоти
http://www.pulsosetii.ru/article/8504

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.