Вaлeрий Гoбoзoв… Удивитeльный чeлoвeк, нeвeрoятнo тaлaнтливый, дoвeрчивый, искрeнний и дoбрoжeлaтeльный. Нeсмoтря нa высoту свoeгo творческого великолепия, на богатое разностороннее литературное наследие, он всегда казался человеком чрезмерно простым и понятным, легко ранимым, с поразительным умением глубоко переживать и сострадать каждому, кто в этом нуждался. Эта внешняя простота и понятность лишь для немногих приоткрывала дверь в его богатый внутренний мир, в котором бурлила целая гамма противоречий и эмоционального восприятия жизни, глубина мысли, способной анализировать текущий момент и предвидеть определенные события будущего. Валерий Гобозов понимал и воспринимал мир по особенному восторженно, как и следует истинному поэту, талантливому прозаику и искусному переводчику и публицисту.
Валерий Гобозов родился 16 мая 1948 года в селении Гобозтыхъæу. Зиулетская неполная средняя школа, потом медицинский техникум в Цхинвале… Но юношеский порыв стать фельдшером так и не стал реальностью, поскольку поступив в ЮОГПИ на историко-филологический факультет и оказавшись в другой атмосфере, органично вписавшись в круги творческой молодежи, оказавшись среди своих, близких по духу молодых интеллектуалов, он пересмотрел собственные жизненные ориентиры. Здесь же стала очевидной его неразрывная связь с творчеством. Как он сам когда-то вспоминал, писать стихи он начал довольно рано, еще во время учебы в школе. Юношеские порывы, неуверенно обрамленные рифмой, Валерий никому не показывал, а потому об его увлечении поэзией никто не догадывался, даже домашние были не посвящены в его попытки пробы пера. И только в стенах института Валерий Гобозов погружается в лабиринты поэзии, уже представляя на суд свои строки. Его стихи периодически находили место в студенческой стенгазете, в работе над которой он принимал самое активное участие. Это было время, когда молодежь всерьез увлекалась творчеством и максимально популяризировала осетинскую литературу. Еще будучи студентом, молодой поэт вынес свое творчество и за стены пединститута. Его стихи стали публиковать на страницах местных газет «Советон Ирыстон» и «Дзау», а позднее и в литературном журнале «Фидиуæг». К началу 80-ых у поэта накопилось достаточно внушительное количество поэтических произведений, что подтолкнуло его к мысли об издании поэтического сборника. «Арвæрдыны дидинæг» – его первая книга, его долгожданное детище увидело свет в 1989 году.
Автор не собирался останавливаться на этом, и уже к концу 1990 года в издательство поступила еще одна объемная папка со стихами. Однако сборник под рабочим названием «Рæстæджы фурдтæ» так и не стал книгой, оставшись на полке издательства, забытый временем и людьми. В Южной Осетии началась война. На фоне всеобщей разрухи и хаоса творчество оказалось отодвинутым на обочину приоритетов изможденного войной и внутренней нестабильностью народа. Сошло на нет и книжное издательство. Но муза Валерия Гобозова не молчала. Он погружался с головой в творчество, много писал. Но писал уже по-другому. Как, собственно, и жил. На смену стихам о порывах молодости, о дружбе, о любви, о радостях жизни пришли строки, преисполненные тревогой и отчаянием. Это была поэзия, наполненная трагизмом и болью родного народа. Тогда же Валерий Лентоевич написал много стихов-посвящений героически павшим защитникам Отечества и людям, чья гражданская позиция и ежедневная деятельность в его мировосприятии сопоставлялась с подвигом. К примеру, его строки, пронизанные болью и отчаянием, посвященные Гришику Санакоеву, не оставляют равнодушным.
…Æскъуыдысты сæ удтæ знæгтæн мæстæй,
Ныдджих ысты, дæу бафарстой ызнæтæй:
«Зæгъ-ма, хæйрæг дæ æви зæд æрвон?»
Тыххæй-фыдæй ма рбамбырд кодтай тыхтæ,
Фæстаг хатт ма ды Ирмæ уарзтæй ссыгътæ,
Сæрыстырæй сын загътай: «Дæн ирон!»
Не менее эмоционально насыщенными являются его стихи-посвящения Геннадию Джабиеву, Владиславу (Басмачу) Джиоеву и многим другим защитникам Родины. Сборник, в который вошли стихотворения военного лихолетья, своего «рождения» ждал почти пятнадцать лет. И дело тут было уже не только в войне. «Торможение» издания происходило во многом и «благодаря» некоторым коллегам по писательскому цеху (как же без этого), которые зачастую прикипали черной завистью к мастерству Валерия. В итоге книга под названием «Сагъæс Ирыстоныл» выходит лишь в 2007-ом. В этом небольшом переплете собраны переживания автора, боль от потерь и размышления о будущем народа, который вопреки всему пережитому смог сохранить веру в свое государство, веру в светлое завтра. Это светлое завтра в новых строках поэта не запестрело яркими красками, тревога о будущем народа по-прежнему проходила в поэзии Валерия Гобозова красной нитью. В его поэзии послевоенных лет все еще присутствовали мрачные краски:
Æнусдæргъы нæ райхъуыстис дæ худын,
Зæххон дуртау æнæнымæц фыдгултæ
Нæ федтой дæу, мæ нæртон Ир, сæркъулæй
Уынын: дæу тар йæ хъæбысы куыд тухы…
Валерий Гобозов был также блестящим переводчиком. Он перевел на осетинский язык поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Медный всадник», некоторые произведения Лермонтова, Евгения Баратинского, Ивана Бунина, других русских поэтов. Активно занимался переводами и драматургических произведений для Юго-Осетинского Госдрамтеатра, где работал заведующим литературным отделом. Часто сетовал, что переводы на осетинский язык не пользуются особой популярностью и востребованностью, но продолжал активно работать над обогащением родной литературы через переводы на осетинский произведений известных классиков.
Еще одно направление разносторонней деятельности Валерия Гобозова – научная работа. Он защитил кандидатскую диссертацию на основе монографии «Художественное мастерство Сека Гадиева – поэта» (Кстати, редактором первого тома – собрания сочинений С.Гадиева – издаваемой 40-томной Библиотеки национальной литературы был именно Валерий Гобозов). В. Гобозов был доцентом ЮОГУ, также работал в ЮОНИИ им. Захара Ванеева… Плодотворная творческая деятельность Валерия Лентоевича, наряду с литературой и наукой, распространялась и на сферу журналистики. В разное время он возглавлял республиканские газеты, был главным редактором «Южной Осетии» и «Хурзæрин». Но главным увлечением его жизни с самого детства были шашки. Профессиональным занятием игру в русские шашки Валерий Лентоевич не считал, хотя и становился чемпионом ГССР по этому интеллектуальному виду спорта. Он сам на любительском уровне довел свою игру до совершенства, постоянно работал над самосовершенствованием. Являлся мастером спорта. Ему удавалось занимать призовые места на Всесоюзных турнирах, становиться полуфиналистом командных чемпионатов СССР. С таким же успехом В. Гобозов играл и в шахматы. Примечательно, что его ученик Георгий Шавлохов, являющийся ныне главой Федерации шахмат РЮО, ежегодно проводит турнир имени своего учителя.
…Он ушел холодным январским днем 2012-го. Ушел неожиданно, не попрощавшись, не досказав, так и не дописав свою повесть о жизни, не успев взять в руки свою очередную книгу «Зæрдæйы цæссыгтæ», тираж которой вынесли из типографии всего за пару дней до его смерти. Уже потом, когда его не стало, все узнали, что он долго болел. Но жил со своей болью наедине, не посвящая в свои переживания даже самых близких. Его уход действительно стал потрясением и… осознанием чувства вины. За то, что недооценили при жизни, не воздали всего объема уважения, которого он заслуживал как никто другой. За то, что недолюбили. Он ушел от нас с болью в сердце. За свой дом, разрушенный в августе 2008-го года прямым попаданием вражеского снаряда. Дом, который из года в год преступно выкидывали из списков жилья, подлежащих послевоенному восстановлению. Дом, который продолжает зиять ранами в центре города спустя 10 лет после августа восьмого. Вменяемого ответа на то, почему так получилось, не сможет дать никто. Потому что, по сути, сказать в такой ситуации нечего. Но есть негласное понимание этого нелицеприятного эпизода. Потому что Валерий Гобозов не обивал пороги, не унижался перед случайными чиновниками во власти, потому что никогда не был заложником конъюнктуры и обласканным всеми властями псевдоинтеллигентом из категории вечно поющих осанну…
Говорят, в Осетии надо умереть, чтобы быть оцененным по достоинству. Может быть, когда-то так и было. Но не сегодня. Сегодня наше общество перестало уважать память усопших, а значит – перестало уважать и себя. Другого объяснения наблюдаемому безрассудству нет. Нет объяснения полному безразличию к творческому наследию одного из ярчайших представителей современной осетинской литературы, о котором можно было поговорить за прошедшие с его смерти шесть лет хотя бы в рамках одного литературного вечера, как нет и объяснения продолжавшему оставаться в руинах в центре города дому, в котором жил и творил Заслуженный журналист РЮО, кандидат филологических наук, доцент, выдающийся поэт, прозаик, переводчик, публицист, блестящий шахматист и просто светлый человек, истинный цхинвалец Валерий Лентоевич Гобозов. Или нет человека – нет проблемы? Прости нас, Валерий Лентоевич. И…. с 70-летним юбилеем.
Рада Дзагоева,
газета «Республика»