«Антигона» по-цхинвальски. Для тех, кому не хватает «культурных мурашек»

Нa сцeнe Югo-oсeтинскoгo гoсудaрствeннoгo дрaмтeaтрa им. Кoстa Xeтaгурoвa недавно состоялся третий показ одного из самых неординарных постановок, которые довелось увидеть любителям Мельпомены в Цхинвале. Этот спектакль, скажу сразу, работа одного из самых талантливых театральных режиссеров республики, ныне художественного руководителя театра Тамерлана Дзудцова. Он известен своим неординарным видением и нетривиальным воплощением произведений. Даже классические, претворяемые в жизнь уже много лет на многих театральных сценах мира пьесы, он умудряется преобразить и представить в совершенно неожиданном свете.
Эта закономерность, несомненно, относится и к постановке, о которой идет речь – «Антигона» по одноименной пьесе французского драматурга и сценариста Жана Ануя и древнегреческого драматурга Софокла в исполнении нашего национального театра получилась, если можно так сказать — пронизывающей.
Итак, на югоосетинской сцене перед югоосетинским зрителем древнегреческая трагедия. Но события разворачиваются не в классической форме драматургического действия на сцене. Одни и те же события развиваются параллельно в двух временных пространствах – в современном мире, в наши дни, а вторая параллель относит нас в древнюю Грецию, примерно в IV век до нашей эры.
Древнегреческие хламиды и хитоны, сандалии, доспехи, потрясающей красоты женские прически и украшения, смертельные битвы на мечах, мощный темперамент и яркая экспансивность. Эта изваянная из древних образов картинка вдруг сменяется на не менее интересную сцену из современной жизни. Дамы в великолепных изысканных нарядах, джентльмены в дорогих костюмах, но снова тот же горячий, даже временами кажется кавказский, с налетом «цхинвальскости» темперамент, и та же феерия драматических и целого спектра других эмоций.
Два синхронно развивающихся действия не только не диссонируют, они как бы очень гармонично дополняют друг друга, насыщая обе линии более глубоким смыслом.
А тема и идея произведения более чем серьёзная и актуальная для Кавказа и нашей республики в частности. Это конфликт между государственными законами и неписанными: моральными, уходящими глубоко корнями в национальное самосознание. В спектакле очень ярко показан драматический итог «кровавой схватки» этих двух законов.
Список артистов, (составленный после благополучно пережитого культурного шока) которые достойны похвалы (на мой исключительно субъективный взгляд) возглавляет потрясающий Сослан Бибилов в роли «современного Креонта». Не буду отнимать у читателя его драгоценное время на описание целого (отметим, очень большого) ряда актерских талантов, во всем спектре продемонстрированных в этом спектакле, смею сказать лишь то, что даже немые сцены с его участием были многозначительны до изумления.
На втором и третьем месте (соответственно) в этом почетном списке – молодые талантливые артисты нашего театра Зарина Бекоева (Антигона) и Андрей Чочиев (Гемон). Для них роли в этой трансформированной «Антигоне» стали первым серьезным творческим опытом на театральной сцене. Они очень непосредственно, немного по-юношески наивно продемонстрировали свой романтичный, но в то же время крайне драматично завершившийся союз. Читатель догадался, что второе и третье места юные служители храма Мельпомены получили не за запредельное актерское мастерство и т.д. и т.п., (несомненно они талантливы, красивы и интересны, но до уровня мастерства наших знаменитых актёров им предстоит пройти длинный путь) а за то, что с большим достоинством прошли «боевое театральное крещение».
А как тут не отметить трех талантливых обаятельных красавиц — заслуженных артисток Южной Осетии Альбину Хугаеву, воплотившую «античную Антигону», Милену Битиеву, сыгравшую роль Исмены и Жанну Догузову «материализовавшую» Эвридику? Нельзя пройти и мимо «античного Креонта», блестяще претворенного в жизнь Жан Жаком Харебовым?
Что касается деятелей театра, вошедших, (по итогам тщательного анализа) в список заслуживших порицания… Мною таковых после добросовестного изучения всех материалов дела не нашлось. Предваряя возмущения несогласных с моим исключительно субъективным мнением, советую – пишите, комментируйте.
Выше вскользь (не без восхищения) упоминаются сценические костюмы артистов. Так вот, это великолепие создавалось молодым талантливым осетинским дизайнером Хохом Бекоевым, а художник по декорациям Мадина Санакоева сумела воссоздать на сцене удивительную атмосферную обстановку.
Искусно сформированное музыкальное сопровождение спектакля — «дело рук» Жан-Жака Харебова.
Кому стоит посмотреть эту «Антигону»? Конечно же, всем кто захотел отвлечься от обыденности, окунуться в античность. Несомненно, интеллектуалам, которые смотрят на мир сквозь призму анализа и любят проводить параллели. Всем, кто хочет посмотреть качественную талантливую режиссерскую и актерскую работу.
Одним словом, если вам не хватает «культурных мурашек», то вам на цхинвальскую Антигону.

Инга Чехоева

Источник: http://cominf.org/node/1166516576

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.