Кoнтрпрoдуктивнaя пoзиция СШA и Грузии oтдaлилa принятиe сoглaшeния o нeпримeнeнии силы
В Жeнeвe зaвeршился oчeрeднoй рaунд международных дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Формат с участием России, Южной Осетии, Абхазии, Грузии, США, ОБСЕ, ООН и Евросоюза создан по итогам военной авантюры Грузии в августе 2008 г. против Южной Осетии.
Надежды не оправдались
Незадолго до раунда отдельные СМИ и эксперты утверждали о предстоящем прорыве на дискуссиях и начале урегулирования отношений между Россией и Грузией. Возможно, экспертов на поспешные мысли навели заявления властей Грузии о необходимости возобновления конструктивного диалога с Россией. В частности, недавно премьер-министр Грузии Квирикашвили предложил России сделать шаги навстречу для разрядки напряженных отношений. В МИД России осторожно пожали руку Тбилиси, протянутую ладонью вниз и сдержанно ответили, что Россия, как и прежде, заинтересована в оздоровлении отношений и готова идти настолько далеко, насколько к этому готовы в Тбилиси.
Для Тбилиси главное условие возобновления сотрудничества с Россией — отзыв признания Южной Осетии и Абхазии и вывод российских войск из республик. Тбилиси не готов признать суверенитет Южной Осетии и Абхазии. Собственно говоря, этого не случится в обозримой перспективе. Со своей стороны, Россия готова к возобновлению дипотношений с Грузией, но не за счет интересов Южной Осетии и Абхазии. В недавнем интервью зам. главы МИД России Карасин заявил: «Дипломатические отношения разорвала Грузия. Условия их восстановления с точки зрения Тбилиси — отказ от признания Россией Абхазии и Южной Осетии. Но на это мы не пойдем. Решение о признании независимости Абхазии и РЮО принято окончательно. Мы развиваем союзнические отношения с двумя молодыми республиками. У нас есть довольно солидная договорно-правовая база, нацеленная на углубление взаимодействия. Как только грузинская сторона будет готова к восстановлению дипотношений с учетом новых реалий, мы незамедлительно позитивно отреагируем».
Еще раньше глава МИД России С. Лавров заявил, — Россия уважает территориальную целостность Грузии, равно как Абхазии и Южной Осетии. Президент России В. Путин неоднократно заявлял — признание независимости РЮО и РА не подлежит пересмотру. Россия и дальше будет способствовать укреплению и развитию республик. Абхазия и Южная Осетия заняли в Концепции внешней политики России особое место. Причем навсегда… Поэтому, учитывая встроенность Грузии в антироссийскую политику Европы и США, недружественные заявления и действия против России, надеяться на мифическое потепление отношений не приходилось.
Наши интересы – превыше всего
Соответственно, Женевские дискуссии не могут в настоящее время стать площадкой для принятия консолидированного и устраивающего всех решения, т.е. заявления о неприменении силы. Тем более, что глава МИД Грузии Джанелидзе заявил, «Грузия работает над тем, чтобы заявление отвечало ее государственным интересам».
Это заявление — ясный сигнал всем, что иное развитие событий и учет мнения других участников дискуссий — невозможно. Грузия использует дискуссии исключительно в своих интересах, не считаясь с интересами других игроков. Ответ на такую эгоистичную позицию должен быть адекватным. Россия, Абхазия и Южная Осетия в условиях ультиматума Грузии могут заявить об исключительности своих интересов в рамках дискуссий, что, в принципе, может привести к тупику. Но лучше тупик, чем уступки. Как и следовало ожидать, итог дискуссий оказался неутешительным. Стороны не смогли принять соглашение о неприменении силы. МИД России признал отсутствие прогресса на дискуссиях.
Yankee — go home!
Как сообщила югоосетинская делегация по итогам 43-го раунда, основное внимание в первой рабочей группе было сосредоточено на проекте заявления о приверженности принципу неприменения силы, что могло стать конструктивным шагом в направлении работы по документу, гарантирующего безопасность РЮО и Абхазии со стороны Грузии и создания системы безопасности и региональной стабильности. «Но представители США предложили внести в проект заявления заведомо неприемлемые изменения, противоречащие формату и самому духу Женевских дискуссий, и сводили к нулю усилия по восстановлению доверия, предпринятые в ходе многих предыдущих раундов», — говорится в сообщении.
Как пояснил на пресс-конфе-ренции в Цхинвале полпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев, американская делегация предложила неприемлемые поправки, что означало отстранение Южной Осетии от обсуждения важного соглашения.
«Делегация США выступила с предложением дополнить заявление таким образом, чтобы в его принятии могли участвовать только страны-участницы соглашения Медведев-Саркози от 12 августа 2008 г. То есть налицо попытка исключить Южную Осетию из Женевских дискуссий, на что мы выразили категорический протест», — сказал Джиоев.
Ситуация, что называется — дожили! Деструктивная и исконно хамская позиция США на дискуссиях вновь возвращает нас к вопросу о правомерности присутствия США в формате. Как известно, в рамках существовавшей до 2008 г. Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта участвовали Россия, Грузия, РЮО, РСО-Алания, при участии ОБСЕ. Стороны участвовали в работе СКК на основе Сочинских соглашений 1992 г. Все время существования СКК Грузия пыталась интернационализировать переговорный и миротворческий процесс, втащить туда США и западные структуры. К счастью, формат удалось сохранить.
Но по странному стечению обстоятельств, дискуссии переформатировались в невыгодные для нас рамки. На дискуссиях России, Южной Осетии и Абхазии противостоит враждебный лагерь в лице США, Грузии, ООН, ЕС и ОБСЕ. Если участие в дискуссиях ОБСЕ, ЕС и ООН можно объяснить, правда с большой натяжкой, то нахождение в формате США удивляет. У США нет правовых оснований участвовать в дискуссиях. С тем же успехом Россия могла стать посредником между США и Мексикой во время томатного конфликта в 2013 г.
Учитывая действия Вашингтона по подрыву безопасности на Кавказе, оскорбительные и враждебные выпады против Южной Осетии и России, санкции, давление на российских олимпийцев и недопуск паралимпийцев на Игры, нападение на Сирию, — Южной Осетии, Абхазии и России следует выступить с требованием — исключить США из Женевских дискуссий. Фактически США ставит вопрос удаления Южной Осетии из формата, созданного для Южной Осетии, в том числе. Судьбу Южной Осетии пытаются решить без ее участия. Это типично американский подход — решать судьбу народа, совершенно не интересуясь мнением народа.
Нелишне отметить, за последнее время югоосетинская сторона на дискуссиях ставит вопросы перед Грузией острее и жестче. Наша дипломатия стала действовать наступательно. Эта практика нуждается в динамизме и ужесточении позиции к Грузии и США вплоть до угрозы развала Женевских дискуссий, в случае если противная (в прямом и переносном смысле) сторона, продолжит деструктивную политику.
Кто является настоящим гарантом неприменения силы?
Стоит отметить, от участников дискуссий нередко можно услышать утверждения, что разрабатываемое Соглашение о неприменении силы станет окончательным фактором стабилизации и безопасности в регионе. Это сомнительное утверждение, его нельзя рассматривать как реальную гарантию безопасности. Грузия никогда не откажется от реваншистской политики. Добрососедским отношениям между нашими народами не суждено быть в обозримой перспективе.
Напомним, Грузия — злостный и неисправимый нарушитель соглашений, начиная с 1992 г. Грузия — государство-рецидивист. Грузия дважды, в 2004 и 2008 гг., нарушила Сочинское соглашение от 1992 г., совершив акты агрессии против РЮО. Грузия нарушила Московский меморандум от 1996 г., договоренности в формате Кокойты-Жвания в 2004 г. По целой сумме оснований можно утверждать — рассчитывать на порядочность Грузии по крайне мере неразумно и наивно. Никакой документ, вне зависимости от внешнего гаранта, от представительности формата и круга поручителей не удержит Грузию от соблазна повторить агрессию, она в конечном итоге рано или поздно нарушит взятое на себя обязательство и переступит черту…
На фоне углубления отношений Грузии с НАТО, рассчитывать на мирный настрой Грузии не приходится. Поэтому главную цель дискуссий — подписание соглашения о неприменении силы окутывает густой туман неопределенности. Но трагедии в этом нет. Дискуссии не являются жизненно важным для РЮО форматом, где практически невозможно добиться преимуществ, в силу ущербности формата. Поэтому будущее соглашение, если оно когда-либо будет подписано, не является безусловной гарантией мира. Пробуксовка реализации соглашения не должна напрягать Южную Осетию. Это всего лишь бумажка. В современных реалиях к документам почтения нет. Главный программный документ современного международного права — Устав ООН лишился сдерживающих государства от войн функций. Больше нет силы права, а осталось право силы.
И с этой точки зрения, самой главной и единственной гарантией мира, безопасности и стабильности народа является 4-я российская гвардейская военная база!
Александр Келехсаев