Французу отдана

Бизнeс Сeвeрнoй Oсeтии нaсчитaл 2,5 миллиaрдa ущeрбa oт приxoдa «Лeруa Мeрлeн» и прoсит влaсть пoнять и пoмoчь

Aссoциaция прeдпринимaтeлeй, зaнятыx в сфeрe тoргoвли и прoизвoдствa стрoитeльныx тoвaрoв, вooружилaсь глубoкими aнaлитичeскими свeдeниями и собрала представительную конференцию по поводу вхождения французской компании с мировым именем на ламинатно-паркетную осетинскую землю.

Началось трехчасовая пикировка с мощных атак директора «Декор Центра» Артура Касаева и по совместительству председателя недавно созданного объединения.

— Ассоциация предпринимателей, которую я имею честь представлять — это результат неравнодушия осетинских предпринимателей к проблеме потенциального вхождения на рынок французского ритейлера, который, несомненно, в среднесрочной перспективе окажет негативный эффект на экономику нашей республики и благосостояние граждан.

На сегодняшний день более 100 организаций и индивидуальных предпринимателей входят в нашу Ассоциацию, и численность их, очевидно, будет расти в геометрической прогрессии.

«Леруа Мерлен» – бренд, входящий во французскую группу Adeo — ориентируется преимущественно на города–миллионники, но в последнее время наблюдается тенденция их локации в городах с численностью населения от 400 000 жителей. Процент российского товара, продаваемого в магазинах «Леруа», составляет всего 14%. Региональный представитель бывает представлен крайне редко.

Касаев подчеркивает, что построение бизнеса локальным игрокам давалось нелегко, и за достаточно продолжительное время удалось добиться следующих достижений: низкие цены на товары, перенасыщенность магазинов товарами, высокий сервис, клиентская база из сопредельных республик.

Достаточно интересна, особенно налоговой инспекции, численность занятых в данной отрасли – по словам Касаева, 4200 предпринимателей и сотрудников заняты в сфере продажи стройматериалов.

— Если взять средний размер семьи в Осетии, равный 2,3 человека, то получается 14000 человек, зависящих от исследуемого рынка. Без учета смежных структур — логистики, рекламы, строительства, которые несомненно пропорционально пострадают от нового игрока.

Естественно, как и в любой отрасли значительная часть сотрудников пребывают в «серой» зоне, что Ассоциация и не скрывает. Но бизнесмены готовы взять курс на официальное оформление сотрудников. Как пообещали представители местных магазинов, в планах легализовать минимум сто человек, а в перспективе довести число до 300. Властям интересны именно «белые» работники, за которых работодатель отчисляет взносы в Пенсионный фонд и Медстрах, снимая нагрузку с бюджета.

В случае появления французского гиганта потеря рабочих мест, по прозвучавшим оценкам, может доходить до 1200, включая одиночных предпринимателей, торгующих на строительных базарах вроде «Привоза», «Викалины», «Фарна».

Смотрим на планы «Леруа» — создание 100-120 рабочих мест. Если исходные данные верны, нетрудно посчитать, что в абсолютных цифрах минус окажется больше, чем плюс.

С другой стороны, для правителей республики, полирующей последние места различных инвестиционных рейтингов, гораздо важнее имиджевая составляющая и пресловутая инвестпривлекательность. «Метро» и «Леруа Мерлен»- якорные инвесторы, которые помогут играть мускулами в переговорах с другими внешними бизнесменами.

— Проработав и систематизировав материал по данной тематике, можно смело назвать главное преимущество «Леруа Мерлен» — это, несомненно, цена. Результат нереальных объемов закупки, низкий процент кредитования, большой процент собственных торговых марок. Вы, наверное, скажете: ”А что тогда в этом плохого?” Как показывает практика, демпиногвание происходит в первые два года, когда вымирает большинство местных игроков, потом по закону рынка цена поднимается вверх, — делает вывод Касаев.

На фоне исследовательского подхода бизнеса позиция власти, которую отстаивали замминистра экономического развития Зураб Дзоблаев и директор по работе с инвесторами Агентства развития Северной Осетии Кирилл Ерохин, показалась неубедительной и весьма абстрактной. Хотя чиновники задавали логичные встречные вопросы.

— Частная компания выступила с инициативой к органам исполнительной власти. Руководство республики к обращениям предпринимателей и сопровождению инвестпроектов относится с большим вниманием и даже трепетом. Неоднократно даются указания, чтобы никаких преград и барьеров к любом бизнесмену, который готов организовывать любой бизнес. Встречный вопрос — что вы предлагаете? Искусственно блокировать вхождение, установить препоны?

Отчасти Дзоблаев объяснил и отсутствие конкретики:

— Когда у нас по пять тысяч работников в тени, то какие-то экспертные заключения делать сложно.

И привел в пример «Метро», который тоже ждали с опасениями, но «обрушения рынка никто не увидел»:

— Мне сложно получить информацию, сколько платят компании, потому что это коммерческая тайна. Возможно, вы бы предложили альтернативу развития и прогресса. Такие же опасения звучали по «Метро», но при этом каких-то глобальных изменений, обрушения рынка не увидели. С одной стороны дешевый ремонт для населения хорошо, с другой стороны есть проблема, которую озвучивает Ассоциация. Хорошо, что в каких-то вопросах бизнес объединяется и озвучивает опасения. Власть открыта, предлагайте варианты, — закончил Дзоблаев, похвалив оппонентов за хорошую аналитическую работу.

Понимая и принимая позицию представителя Минэкономики, задача которого и состоит в том, чтобы правдами и неправдами в республику «приходил» крупный бизнес, отмечу критическую ошибку в сопоставлении «Метро» и «Леруа Мерлен». Продуктовый (в основном) гипермаркет для предпринимателей не убивает маленькие магазины и супермаркеты в шаговой доступности. И даже на оптовые склады влияет не столь радикально – по крайней мере, на «Викалине» и «Первомайском» по-прежнему продолжается бойкая торговля.

«Метро», в отличие от «Леруа», не демпингует, и выгоден только при покупке больших объемов. А специфика продажи товаров для ремонта, который планируется годами и тщательно высчитывается населением с не самыми выдающимися доходами, совершенно другая (за скобками оставляем сегмент элитных строймагазинов). И не в пользу местных производителей, которые неизбежно ощутят существенный спад продаж на фоне гиганта, предлагающего низкие цены и несоизмеримо большой ассортимент.

Покупатель всегда прав или 2,5 миллиарда ущерба

Вполне ожидаемо на защиту зарубежной компании встал и Кирилл Ерохин:

— На бизнес завтраке с главой это решение обсуждалось (в декабре 2017 года — прим.). Исполнительная власть не может выстраивать барьеры. Если их сейчас специально создавать, то инвестор больше не пойдет в республику. С этой точки зрения для нас нет никакого деления на внешнего или внутреннего инвестора. Кстати, Агентство заключило 32 соглашения с местным бизнесом.

Я был на запуске «Леруа» в нескольких регионах и катастрофы не случилось. Ближайший магазин находится в Ставрополе, и выжженной земли там нет. Считаю, «Леруа» покупателя не заберет. Половине всех покупателей вообще не нужно ехать в большой супермаркет, который находится где-то далеко. Очень правильные тезисы прозвучали от бизнес сообщества –«мы готовы объединяться и создать рабочие мести, хотим чтобы нас услышали». Вы можете выйти с предложениями, обозначить, какие вам нужны меры поддержки.

Директор «Мегадома» Анзор Караев привел противоположные данные. В Ставрополе, где «Леруа» открылся в конце июля 2017 года, количество занимавшихся продажей стройматериалов предпринимателей уменьшилось на полторы тысячи (данные на 25 апреля). С учетом погрешности, укрупнения, переезда людей и прочих факторов цифра, вероятно, меньше, но общая тенденция показательна.

— Вы как в мультиках хотите увидеть «выжженную землю»?

По данным Касаева, похожая ситуация произошла и в Хабаровске, где после появления «Леруа» в апреле 2017 года «произошел социальный взрыв, пошла волна увольнений в сфере бизнеса. Наняли на работу около 100 человек, а уволить пришлось свыше 1000″.

Представители Ассоциации ставили в пример и Пятигорск, где заморозили стройку на начальном этапе из-за того, что власти осознали пагубность экспансии французов. Замечу, что найти подтверждение причинам приостановки проекта не удалось.

Но когда заходит речь об интересах покупателя, противопоставить Ерохину нечего. Вне зависимости от доводов, покупатель, конечно, выиграет. И будет прав – патриотизм при более привлекательных условиях у «чужого» будет рационально отодвинут в сторону.

— Оградиться от мира не получится. Россия даже с учетом различных санкций включена в глобальную экономику. Сказать, что у нас все и так развито и к нам не надо идти, не совсем правильно. Конкуренция всегда ведет к развитию. В конечном итоге, в выигрыше окажется покупатель. Если у конкурента есть предложения и услуги, которых у вас нет, вы можете взять на вооружение и предложить покупателю, — посоветовал Ерохин.

В поисках гармонии

Однако претензий к пока несуществующему «Леруа» данный факт не отменяет: компания будет платить основные налоги по месту регистрации, в качестве топ-менеджмента устроят приезжих специалисты. Пугает и сумма «уходящих» из республики денег, подсчитанная Ассоциацией, — 2,5 миллиарда рублей в год. Имеется в виду, что бенефициары живут «за границах», а местный бизнес в основной массе оставляет деньги внутри республики.

Модератор дискуссии, уполномоченный по защите прав предпринимателей Тимур Медоев искал «гармонию сосуществования»:

— С одной стороны опасения и риски, с другой стороны республика занимается привлечением инвестором, — вопрошал Медоев, обращаясь к независимым экспертам-экономистам.

Как всегда фундаментально к проблеме подошел депутат Парламента, член комитета по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям Нох Токаев:

— Я за предпринимательство, но экономика — дело сложное и системное, как бы мы этого не хотели. Необходимы и малые, и средние, и крупные формы. Но возникает вопрос — республика маленькая, очень своеобразно устроена, и претензии по всем направлениям сумасшедшие. И одна из претензий — огромное количество торговли, которую все труднее и труднее переварить.

Экономика — это платежеспособный спрос, а доходы населения мизерны. Я бы предложил власти следующее: обязать фирму построить 2-3 производства строительных материалов и увязать с сырьем, имеющимся на территории республики. И если «Леруа» выполнит наши условия, дайте им коридор, землю и прочее. Рабочие места нужны разные, и не только в торговле. Знаете сколько людей сейчас заняты в торговле? 55 тысяч! Однако с конца 2015 года идет резкое сокращение бизнеса, и торговля тоже падает. Абсолютное большинство населения на выживании. С другой стороны, у нас на одну свадьбу 10-15 миллионов тратят. Давайте сплошные танцы устраивать.

Просто встать в качестве шлагбаума никто не сможет. Естественно, они предложат товар по низкой цене, который будут покупать. Сегодня «Леруа» занимает в России 14% рынка. Но по их программе должно стать не менее 80%. Никак по-другому они на такие показатели не выйдут, если не будут открываться новые магазины. Приход фирмы с колоссальной мощью требует внимательнейшего отношения. Нас доллар и евро давят с двух сторон. Я за внешних инвесторов, но пусть они идут в производства, которые нужны для республики, Северного Кавказа и России в целом. Надо искать решения. А право выбирать за потребителям.

Экс-депутат, кандидат экономических наук Маргарита Кулова отличилась не свойственной конференции краткостью и поддержала бывшего коллегу по парламентскому цеху — гнаться за любыми инвестициями не стоит:

— Самое узкое место местных компаний — это объем закупок. И когда речь идет о крупном ритейлере, опасения понятны. Законопроект о демпинге, направленный против искусственного занижения цен крупными участниками, в какой-то мере мог бы обезопасить малый и средний бизнес. Действительно, «Леруа» можно выставлять ряд условий, которые бы могли поддержать реальный сектор экономики. Нам не нужны любые инвестиции, нам нужны хорошие инвестиции. Когда принимаются такие решения, надо проводить оценку регулирующего воздействия . Если бы консультации с бизнесом проводились раньше, думаю, выиграл бы и бизнес, и власть. В любом случае, хороший сигнал для вас, чтобы вы выходили на новый формат продаж. Вам есть над чем работать.

А президент Торгово-промышленной палаты РСО-Алания Казбек Туганов затронул проблему честной конкуренции, предложив правительству предоставить льготы и местному бизнесу, иначе широкие преференции для «Леруа» априори ставят осетинских коммерсантов в проигрышное положение.

— Меня раздирают противоречия. Действительно, за годы без крупных ритейлеров у нас сложился сектор продажи строительных материалов. Мы прекрасно помним, что все начиналось с маленьких магазинчиков. Постепенно они выросли в большие, постоянно улучшается ассортимент и сервис, потому что развивается конкуренция. Наличие справедливой конкуренции — самое главное. Соединение крупных сетей с локальными структурами — вопрос вечный. Но главные здесь лоббисты, которые могут нарисовать картину мира. «Леруа Мерлен» будет говорить, сколько он благ несет потребителю.

Но мы живем в Осетии, а люди создали бизнесы, которые дают многим работу. Бенефициары — это покупатели, которые не должны страдать ни от сетей, ни от местных. Я всегда за максимальные условия для инвесторов. Но справедливая конкуренция — это не ухудшение льготными условиями местной среды. Другими словами, наши предприниматели, занятые в данной сфере, никаких льгот не получали. Поэтому предлагаю правительству рассмотреть возможность предоставления преференций местным участникам рынка.

Если бы «Леруа» пришел на рынок, где нет конкуренции, я был бы однозначно за. Я и сейчас не против, иначе это волюнтаризм. Но инвесторов надо приглашать в сферу производства, тех же строительных материалов. Потому что в сфере производства в Северной Осетии нет конкурентной среды. Например, для хорошего проекта по производству красок мы не можем найти 500 тысяч рублей.

Стрелы ярости

Директор ТЦ «Марио» Рита Батяева вытащила из рукава другой козырь: оказывается, в Европе «Леруа Мерлен» не пускают в небольшие города из-за пагубного влияния на мелкий бизнес.

— В Европе в городах такого масштаба не разрешается создавать крупный гипермаркет. Слишком большой негативный эффект. Только в больших городах и мегаполисах есть «Леруа». А что они предлагают республике? Создать 100 рабочих мест на 9 тысячах квадратов торговой площади. У нас на аналогичной территории 900 рабочих мест! Но если мы уменьшим присутствие на рынке, нам придется увольнять людей. Коллеги сказали о 1200, а я думаю, что до 1500 человек будут сокращены.

Но Россия — не классическая Европа. Да и депрессивный регион явно воодушевился готовностью гиганта обосноваться в Северной Осетии, невзирая на обстоятельства.

— В Северной Осетии всего 15,5 тысяч предпринимателей и 27 тысяч работников. Наши показатели отстают от общероссийских в 2,5 раза. В секторе торговли товарами для строительства и ремонта создано около 4 тысяч рабочих мест. Думаю, достаточный вклад в республику, где 10% официальной и еще 10% латентной безработицы. Мы занимаем 4 место внизу по данному показателю в стране! Создав столько рабочих мест, мы снизили социальную напряженность, а наши предприятия предоставляют широкий ассортимент и услуги очень хорошего качества по доступным ценам, — отметила Батяева и предложила республиканской власти тоже рассматривать Ассоциацию «как инвесторов, которые могут трансформироваться в другие отрасли и предлагать различные инвестпроекты».

Анзор Караев завершил эмоциональное обсуждение не менее пламенной речью, предупредив, что направит стрелы в Дзоблаева.

— Я как человек который не хранит яйца в одной корзине, выживу. Но пострадают обычные работники. У меня несколько вопросов: что даст «Леруа» 1) для бюджета 2) для республики 3) для населения 4) для бизнеса? Абсолютно ничего. Один «Леруа» может убить всю отрасль. 2,5 млрд рублей в год будут уходить за пределы Северной Осетии! Плюс никто не учитывает, что на 1 миллиард мы ежегодно кредитуем маленькие магазины, кредитуем строительную отрасль. Все строители берут в долг. Кто подумал о том, что будет со строительством?

Никогда «Леруа» не приведет производство. Всем производителям они выкручивают руки, которые вынуждены отдавать товары по себестоимости в целях рекламы, чтобы просто быть представленными на полках. Мы ведь понимаем, где мы находимся, это край географии. А для производства нужно завести сырье, а потом отвезти продукцию.

Единственный плюс, которым Минэкономики и глава бравируют — рейтинг инвестпривлекательности региона. Но в Пятигорске, где построили «Метро», после этого ни одного нового проекта не реализовали. И мы прекрасно знаем, кто финансирует псевдорейтинговые агентства, это заинтересованный круг лиц.

«Раненный» Дзоблаев сдаваться не собирался. Замминистра отметил запоздалую реакцию Ассоциации, напомнив, что информация о «Леруа» муссируется несколько лет, и подчеркнул, что власти не закрывались глухой стеной от местного бизнеса — тема обсуждалась во время «Завтрака с Главой». А в конце даже признался, что будет покупать у своих:

— Я сам посмотрел цены в «Марио». Большинство цен ниже, чем в «Леруа». Лично я бы к вам пошел закупаться!

Между прочим, хорошая идея: если правительство и парламент в полном составе обновят декорации многочисленных квартир и дач с помощью «Мегадомов» и «СОМов», авось, отрасль и выживет.

Лакомый кусочек

Но главная претензия Ассоциации заключается в щедром подарке от республики французским партнерам – «Леруа» получил 9 гектаров в районе несостоявшегося «Торгового квартала» (район Архонского круга), когда-то с помпой анонсированного Дзантиевым. Мэр давно в бегах, а лакомый кусок земли вернулся в муниципалитет.

— Насколько нам известно, город бесплатно предоставляет землю и инфраструктуру. Нам этого никто не предлагал. Дайте, и мы все скинемся и построим со временем центр с низкими ценами на товары. Кто из нас получал такие льготы? Почему «Леруа» выделяют льготную землю в долгосрочную аренду? Разве это можно назвать инвестициями? Инвестиции могли быть, если бы они купили 900 соток хотя бы за 300-400 тысяч рублей за сотку [Умножаем 900 соток на 300 тысяч рублей и получаем 270 миллионов].

«Градус» нашел указ от 22 февраля 2017 года о предоставлении юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов в случае реализации масштабного инвестиционного проекта и продемонстрировал членам Ассоциации. Среди ключевых условий — создание 100 рабочих мест и 5 млн налогов, под который французы попадают «за глаза». Правда, в Ассоциации настаивают, что выделение земли произошло ДО признания «Леруа» подпадающим под данные требования, и ситуация вполне может дойти до суда.

Но прежде предприниматели надеются найти понимания у Вячеслава Битарова, который, «как бизнесмен должен понять и помочь».

Валериан Туганов
http://gradus.pro/frantsuzu-otdana/

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.