«Живитe прoстo, мыслитe вoзвышeннo, ибo дуx вeчeн, a мaтeрия смeртнa»
Ригвeдa
Рaскрывaя нa стрaницax oбщeнaциoнaльнoй гaзeты «AJ°DÆN» сущнoстныe xaрaктeристики трaдициoннoй культуры нaрoдa ир (ир-ас-алан), мы часто акцентируем внимание читателей на ее абсолютной самодостаточности. Под самодостаточностью следует понимать сохранившиеся, несмотря на все перипетии нашей национальной истории, базовые социокультурные основы киммеро-скифо-сармато-аланского суперэтноса. К этим основам в безусловном порядке относятся наш национальный язык – ирон æвзаг, мифоэпическое наследие, обрядово-ритуальный комплекс, этика и эстетика национальной картины мира, духовное мировоззрение – ирон æгъдау, символьно-образный ряд, являющийся визуальным воплощением сущностных характеристик окружающей нас вселенной и др.
Выступая в качестве своеобразных культурологических доминант, они воспроизводятся в повседневной жизни современными поколениями ир-ас-алан. Именно в этом отношении трудно найти другую более самодостаточную этнонациональную общность. В постулируемых нами положениях нет ничего кроме суровой правды Истории, под влиянием которой в глубокой древности (V – III тыс. до н.э.) было сформировано наше национальное лицо, наше национальное «Я». Таким образом, фактор преемственности выполняет чрезвычайно важную, определяющую роль в сохранении основополагающих нациообразующих признаков.
Сказанное требует рассмотрения вопроса о преемственности одного из важнейших национальных символов ир-ас-аланского народа – гимна. Данный символ, наряду с другими национальными символами – флаг, герб является неотъемлемым атрибутом его государственности.
Мы отнюдь не случайно акцентируем внимание на гимне. Дело в том, что введенные в 90-х гг. XX столетия в конституционное поле Республики Южная Осетия, Республики Северная Осетия – Алания флаг и герб напрямую восходят к историко-культурной и политико-государственной традиции ир-ас-аланского народа. Данные атрибуты, олицетворяющие суверенитет и особенности этнополитического развития нации, имеют собственную историю, измеряемую многими тысячелетиями. Здесь ир-ас-аланскому народу удалось сохранить и привнести в современность эти древние символы своей государственности.
Аланский бело-пурпурно-золотистый флаг отображает суть индоиранской космогонии, в основе которой лежит представление о трехфункциональном устройстве мироздания. Именно эти штандарты гордо реяли на бескрайних просторах Скифии и, соответственно, средневекового Аланского государства. Из глубокой старины к нам пришел и аланский герб, на котором изображена фигура барса, являющегося символом североиранцев. Здесь барс выступает в качестве охранителя Мировой Горы / Древа, т.е. Вечности. Поэтому воплощенная в аланском триколоре и гербе североиранская духовная традиция с начала 90-х годов XX-го столетия стала важным фактором, способствующим развитию национального самосознания народа Алании. Став с незапамятных времен главными атрибутами государственности народа ир, они и сегодня успешно выполняют эту важную функцию.
Общеизвестно, что сама культура этих политико-властных атрибутов (флаг, герб) изначально возникла в вечно воинственном скифо-сармато-аланском мире.
Отсюда она широкими волнами распространилась по всей ойкумене. Данный исторический факт и сегодня возводит ир-ас-аланский флаг и герб на вершину всемирной геральдической традиции. Таким образом, закрепление в законодательном порядке этих символов, олицетворяющих государственный суверенитет, стало важным свидетельством единства этнической и политической культуры народа Алании (РЮО, РСО – Алания), ее непосредственной связи с прошлым.
По-другому складывались события связанные с конституциированием государственного гимна Алании (Осетии). В Северной Осетии государственный гимн был утвержден постановлением сессии Верховного Совета РСО – Алания от 4 ноября 1994 г. Авторами гимна стали Камал Ходов – слова и Аркадий Цорионти – музыка. Несколько позднее 5 мая 1995 г. решением сессии Верховного Совета РЮО был утвержден и государственный гимн Южной Осетии. В основу этого гимна были положены слова Тотраза Кокаева, автором музыки стал Феликс Алборов. В результате, на уровне РЮО, РСО – Алания оказалось узаконено два гимна, в основу которых были положены разные слова и разное музыкальное сопровождение.
Описываемые события привели в итоге к отсутствию общенационального государственного гимна Алании. Последнее является алогичным, поскольку данное непреложное обстоятельство неадекватно отражает этносоциальную историю ир-ас-аланского народа. Более того, оно входит в прямое противоречие с базовыми целевыми установками Национальной доктрины Алании по формированию его единой государственности – Республики Алания.
Если в случае с флагом и гербом было принято единственно правильное и, что немаловажно, консолидированное решение, то в случае с гимном, этого сделать не удалось. Так, вольно или невольно, оказалась прерванной многотысячелетняя традиция, связанная с культурой торжественного песнопения, заложенная пращурами народа ир. Выявленная Институтом национального развития проблема носит ярко выраженный общенациональный характер. Поэтому ее скорейшее решение актуально как с научной, так и с политико-государственной точки зрения.
Можно вести дискуссию относительно того, какой из действующих официальных государственных гимнов Алании в большей мере отвечает задачам национально-государственного строительства. Однако бесспорно то, что, во-первых, нашему народу необходим один государственный гимн; во-вторых, он должен наряду с государственным аланским флагом и гербом наглядно демонстрировать непосредственную связь с духовно-мировоззренческими традициями скифо-сармато-аланского мира, тем самым сохраняя ее непрерывный характер. Такой подход обеспечит поступательную консолидацию нашего общества вокруг его важнейших государственных символов.
Проводя аналогию с аланским флагом и гимном, становится очевидно, что государственный гимн Алании не должен быть «новоделом». Он должен отражать глубинные пласты национальной истории и культурной традиции аланского народа. Какое-либо конструирование здесь попросту неуместно. По такому пути вынужденно идут молодые по своему возрасту народы, которые в отличие от ир-ас-алан не имеют устоявшихся традиций в вопросах как государственной символики, так и символизма в целом. К сожалению именно на этот путь в первой половине 90-х гг. XX столетия встало политическое руководство Алании (Осетии), до конца не осмыслив природу государственного (национального) гимна. Негативные последствия от этого поспешного шага налицо.
Сложившаяся ситуация во многом объясняется длительной денационализацией алан (осетин), которая проводилась аланофобами всех уровней. В результате, доморощенным идеологам (аланофобам) практически удалось «убедить» алан в том, что они не являются песенным народом, и, соответственно, не имеют песенной культуры. Однако парадокс заключается в том, что мировая наука свидетельствует о прямо противоположном.
Здесь достаточно привести историю появления гимнов, в соответствии с которой сам жанр торжественного песнопения изначально имел культовое происхождение. Считается, что переход от культового гимна в боевую песню военной аристократии и дал толчок к появлению национального гимна. При этом четких требований к национальному гимну по примеру флага и герба не существует.
С позиции человека разумного (homo sapiens), лицезреющего Солнце, звезды ровно столько, сколько он лицезреет самого себя, оно – Солнце вечно. Вытекающее отсюда отождествление Солнца и Вечности естественным образом закрепилось в его сознании. То есть, древние, совершенно справедливо, не разделяли эти два понятия. Поэтому большинство первых гимнов, это гимны в честь Солнца.
Древнеегипетская «Книга Мертвых» (II – I тыс. до н.э.), определяемая исследователями как книга о жизни, победившей смерть, содержит многочисленные восхваления Богу Солнца Ра. Индийский субконтинент явился родиной многочисленных гимнов, восхваляющих индуистских божеств Вишну, Брахму, Шиву, олицетворяющих космическое сознание носителей этой древней культуры. Древнегреческая цивилизация оставила богатое песенное наследие в виде гимнов Зевсу, Аресу, Артемиде, Афине, Гераклу.
Другим памятником подобного рода является индоарийская, иначе говоря, индоиронская Ригведа (санскр. ṛgveda, «веда гимнов») – собрание гимнов, относимая к ведийской цивилизации эпохи бронзы (2000 – 1500 гг. до н.э.). В них были воспеты Агни – Бог огня, выступающий посредником между Богами и людьми и Индра – повелитель небесного царства, громовержец, Бог войны. Примечательно то, что географический ареал возникновения Ригведы, насчитывающей 1028 гимнов, практически полностью совпадает с территорией Индо-скифского царства, датируемого 200 г. до н.э. – 400 г. н.э. (Пятиречье – сердце Арьяварты, т.е. страна Ариев). Исследователи отмечают определенную схожесть мотивов Ригведы с метрическими гимнами Авесты, старейшего памятника древнеиранской культуры (1200 – 800 г. до н.э.), созданного скифом Заратуштрой. Главное место в них занимает торжественное песнопение в честь Творца бытия Ахура Мазды, чей образ напрямую восходит к образу Солнца.
Североиранское собрание поэтико-эпических кадагов «Царциаты диссагтæ», «Нарты кадджытæ», «Даредзанты кадджытæ» (V – I тыс. до н.э.) посвящены, первопредку Иру, небожителям и солнечным героям нартам. Наиболее яркими образами здесь выступают Златокрылый Уастырджи – медиатор между Богом и людьми и солнцеликий нарты Сослан, закаленный в небесной кузнице Курдалагона. Священная триада ир-ас-аланского народа и сегодня манифестирует солнечными, златоизливающими символами ко всему человечеству.
Приведенная солнечная, небесная ипостась культового песнопения вновь убеждает нас в единстве базовых духовных ценностей древней и древнейшей истории человечества. Выявленную закономерность можно определить, как традицию солнечного песнопения. Таким образом, древние в поисках истинных смыслов бытия и инобытия обращали свой взор, помыслы к звездному небу, Солнцу. Человек же современный продолжает упрямо смотреть себе под ноги, тщетно пытаясь найти истину в придорожной пыли. Таков гигантский размах расхождений в понимании вечных истин, заключенных с одной стороны, в арийском мировоззрении и с другой стороны в массовой культуре.
Согласно Всемирной энциклопедии появление одного из первых музыкальных инструментов – арфы (дыууадæстæнон фæндыр) тоже восходит к скифо-сармато-аланскому суперэтносу. По Нартиаде ее создателем стал незаконно рожденный Сырдон. Двенадцать умерщвленных сыновей Сырдона материализовались в двенадцати струнах, скрученных им из их жил и натянутых на руку старшего сына. Здесь аллегорически наглядно показано онтологическое единство жизни и смерти, рождающей новую жизнь – новую реальность. Последнее выступает краеугольным камнем индоиранской (арийской) идеологии. Поэтому, только после данного действа, в котором переплелось трагическое с героическим Сырдон был признан нартами за своего. В последующем двенадцатиструнная арфа стала любимейшим инструментом народных сказителей – прорицателей. Ряд из них демонстрировал запредельное мастерство владения этим музыкальным инструментом, одновременно перебирая струны пальцами рук и ног.
Отсюда становится более чем очевидна многотысячелетняя практика культового, боевого песнопения у народа ир, выступающего в качестве одного из родоначальников как военного, так и музыкально-песенного искусства. Народ, имеющий такое богатое культурное наследие, не вправе его забывать и тем более игнорировать.
Надо полагать, именно это объективное обстоятельство позволило на рубеже XX – XXI вв. наперекор всему вновь воспылать пламени традиционного духовного песнопения, молитвотворения в Алании. Факелоносцем в этой священной процессии стала хрупкая с виду женщина Дзаниан – Ольга Джанаева. Выступая последним бастионом, хранящим наследие предков, ей удалось буквально на пепелище возродить великую песенную традицию скифо-сармато-аланского мира. Перебросив чудесным образом экзистенциальный мост из нашего национального прошлого в наше сегодняшнее настоящее, она и ведомые ею хоровые коллективы стали одним из символов возрождающейся культурной традиции и, соответственно, государственности Алании.
Выше приведенный материал дает основания для формулирования принципиального предложения на предмет общенационального гимна Алании. По нашему мнению, в качестве опознавательного музыкального символа Алании в наибольшей мере подходит гимн в честь самого почитаемого ир-ас-аланским народом небожителя – Златокрылого Уастырджди. Данное утверждение вытекает из того, что именно в нем был воплощен Божественный Замысел по патронажу над Аланией. Став одним из центральных священных образов всей североиранской (арийской) духовной традиции, Уастырджи и сегодня выпестывает в современных поколениях ир-ас-аланского народа лучшие человеческие качества. Смысловой ряд «Уастырджийы куывда» пронизан основополагающей идеей всего индоевропейского мира – Жить ради Подвига! Данная первоидея, как было показано в многочисленных трудах Института национального развития носит трансисторический, вневременной характер. Более того, ей присущ надрелигиозный и внеполитический характер. Поэтому даже на смертном одре, готовясь к переходу в иные миры, традиционный ирон (алан) воспевает священное имя Уастырджи.
IRYSTONY GIMN – WASTYRDJIY KUYVD
Oj-hoj Styr Husawy minavar tæhgæ nærgæ Syzhærin Wastyrdji!
O-o-o tabu dæhitzæn!
Hej-hej dæwmæ kuvæm, Wastyrdji, dæwæj hærsta kuræm,
Syzhærin Wastyrdji!
Hej-hej bajragæj bæhgænæg lappujæ læggænæg Wastyrdji
O-o-o tabu dæhitzæn!
Hej-hej næ kæstærtæ de wazæg, Wastyrdji, tabu dæhitzæn,
Syzhærin Wastyrdji!
Oj-hoj barzondyl badæg ursbotzo Wastyrdji
O-o-o tabu dæhitzæn!
Hej-hej næ bæltzzættæ de wazæg, næ Iryston dæ fædzæhst,
Syzhærin Wastyrdji!
Мы далеки от мысли давать оценку художественно-эстетическим характеристикам двух официально принятых государственных гимнов Алании (РЮО, РСО – Алания), поскольку это не входит в круг решаемых нами научно-практических задач. Однако следует признать, что они не волнуют сердце и душу так, как это делает звучание «Уастырджийы куывда». Данный феномен обусловлен, как было показано выше, многотысячелетней духовной практикой его исполнения в национальной среде. Имеющиеся научные сведения позволяют датировать время сложения гимна в честь Уастырджи, как минимум III тыс. до н.э. Поэтому «Уастырджийы куывд» полностью ложится на сознание и подсознание народа ир.
Примечательно то, что фактически, без какого-либо законодательного оформления «Уастырджийы куывд» всегда являлся национальным гимном Алании. Сказанное нашло свое непосредственное подтверждение в ходе проведения под организационным началом Института национального развития первого Национального форума Алания (2014 г.). При первых звуках «Уастырджийы куывда» в исполнении незабвенного Бимболата Ватаева, которым открывался данный форум, полторы тысячи делегатов по зову собственных сердец встали со своих мест. Аналогов этому феноменальному явлению трудно найти в повседневной реальности. Отсюда становится, очевидно, что священное песнопение в честь Божьего Вестника Уастырджи является одной из тех духовных скреп, которая наперекор действиям и помыслам аланофобов позволяет иронам (аланам) и сегодня оставаться самими собой.
От прошлого к настоящему, от настоящего к будущему – таков императив движения общественной, политической мысли. Следование ему позволит народу Алании не только эффективно решать стоящие перед ним задачи, но и, самое главное, обеспечить социально-психологическую устойчивость общества в целом. Надо верить, что под сенью священного гимна в честь Уастырджи произойдет, крайне необходимое нашему народу воссоединение в единый субъект политики – Республику Алания.
Да воссияет рядом с аланским флагом и гербом бессмертный гимн в честь З л а т о к р ы л о г о
У а с т ы р д ж и !
Хадзымат ДЗАНАЙТЫ
Газета AJ˚DÆN, №2(11), июнь – август 2017 г.