Журналу «Фидиуæг» – 90 лет!

Истoрия журнaлистики в Oсeтии нaсчитывaeт пoлтoры сoтни лeт. Дaжe в тe гoды, кoгдa здeсь eщe нe выxoдили свoи гaзeты и журнaлы, нeкoтoрыe видныe прeдстaвитeли oсeтинскoй интeллигeнции, писaтeли, прoсвeтитeли, свящeннoслужитeли зaнимaлись публицистикoй, писaли стaтьи для рoссийскиx, сeвeрoкaвкaзскиx и зaкaвкaзскиx пeриoдичeскиx издaний. Aксo Кoлиeв, Инaл Кaнукoв, Сeкa Гaдиeв, Кoстa Xeтaгурoв, Цoцoкo Aмбaлoв, Гeoргий Цaгoлoв, Aрсeн Кoцoeв, Гигo Дзaсoxoв, Eлбыздыкo Бритaeв, Цoмaк Гaдиeв, Axмeд Цaликoв, Гeoргий Мaлиeв, Бидзинa Кoчиeв, Aлeксaндр Тибилoв, Рутeн Гaглoeв, Гино Бараков активно сотрудничали с различными изданиями, и это далеко не полный список, который весьма значителен.

Особой датой в истории осетинской журналистики является 23 июля 1906 года, когда вышел в свет первый номер газеты на осетинском языке «Ирон газет» (именно в этот день отмечают свой профессиональный праздник работники СМИ нашей страны). Многие исследователи считают, что такая возможность стала следствием буржуазно-демократической революции 1905 года. Группа осетинских интеллигентов под руководством Цомака Гадиева приступила к практической реализации проекта по изданию первой осетинской газеты.

Вслед за «Ирон газет» стали появлятьсяи другие осетиноязычные газеты: «Ирон цард», «Хабар», журналы «Зонд», «Афсир», «Хуры тын» другие периодические издания. Но окончательно процесс газетоиздательства упорядочился и принял регулярный характер в Осетии после установления здесь советской власти. Новое руководство прекрасно представляло то, какую силу имеет печатное слово, какое влияние оно оказывает на общественные массы, поэтому выпуску газет и журналов уделялось особое внимание, на это были брошены все творческие силы. Сразу после образования Юго-Осетинской Автономной области в Цхинвале стало налаживаться типографское дело, что позволило уже 1 января 1924 года выпустить первую советскую периодическую газету на осетинском языке «Хурзарин». В редакционную коллегию тогда входили Арон Плиев, Арсен Коцоев, Николай Гассиев, Георгий Санакоев, Мухтар Гаглоев… Но сегодня речь пойдет не об этих периодических изданиях, а о литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Фидиуæг», которому в январе этого года исполняется 90 лет. Он стал первым периодическим изданием писательского сообщества Южной Осетии, хотя у него имелись свои предшественники – журналы «Зиу» и «Малусаг».

В первом номере журнала в редакционной статье говорится: «Мы надеемся, что выход журнала будет с большой радостью воспринят каждым осетином, и он скажет: «И, правда, такой журнал был нам нужен!».

И действительно, необходимость в подобном издании была, общество в нем нуждалось. Настоятельность подобного издания для всей осетинской общественности состояла в том, что оно со дня основания стало проводником жизнеутверждающих идей, распространителем материалов литературно-художественого, общественно-политического, культурного, образовательного, научного и всякого иного плана. Журнал появился в непростое время, когда стали формироваться новые жизненные устои, проходила идеологическая борьба, становление новой Южной Осетии. Можно сказать, что «Фидиуæг» стал плечом к плечу со строителями новой жизни. Трудно переоценить значение журнала для общественности области в плане идеологии, повышения культурного и образовательного уровня, формирования интеллигенции, роста национального самосознания. Велико было его значение и в плане коллективизации сельского хозяйства.

Но самое главное – журнал печатал лучшие произведения осетинских писателей, способствовал их творческому росту, приобретению популярности в читательских массах. То, что писательское сообщество Южной Осетии очень скоро стало весьма представительным, плодовитым, творчески разнообразным, при этом демонстрируя высокое литературное мастерство, во многом связанно с издательской деятельностью журнала. Для многих начинающих писателей «Фидиуæг» стал тем изданием, где впервые были напечатаны их произведения. С его страниц начался творческий путь многих классиков осетинской литературы. Здесь были опубликованы поэтические, беллетристские, драматургические произведения, ставшие хрестоматийными. Печатались лучшие образцы литературы и публицистики – очерки Чермена Бегизова о колхозном строительстве, произведения Сико Кулаева о новой жизни, внутреннем мире человека, жизнеутверждающая поэзия Нигера, Фарниона, Харитона Плиева, труды Александра Тибилова об осетинской литературе, языке, народном творчестве…

Первым редактором «Фидиуæга» стал Арон Иорданович Плиев. Это был профессиональный революционер, один из руководителей борьбы трудящихся Южной Осетии за Советскую власть. Член КПСС с 17-го года, в февральской революции принимал активное участие в рядах питерского студенчества, во время октябрьской революции участвовал в штурме Зимнего дворца в Петербурге. После редактирования газеты «Хурзæрин» и журнала «Фидиуæг» работал заместителем председателя ЦИК-а Юго-Осетии, первым секретарем Ленингорского райкома партии. Расстрелян в 1937 году.

Вслед за ним редакторами журнала становились Сико Кулаев, Чермен Беджызаты, Резо Чочиев, Реваз Асаев, Илья Плиев, Гафез (Гаглоев Федор), Александр Хубулов, Георгий Дзаттиаты, Георгий Дзугаев, Георгий Бестауты, Владимир Гаглоев, Хаджи-Умар Алборов. С 1996 года главным редактором журнала является лауреат Государственной премии имени Коста Хетагурова и общественной премии «Яблоко нартов» Герсан Кодалаев.

Среди тех, кто стоит у истоков «Фидиуæга», кто способствовал его становлению и росту популярности, кто доносил редакторские идеи во все уголки Осетии, в каждый дом, до каждого здравомыслящего гражданина были лучшие представители осетинской интеллигенции. Помимо ранее уже указанных – это Арсен Коцоев, Захар Ванеев, Петр Тедеев, Кудзаг Дзесов, Сослан Газзаев, Яков Хозиев, Грис Плиев, Елиоз Бекоев, Казбек Кораев, Нафи Джусойты, Исидор Козаев, Мелитон Габулов, Дмитрий Харебов, Алексей Букулов, Рюрик Тедеты, Алеш Гучмазов, Серго Миндиашвили, Заур Кабисов, Валерий Гобозов, Сослан Короев, Юрий Габараев и многие другие.

Особо следует сказать о роли Арсена Коцоева, который многое сделал для рождения журнала и его становления. Многие годы он был мозгом и становым хребтом издания, его творцом. Печатал здесь не только свои литературные произведения, но сатирико-юмористические заметки и научно-популярные статьи. Шедеврами осетинской литературы стали рассказы Арсена, впервые напечатанные в «Фидиуæге» – «Безухий Карум», «Денежный сундук», «Жизненная круговерть»…

Следует отметить, что в журнале печатались не только писатели Южной Осетии, но и авторы из Осетии Северной. Для всех них тот факт, что наше писательское сообщество было разделено на два творческих союза, особой преградой не стало. Скорее всего, именно такое наличие общих публицистических площадок способствовало тому, что несколько лет назад писательские союзы юга и севера Осетии объединились.

Мало кто будет спорить с тем фактом, что «Фидиуæг» воспитал и способствовал росту талантливой осетинской писательской молодежи. Журнал стал предвестником своего «младшего брата» – северо-осетинского писательского журнала «Мах дуг», который стал регулярно выходить с 1934 года. Прискорбно, что многие ведущие авторы этих журналов были репрессированы во второй половине 30-х годов прошлого века, погибли в годы Великой Отечественной войны, в годы грузинских агрессий против мирного населения Южной Осетии. Видные представители югоосетинского писательского и журналистского сообщества были участниками войны, получили ранения, были награждены орденами и медалями. В связи с тотальным призывом в армию авторов и издателей журнала, его выпуск на какое-то время пришлось приостановить. В 1992 году погиб во время защиты Цхинвала один из самых талантливых и перспективных писателей, частый автор журнала «Фидиуæг» Алеш Гучмазов.

О большом значении журнала для юго-осетинской общественности как никто другой дал определение один из самых успешных редакторов издания Федор Гаглоев (Гафез). «Фидиуæг» всегда был и остается воспитателем и организатором осетинских писательских кадров. Он не только согревал их своим теплом, но и вдохновлял на творческие свершения. Пусть наш любимый журнал «Фидиуæг» на многие годы остается радостью и счастьем осетинского народа, отражением его мужества и отваги, вдохновителем на достижение прекрасного будущего, заоблачных вершин», – писал классик.

С течением времени национальный журнал «Фидиуæг» менял свой облик, менялись его объем и тиражи, не говоря уже о ротации редакционной коллегии. В настоящий момент в нее входят: Герсан Кодалаев, Мурат Джиоев, Нафи Джусойты, Роланд Бязров (ответственный секретарь), Гацыр Плиев, Борис Хозиев, Леонид Харебов, Мелитон Казиев. Сегодняшний официальный статус«Фидиуæга» – ежемесячный журнал Союза писателей Южной Осетии.   Объем его – 8 печатных листов, тираж – более 800 экземпляров.

Как и любое периодическое издание журнал разбит на несколько разделов. Основной из них отводится на новые произведения в области прозы, поэзии, драматургии. Имеется подраздел для детей. Журнал по необходимости возвращается к классикам литературы – как осетинской, так и зарубежной, публикуют позабытые произведения наших писателей и переводы прозаиков и поэтов разных стран. Особый раздел отдается научным публикациям, где большей частью печатаются статьи наших ученых в области осетиноведения. Свое место отводится в журнале осетинскому фольклору, мифам, традициям и обычаям, нартскому эпосу. На страницах издания отмечаются юбилеи писателей и деятелей культуры, как своих, так и зарубежных. Здесь же публикуются архивные материалы, образцы эпистолярного жанра. Несмотря на полиграфические сложности, в журнале можно встретить картины осетинских художников, здесь демонстрируются национальные орнаменты, произведения прикладного искусства. Не забывают сотрудники и о главном предназначении журнала – сохранение и развитие осетинского языка. В этом плане делается все, чтобы он мог удовлетворить потребности самых взыскательных читателей.

Газета «Республика» присоединяется ко всем поздравлениям, прозвучавшим по случаю юбилея, и желает своим коллегам и соседям всяческих благ, новых свершений и прекрасных перспектив.

Батрадз Харебов

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.