«Игреневая душа» Ангелины Цаликовой-Битаровой

Кинoсцeнaрист Aнгeлинa Цaликoвa-Битaрoвa — яркий прeдстaвитeль «нoвoй вoлны» oсeтинскoгo кинo. O тoм, кaк oнa стaлa кинoдрaмaтургoм, Aнгeлинa любeзнo рaсскaзaлa нaшeму кoррeспoндeнту:

— В дeтствe я мнoгo, чeм увлeкaлaсь: училaсь в xудoжeствeннoй шкoлe, писaлa пeсни в стилe рэп, сaмa жe иx испoлнялa, xoдилa нa брeйк-дaнс и дeвять лeт прoзaнимaлaсь в дeтскoй эстрaднo-циркoвoй студии «Aрлeкинo», кoтoрaя рaспoлaгaлaсь в ДК «Мeтaллург». Всё этo, кaзaлoсь, рaзрывaлo мeня нa чaсти, я дo кoнцa нe мoглa пoнять — «Кeм жe я хочу стать…», пока однажды я не узнала о ВГИКе. В 2004 году в СОГУ я увидела плакат, на котором от руки были расписаны все факультеты ВГИКа с условиями поступления — это и было началом моей мечты. Целыми днями я думала только об этом. Я смотрела все передачи о кино, писала рассказы, ходила на творческие встречи с любыми гостями из других городов (чаще всего это были театральные деятели), на кинофестивали документального кино. А мне очень хотелось попасть в мир художественного кино! Когда я смотрела хорошие фильмы, я всегда представляла, что, возможно, когда-нибудь я тоже сниму свой фильм и все мои друзья и близкие точно знали, что я мечтаю стать режиссером и поступить во ВГИК. Позже я сама стала изучать кинематограф через интернет, писать небольшие сценарии и снимать короткометражные фильмы. Первым из них стал «Сердцеград» — этот фильм мы с другом сняли на местный кинофестиваль короткометражек «Дирижабль», тема кинофестиваля была — «Город в человеке».
Детский, дилетантский, но очень важный для меня по содержанию «Сердцеград» навсегда останется для меня отправной точкой. В том же году мы сняли короткометражный фильм «Мгновение» с участием Владимира Карпова, Изабеллы Каргиновой и Людмилы Бритаевой. Я просто пришла в наш Русский театр имени Вахтангова и попросила помочь снять фильм, актеры с легкостью согласились, что было для меня огромной честью. Ведь это взрослые люди, известные актеры нашей республики. С каждым годом я все больше и больше углублялась в тему кинорежиссуры, но в какой-то момент я стала понимать, что хочу быть не столько режиссером, сколько сценаристом, потому что мне очень нравится создавать собственную реальность, будь то реализм, как воспроизведение окружающего меня мира, или фантастика и даже мистика.
До ВГИКа я часто писала мистические рассказы, позже меня попытались от этого отучить, но скоро я обязательно к ним вернусь, уж очень меня это привлекает. Узнавая о режиссуре в нашем городе, я узнала о Республиканском Колледже культуры и поступила на факультет «Социально-культурной деятельности», но между собой мы гордо называли его факультетом режиссуры. Окончив Колледж, я поступила в краснодарский Институт Культуры на факультет «Реклама и Связи с общественностью», так как уже в это время я работа в сфере рекламы звукорежиссером и копирайтером на радиостанции «ЕвропаПлюс Владикавказ». Я изучала менеджмент, историю рекламы и высшую математику и иногда, в качестве вольнослушателя, посещала пары на факультете режиссуры, там у меня учился друг. И когда я закрыла последнюю сессию первого курса, душа моя не выдержала, и я подошла к декану факультета режиссуры и попросила посмотреть мои короткометражные фильмы. Он приятно удивился и сказал, что если ему понравятся мои работы, он с удовольствием заберет меня на свой факультет. Но этого не произошло, летом 2012 года я поехала в Москву, чтобы попробовать поступить во ВГИК. И я поступила… с первого раза, сама и к тому же сразу на второй курс. Попала в сценарную мастерскую Валентина Константиновича Черных — автора сценария легендарного фильма «Москва слезам не верит…». И это была настоящая сказка — в тот момент я поняла, что нет ничего невозможного, и мы сами ставим себе границы. Жизнь во ВГИКе — особенно интересная, но невероятно трудная — это настоящая армия, которая действительно отсеивает всё ненужное. Но я дошла до конца, сдала государственный экзамен на «отлично» и мой дипломный сценарий «Игреневая душа» на экзамене назвали одним из лучших. Мои мастера — Людмила Александровна Кожинова, Юрий Иванович Рогозин и Александр Михайлович Пронин дали мне хорошее образование, и я прошла отличную школу отечественного реализма. В годы учебы было много интересного, например, на третьем курсе, по одной из своих киноновелл, здесь, во Владикавказе, не прибегая ни к чьей помощи, вместе со студентами, теперь уже профессиональными актерами театра — Камилой Моргоевой, Николаусом Мавроматидисом и Анастасией Романовой, — мы сняли короткометражный фильм «Жизнь, как мёд» и представили его на втором «Дирижабле». Позже фильм был отправлен на кинофестиваль «Форматы» в город Ставрополь, где мы получили «Приз зрительских симпатий», а еще позже этот же фильм через интернет нашли организаторы кинолаборатории Александра Сокурова «КЛАС» и меня пригласили в Санкт-Петербург, как молодого режиссера и сценариста.
Сейчас я работаю звукорежиссером и по совместительству преподавателем режиссуры и сценарного мастерства в Республиканском Колледже Культуры и стараюсь дальше развиваться, как режиссер и сценарист. В прошлом году мы вместе со студентами театрального факультета и факультета видео-творчества сняли короткометражный фильм «Белая голубь или всё не так», который стал участником молодежного кинофестиваля в городе Тюмень «21 век».
Работаю также над несколькими сценариями. Один из них — сценарий анимационного фильма (по мотивам нартовского сказания «Сослан в Стране Мертвых») — «Сослан в Стране Нартов». Я очень надеюсь, что скоро один из моих сценариев, наконец, появится на экране. И, возможно, это будет именно «Игреневая душа», потому что именно эту историю я особенно хочу рассказать зрителю.

СПРАВОЧНО:
«Большая мечта маленького человека»
(Краткое содержание — синопсис — полнометражного игрового фильма Аделины Цаликовой-Битаровой «Игреневая душа»)
Четырнадцатилетнего Эрлана, рыжего и от рождения хромого, считают изгоем в родном селе. Отец называет его «триста тридцать три несчастья» и не воспринимает всерьез заветную мечту сына стать цирковым наездником. Пожалуй, мать — единственный человек, который беззаветно любит Эрлана. Как-то она уговаривает мужа взять Эрлана в город, чтобы мальчик посмотрел на цирковое выступление. В отсутствие сына мать сама ведет на горное пастбище беременную лошадь и погибает в результате несчастного случая. В смерти любимой жены Отец Эрлана винит сына. Лошадь умирает при родах, но Эрлану удаётся спасти жеребенка игреневой масти. Пьяный отец грозится убить «это чертово отродье», поэтому Эрлан прячет жеребенка в заброшенной штольне и растит его втайне от всех. Через два года, когда жеребенок становится взрослым, красивым жеребцом, Эрлан начинает постигать на нем мастерство джигитовки. Узнав про коня, отец собирается отдать его за долги, но Эрлан решает проблему самостоятельно, выиграв конный забег у сына отцовского кредитора. Так и не дождавшись родительской похвалы, Эрлан на своём коне отправляется в город и устраивается на работу в цирк. Конь Эрлана цирку полезен, а вот сам Эрлан по мастерству не тянет для участия в представлениях, поэтому директор принимает его в качестве конюха . Превращение хромого деревенского паренька в искусного циркового наездника происходит вовсе не по мановению волшебной палочки. Пережитые неудачи закаляют характер Эрлана и его мечта сбывается. Эрлан усердно тренируется, придумывает собственный цирковой номер, однажды получает возможность заменить главного солиста трупы на представлении и доказывает всем, что он самый искусный наездник. Свидетелем его триумфа становится отец. Примирившись с Эрланом, он говорит, что гордится сыном. Кроме того, красной нитью сквозь весь сюжет тянется любовь Эрлана и Амины, которые влюблены друг в друга с самого детства. Уверенный в себе и возмужавший Эрлан возвращается в родное село и согласно старой традиции похищает Амину, чтобы сделать её своей женой.

Подготовила Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.