Пoдвиг в интeллeктуaльнoй сфeрe трeбуeт мужeствa гoрaздo бoльшeгo, нeжeли в сфeрe физичeскoй.
Нa прoтяжeнии дoстaтoчнo длитeльнoгo врeмeни ряд исслeдoвaтeлeй, oбщeствeнныx и пoлитичeскиx дeятeлeй xaрaктeризуя спeцифику фeнoмeнoв дуxoвнoй культуры нaрoдa ир (ир-aс-aлaн) испoльзуют цeлый ряд абсолютно уничижительных и оскорбительных терминов, а именно: язычество, неоязычество, многобожие, идолопоклонничество и т.д. и т.п. Данное обстоятельство исподволь низводит культуру, в широком смысле этого понятия, ир-ас-аланского народа до примитивного уровня. Наиболее яркое свое проявление данная негативная тенденция приобрела в текущий период (2000 – 2017 гг.), когда совершенно естественно обозначился своеобразный ренессанс духовного мировоззрения североиранского суперэтноса. Таким образом, по мере роста уровня национального самосознания ир-ас-аланского народа кратно возросло противодействие этому объективно протекающему процессу со стороны как внешних, так и внутренних аланофобов.
Несмотря на весь свой отрицательный подтекст данные действия не находят должного понимания и оценки в научных, политических кругах Алании (Республика Северная Осетия – Алания, Республика Южная Осетия). Более того, главные вопросы нациостроительсва ир-ас-аланского народа и сегодня находятся в абсолютном забвении. Вместо решительных шагов по пресечению аланофобских проявлений, ими проводится, ставшая уже традиционной, соглашательская политика, с элементами «вечно кающегося грешника». Даже выход в свет третьего издания Национальной доктрины Алании [1], с ее новаторским взглядом на основные ориентиры политико-государственного развития Алании, не оказывает сколько нибудь существенного влияния на их поведенческие стереотипы. Более того, их пораженческую позицию не поколебали даже решения принятые на первом, ставшем уже историческим Национальном форуме Алания (2014 г.) [2], которые целиком и полностью были направлены на возрождение культуры аланского народа. Сказанное закономерно ведет к дальнейшей примитивизации представлений о сущностных особенностях феноменов духовной культуры северных иранцев. Поэтому есть глубокий научный и общественно-политический смысл в раскрытии ярко выраженного монотеистического характера духовного мировоззрения аланского народа.
Решение поставленной задачи было проведено по средством сравнительного анализа двух феноменов мировой культуры. С одной стороны, духовного мировоззрения – Ирон æгъдау и, с другой стороны – религии (дин). Выявленные между ними причинно-следственные связи позволили не только определить присущие им характерных черты, но и в наглядной форме показать, что Ирон æгъдау лежит за границами понимания любой религиозной доктрины. То есть, был обоснован его ярко выраженный трансцендентальный характер.
Общеизвестно, что на сегодняшний день еще не сложилось единого представления о сущностных характеристиках ключевого понятия, используемого в богословии – религия. Этимология этого слова разными авторами трактуется по-разному. Одни выводят его от лат. Religare – связывать, соединять; другие – от лат. Religio – совестливость, благочестие, набожность, предмет культа [3], [4]. Цицерон обосновал его производный характер от лат. глагола relegere – вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление, что другими словами означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением» [5]. Столь широкое толкование данного понятия делает весьма затруднительным его осмысленное восприятие.
В противоположность сказанному, несколько другая картина мира сложилась в североиранской суперэтнической культурной целостности. Так, в традиционной культуре аланского народа божественное начало, определяющее (отражающее) порядок вещей в мироздании, нашло свое воплощение не в религии (дин), а в сакральном понятии Ирон æгъдау. Æгъдау состоит из двух слов уаг + may, где уаг – суть, нрав, порядок, истина, a may – сеять, распространять. Близким по смыслу этому понятии, является понятие этика – неписаное учение о морали и нравственности (от греч. этос «нрав, обычай»). Однако, данные категории далеко не равнозначны, поскольку æгъдау подразумевает не только неписаные нравственные нормы поведения людей, моральные устои общества, но еще и знания об устройстве мироздания в целом. Более того, следование æгъдау предполагает обязательную их передачу из поколения в поколения.
Слово же ирон является производным от ирд – сияющий, сверкающий. В свою очередь корень данного понятия (ир) содержится в наиболее архаичных наименованиях Бога-Творца и божественного начала в целом (Ир, Ира, Ири, Ирий, Ирта, Орий, Арий) практически у всех народов, относящихся к самой многочисленной индоевропейской языковой семье, а так же у древних египтян, семитских народов, японцев и др.
В подтверждение сказанного достаточно привести ряд сюжетов из мирового культурного наследия.
Скандинавская мифология до нас донесла, что «Изначальное имя того, кто несет колонну, которая поддерживает небо на севере и вдается в полярную звезду – Ирмин, высочайший из Богов. Его также называют 1r и Еr, что означает «власть». В Эресбурге, замке Еr, растет ясень, священный Ирминсуль» [6]. «Имир – первое живое существо, из его тела был создан мир (горы, леса, реки) [7]. Согласно славянской ведической традиции, «Ирий – славянский ведический рай, расположен на Кавказе. В Ирии собираются и пируют небесные Боги» [8].
Мифология древнего Египта тоже буквально пронизана священным именем Ир. Так «Ир-та – Первобог, создавший великую восьмерку Богов, которые в свою очередь создали людей;… Уасир (Осирис) верховный Бог Египта, сын солнечного Бога Ра;… Ирис (Исида), Богиня домашнего очага и материнства в Египте» [9].
В соответствии с мифами древнего Шумера «Динг-иры – Боги, прилетевшие на землю с планеты Нибиру» [10]. Наиболее архаичный пласт мифоэпического наследия североиранской суперэтнической культурной целостности, а в этом качестве выступают «Царциаты диссагтæ», повествуют о том, что «Ирон – имя легендарного предводителя, ставшее самоназванием народа up» [11]. Мифы древнего Ирана гласят: «Герой Ир – освободитель людей от змея Дахага» [12]. Отсюда вытекает и название страны Ary-Ston > Ирэстон [13].
Приведенный материал позволяет говорить о том, что перевод с современного аланского языка на русский язык понятия Ирон æгъдау (Iron æhdau) есть распространение Сияющей Божественной Истины. В основе этого феномена мировой культуры лежит действенное начало. Функциональная взаимосвязь знания как такового и передача его от старших младшим в конечном итоге и обуславливает извечную востребованность Ирон æгъдау в социальной, духовной практике. Таким образом, в противоположность понятию религия, здесь мы имеем абсолютно ясное понимание (представление) сути этого сакрального понятия, что исключает его толкование.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
http://ajdan.ru/2017/03/17/%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%b5%d0%b8%d0%b7%d0%bc/