2019 гoд-Гoд Кoстa Xeтaгурoвa и Гoд тeaтрa Югo-Oсeтинский дрaмaтичeский тeaтр имeни Xeтaгурoвa зaвeршил музыкaльнo-литeрaтурнoй пoстaнoвкoй «Къoстa» пeтeрбургскoгo рeжиссeрa Рoмaнa Гaбриa, пoстaвлeнный пo eгo жe сoбствeннoму сцeнaрию. Прoшeдшaя нaкaнунe, 29 дeкaбря прeмьeрa зaстaвит eщe гoвoрить o сeбe. Любители театрального искусства Южной Осетии уже высказали свое отношение — не стихающими аплодисментами и криками «браво!» в адрес режиссера, артистов, звуковика, музыкального режиссера — всех, кто работал над спектаклем на сцене и вне нее. В зале присутствовали президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, посол России в Юной Осетии Марат Кулахметов. Указом президента республики, который был зачитан сразу после спектакля, Роман Габриа удостоен звания «Заслуженный деятель культуры Южной Осетии».
Кто не рискует, тот не выигрывает
Это вторая работа Габриа с коллективом югоосетинского драмтеатра. В 2013 он ставил в Цхинвале шекспировского«Гамлета». Спустя семь лет режиссер рискнул «замахнуться» уже не на Шекспира — в этом случае риск, хоть и присутствует всегда, но не столь велик — Габриа рискнул воплотить образ Къоста. Режиссер рисковал втройне.
Воплотить образ реальной исторической фигуры — задача сама по себе непростая. Сведения современников подчас противоречивы, а поэзия не всегда отражает внутренний мир ее создателя — чему немало примеров . К тому же великие строки Коста Хетагурова написаны на осетинском языке и плохо переведены на русский, поэтому не носителю языка понять Коста непросто.
Представить этот образ на суд земляков Коста, с их почти религиозным отношением к своему гению — риск на грани фола. Любовь к Коста рождена не его заслугами перед литературой и литературным языком, основы которых он и заложил. Коста — первый за тысячелетия осетинской истории пример жертвенного служения своему народу не на поле боя(этим осетин не удивишь),а силой интеллекта . Но народ-воин не был таковым, если бы не умудрился и поэта наделять чертами мифического героя, бесстрашного народного защитника. Совсем недавно разразилась нешуточная дискуссия вокруг памятника Хетагурову во Владикавказе. Скульптора Соскиева обвинили в недостаточной монументальности, «героизации» образа Коста. Героизацией и излишним пафосом отличался советский подход к личности Хетагурова, этим грешат и поныне.
И, наконец, осуществить идею в столь короткие сроки в театральном мире редко кому удается.
Габриа рискнул и выиграл, ибо подлинный мастер не рискует без сильных козырей, главным из которых он сам называл потрясающую энергетику югоосетинских артистов. Режиссер бросил вызов и самому себе, и им.
Живой хор и возможности сцены
В одном эпизоде из жизи поэта — операция в больнице Петербурга — Габриа сказал о нем все. История рождения «Ирон фаендыра» и не только. Этого не удалось бы сделать без отсылов в другие пространственно-временные измерения, которые удалось воплотить, благодаря блестящей сценографии и режиссуре. В постановке органично все — динамика(впервые столь широко были использованы великолепные технические возможности сцены), свет (Дмитрий Албул давно работает с Габриа), как и Владислав Крылов, чье блестящее музыкальное оформление полностью выполнило драматическую нагрузку, наравне со стихами поэта. Осетинская музыкальная часть — это уже заслуга Залины Сапиевой. Начало спектакля уже ошеломило — исполнение » Катай» хором госансамбля «Симд».
«Я иногда увлекаюсь картинкой, мизансценой, для меня это композиция художественного целого. Композиция для меня становится интереснее, чем разбор. В режиссуре существуют художники-психологи, которые разбирают взаимоотношения. Мне интереснее визуальная составляющая, я глазами смотрю спектакль». — говорил в одном из своих интервью Роман Габриа.
Визуальная картина «Къоста», как и всех спектаклей Габриа, получилась стильной и выразительной. Но Габриа лукавил, или скромничал, так как он проявил себя и как блестящий художник -психолог. И визуально(акустически) стильная картина — сценография, свет, музыка оттеняли главное — человеческую драму. Ибо Коста Габриа — не монумент и не герой — он живой, человек, со страстями, непростым характером, эмоциональными срывами, с трудным детством, куда отсылают все психологи(и Габриа тоже с помощью стихов) и трагической судьбой.
Габриа-психолог и великолепные актеры
Перед премьерой говорили, что режиссер изучил огромное количество материалов о Коста. Теперь уже можно говорить о том, что он его почувствовал и передал этот буквально сканированный образ актерам. Народный артист Южной Осетии Дмитрий Парастаев, воплотивший образ поэта — без преувеличения актер мирового уровня. Ни одной мизансцены, ни одной эмоции, ни одной интонации, о которых можно было бы сказать: «не доиграл» или «переиграл» — математически точная работа.
Анна Чочиева, зрительница : «Очень боюсь шаблонов. Боюсь слишком показных, пафосных прочтений. Но сегодняшний спектакль был выдержан на той приемлемой для меня грани, когда с одной стороны испытываешь весь спектр эмоций — от горечи до радости, а с другой стороны ювелирно соблюдено чувство меры. Это большая редкость и это способен продемонстрировать настоящий талант… Режиссеру удалось показать драму и поэта, и человека, и осетина. Как похожи судьбы гениев во все времена, как они сложны» .
Мария Кодалаева: зрительница «Это просто за гранью» хорошо или отлично». Я проплакала весь спектакль. Многие плакали».
Как всегда блистателен Народный артист Южной Осетии Сослан Бибилов. Казалось бы, что можно было «выжать» из образа генерала Каханова — эдакий царский солдафон, презрительно относящийся к туземцам и их культуре «какой из него, к черту, поэт?» — лишь бы не бунтовали. Впрочем, не только к туземцам, «жадною толпой стоящих у трона, Свободы, Гения и Славы палачей» высмеяли многие великие русские поэты и писатели. Однако Каханов Бибилова — трагическая фигура, мастер сделал своего героя не столь однозначным и сложно судить — где задумка сценариста-режиссера и где импровизация самого Бибилова…
Прекрасны женские образы — великолепная игра Натии Чохели, Зарины Бекоевой. Весь актерский состав — Эдуард Гаглоев, Батрадз Кумаритов, Артур Гаглоев, Эдуард Ванеев, Василий Техов, Виталий Наниев, Роман Елбакиев — справился с поставленной режиссером задачей, хотя в некоторых случаях роли нужно еще «дошлифовать».
Три актера, сыгравших Коста в одном спектакле — режиссерский прием, который оправдал себя. Необычным было двуязычие , придавшее постановке особый колорит.
С надеждой на будущее
И особая находка режиссера — маленькие девочки, удивительно артистичные ученицы гимназии «Альбион». По сценарию они ученицы первой женской осетинской гимназии, которую отстаивал Коста Хетагуров. Но их роль по задумке режиссера куда символичней. Не случайно эти трогательные девочки появляются на протяжении всего спектакля. Они — символ надежды .Именно девочки. Ибо, как правильно сказал Коста Леванович, пусть и иносказательно, просвещенная женщина — надежда на светлое будущее нации. То самое будущее, во имя которого он жил и творил, во имя которого была рождена в муках его «Осетинская лира».Спектакль не только о Коста, и не только о том времени — он о нас и на все времена.
А Габриа подарил надежду еще и на подлинное возрождение югосетинского театра. Его приглашение было замечательной идеей директора театра — Мадины Валиевой. Вызов режиссера был принят актерами, энергетика, о которой он говорил, разбужена и имела пробивную силу — переполненный зал не шелохнулся до конца действия, завороженный действом. Теперь бы сохранить ее. Браво Роман Габриа! Браво, Госдрамтеатр Южной Осетии!
Источник: http://cominf.org/node/1166527371