Вынeсeниe нa рeфeрeндум вoпрoсa o вoсстaнoвлeнии истoричeскoгo нaзвaния нaшeй стрaны — Aлaния былo пoдгoтoвлeнo длитeльным oбсуждeниeм eгo в нaшeм oбщeствe. Мысль o вoсстaнoвлeнии истoричeскoгo нaзвaния Aлaния в oфициaльнoм нaимeнoвaнии нaшeгo гoсудaрствa Прeзидeнт РЮO Л.X.Тибилoв oзвучил в 2015 гoду. Пoслe этoгo вoпрoс oбсуждaлся нa рaзныx урoвняx — учeными, экспeртaми, oбщeствeнными oбъeдинeниями, прoстo нaрoдoм. При этoм прeдлaгaлись рaзныe вaриaнты включeния пoнятия «Aлaния» в oфициaльнoe нaзвaниe гoсудaрствa, нo все сходились в одном — включение (восстановление) этого понятия будет способствовать сближению и подчеркивать единство Южной Осетии и Северной Осетии, в официальном названии которой уже с 1995 года присутствует «Алания» (Республика Северная Осетия-Алания). Формулировка «Государство Алания», которая предлагается на референдуме как равнозначное названию Республика Южная Осетия, совершенно обоснована исторически и оправдана политически.
Прежде чем перейти к обоснованию исторической оправданности понятия «Государство Алания», следует подчеркнуть одну весьма важную позицию, которая часто упоминается как в устных, так и письменных дебатах. Дело в том, что ни в намерениях Президента Л.Х.Тибилова, ни в Указе о проведении референдума нет мысли о переименовании нашего государства — Республики Южная Осетия. Речь идет о восстановлении (возрождении) наряду с названием Республики Южная Осетия на равноправной основе исторического названия страны и государства нашего народа — Алания, названия, под которым государство алан существовало на протяжении многих веков. Это получается так, как мы равнозначно употребляем, например, Владикавказ или Дзауджикау.
Название народа аланы было общим для нашего народа в период широких международных контактов. Оно очень активно использовалось в период с I по XV век. По мнению всех объективных специалистов, это название восходит к древнему самоназванию всех индо-иранских народов-ариана. Со временем «ариана» трансформировалось в языке в «алан», «аллон». В форме роксалан, аланорс в источниках сохранилось имя сарматских племен в античных источниках. «Рокс» (рухс) и «орс» (урс) в этих названиях как раз подчеркивает благородство (божественность) происхождения алан. Как обычно бывает, наряду с общим названием народа употребляются и названия его отдельных частей. В нашем случае — это ир, дыгур, туал, къуыдар, чысан и.т.п. При этом, как правило, общее название народа употребляется в связях с другими народами, во внутреннем обиходе чаще употребляются названия отдельных частей народа и обычно во внутреннем общении между частями одного народа нет необходимости употреблять общее название народа (не будем же мы здесь в Южной Осетии убеждать друг друга, что «ирон дæн», достаточно сказать «чысайнаг дæн», «къуыдайраг дæн». Если встречаются ирон и дыгурон, то достаточно сказать, «ирон дæн» или «дыгурон дæн»). А когда встречаемся с представителями других народов, то говорим общее название нашего народа — осетин. Но исторически общим названием нашего народа было именно «алан».
Однако сложившиеся исторические обстоятельства XIII-XIV веков сильно ограничили внешние связи и контакты наших предков с теми народами, которые знали их как алан, и поэтому постепенное употребление этого этнонима вышло из обихода. В силу этих обстоятельств и прерванных на несколько столетий отношений наших средневековых предков алан с русскими забылось и название «яссы», под которым наши предки были известны русским на протяжении нескольких веков. И только когда после образования Русского централизованного государства русские стали посещать Кавказ и Закавказье, то они как бы заново открыли для себя наш народ, но восприняли название, которым его называли грузины — овсы, осы, оттуда и получилось наше современное русское название — осетины.
В свою очередь этноним «овсы», «осы», как и «ясы», восходит к параллельно существовавшим наряду с «алан» самоназванием «асы».
В общем, получилось так, что в связи с долгой внешней изоляцией, в которой практически оказался наш народ в XV-XVII веках, сохраняются и употребляются названия отдельных частей народа, а общее название уходит и закрепляется только в фольклоре. Так, когда герой сказки, которого мы, конечно же, воспринимаем как представителя нашего народа, попадает в дом уаигов, то часто они говорят «цыдæр аллон-биллоны тæф цæуы». Это пример сохранившегося в народной памяти названия нашего народа, подчеркивающее нашу прямую связь с аланами, встречающееся только у осетин. Ни у кого из других кавказских народов такой связи нет. Аланы и современные осетины — это один народ!
Аланское государство. В средневековых письменных источниках, восходящих к разным странам и народам — арабских, армянских, византийских, хазарских и других, встречается много свидетельств об Алании и Аланском государстве, которое по своему политическому авторитету, военной мощи, социально-экономическому и культурному развитию стояло на одинаковом уровне с такими государствами, как Византия, Русь, Хазария. И только в результате длительной борьбы в XIII-XIV веках против внешних завоевателей и исторических перипетий Аланское государство пришло в упадок, и на несколько столетий наш народ оказался без своего национального государства.
Республика Южная Осетия. Только в начале 90-х годов прошлого столетия аланская государственность возродилась в лице Республики Южная Осетия, которая прошла все ступени к оформлению своей независимости уже к 1992 году, а в 2008 году получила международное признание.
Именно Республика Южная Осетия, как признанное независимое государство, стала преемницей аланской государственности и название «Аланское государство» полностью применимо к Республике Южная Осетия.
Что означает формулировка «Государство Алания», которая предлагается как равнозначная «Республике Южная Осетия»? Она как раз показывает, что речь идет о государстве, а не этно-территориальной единице. Именно наличие в названии слова «государство» подчеркивает, что мы не претендуем на территорию всей исторической Алании, которая была значительно больше, чем Южная Осетия. Это подчеркивает, что Республика Южная Осетия или Государство Алания существует на части исторической Алании, а именно Республики Южная Осетия.
Закрепление за нашей республикой названия «Государство Алания» еще раз подчеркивает, что у одного народа алан-осетин есть два политических образования: Государство Алания на юге и Республика Северная Осетия-Алания (в составе Российской Федерации) — на севере. Это не разъединяющий, а наоборот, объединяющий фактор, еще более подчеркивающий, что мы один народ с единой четкой политической ориентацией на Российскую Федерацию. Это еще раз закрепляет, что Южная и Северная Осетия — это одно целое и часть исторической Алании.
Если предложить назвать наше государство просто «Алания», то это означало бы, что мы претендуем на всю территорию исторической Алании, которая была значительно больше и шире, чем территория РЮО. Если будет просто Республика Алания, то мы отсекаем возможность для РСО-Алания принять это название. Думаю, многие в РСО-Алания хотят, чтобы республика называлась Республика Алания. А это бы означало, что мы, две части Алании, все более сближаемся. И мы пресекаем возможность другим, неаланским народам примерять на себе это название.
Восстановление исторического названия нашей страны важно и с политической точки зрения. С конца 80-х годов, когда в Грузии стал процветать национализм, с целью большей дискредитации южных осетин тамошними властями было изобретено несколько оскорбительных «названий» — Самачабло, Цхинвальский район, Лиахвское ущелье, т.н. Южная Осетия. И хотя З.Гамсахурдиа уже давно нет в живых, проводимая им линия в Грузии продолжается. В официальном Тбилиси намерены некоторые из этих оскорбительных названий закрепить законодательно. Поэтому тем более нам надо на уровне Конституции РЮО, восстановить историческое название нашей страны, чтобы всем подчеркнуть, что Южная Осетия — это часть исторической Алании. Лишь предлагаемый на референдуме вариант восстановления исторического названия нашей страны — «Государство Алания», наряду с равнозначным названием «Республика Южная Осетия» в полной мере отвечает на вопросы, предъявляемые ходом исторического развития осетинского народа.
Мурат Джиоев, кандидат исторических наук