Ктo тaкoй рoк-н-рoльщик? С этoгo вoпрoсa нaчинaeтся культoвaя криминaльнaя кoмeдия бритaнскoгo кинoрeжиссeрa Гaя Ричи. Oтвeт, кoтoрый мнoгим кaжeтся oчeвидным, на самом деле не так уж и однозначен. В настоящее время «рок-н-ролл» переживает не лучшие времена в плане популярности. Все большее число молодых людей не знают, а зачастую даже не хотят знать кумиров прошлых лет. Ситуация в Северной Осетии, как в отдельно взятом регионе, в этом смысле вряд ли существенным образом отличается от общемировых тенденций. У нас, как правило, «в ходу» те треки и исполнители, которые занимают ведущие позиции западных и отечественных чартов. Вместе с тем, сказать, что рок в нашей республике мертв, при большом желании также не получится. В Северной Осетии живет человек, который играет на гитаре и записывает собственные песни. Он не дружит с алкоголем и наркотиками. Он любит свободу. Вы можете быть с ним не знакомы, но узнаете его в многотысячной толпе при условии, что вы любите рок-н-ролл.
В день празднования «всемирного дня рок-н-ролла» информационный портал«15-й Регион» предлагает вниманию своих читателей, интервью с одним из верных последователей этого музыкального направления, лидером и основателем владикавказской группы «Dzioff» — Михаилом Дзиовым.
— Добрый день, Михаил! Расскажите, пожалуйста, с чего началась история вашей группы?
— Увлечение рок-музыкой началось с самого детства: первыми любимыми группами были и остаются «The Beatles», «The Rolling Stones», «AC/DC», «Pink Floyd», «Queen». Позже была «Metallica», да и без панк-рока не обошлось — «Sex Pistols», «Ramones», «Clash»… В 2001 году, будучи еще школьниками, мы с моим братом Георгием (Гизмо) создали собственную группу. Позже к нам примкнул барабанщик Темир Хабалов. Изначально и довольно долго наша команда называлась «Шоковая Терапия» (или «Shock Therapy»). Впервые выступили сразу на крупном фестивале «Прорыв» в июле 2004 года – таким образом, мы «вылезли из подвала» и сразу стали одной из самых известных команд «Владика». И, как говорится, дальше «пошло-поехало». В 2013 году поменяли вывеску на «Dzioff Shock Therapy», а затем сократили до «Dzioff» — так уж вышло, что с братом мы уже много лет являемся единственными постоянными участниками команды, вот и решили назвать команду по фамилии.
— С тех пор прошло уже 17 лет. Каковы результаты работы?
— За это время мы записали и выпустили самостоятельно два альбома: первый — «Shock’n’Roll», вышел в 2010 году и состоял из ранних песен. Через три года вышел альбом «Терапия – мать порядка!». Также мы своими силами выпустили два сборника осетинских рок-групп «Iron Rock» (в 2009 и 2011 гг.). За эти годы исколесили с концертами почти весь юг России, заявили о себе в Москве и Питере. В настоящее время завершаем третий студийник.
— Что можете сказать о новом альбоме? Когда он выйдет в свет? О чем он будет?
— Он получил название «Born in Ossetia» («Рожденный в Осетии»). Уже вышел первый одноименный сингл. Альбом наполовину будет состоять из осетинских песен. Другая часть будет в нашем прежнем духе — англо-русская. Композиции будут абсолютно разные – есть и о любви, и поднимающие злободневные темы. В осетинской части будут и неожиданные эксперименты с народной музыкой. В общем, будет интересно.
— Не боитесь ли того, что некоторые слушатели будут скептически настроены к песням на осетинском языке, исполненным в жанре рока?
— Не думаю. Осетинский — очень даже гармонично сочетается с рок-музыкой. У нас уже выходили песни на родном языке, и они имеют большой успех у публики на концертах – и не только в Осетии. А наша «Бæгæныйы зарæг» уже получила неплохие отзывы и от зарубежных слушателей.
— Зарубежных?!
— Да, не так давно трек попал в эфир австрийской радиостанции «Radio Agora», а именно – в программу «Russische Stunde» («Русский час»). А некоторое время назад наша «Пивная Песня» возглавила хит-парад «Своего Радио» (Москва), где мы, кстати, два года назад играли в прямом эфире.
— Но ведь у рока западное лицо?
— Мне тоже больше нравится западный рок. Я вырос, слушая британские и американские группы. Но хорошие «рок-исполнители» есть везде. Даже в Индонезии, где, кстати, действующий президент Джоко Видодо – «металлист». И мне кажется, под рок-н-ролл подойдет любой язык. Было время, когда считалось, что немецкий не особо сочетается с громким гитарным звучанием, и многие выдающиеся группы из Германии, такие как Scorpions, предпочитали работать на английском. Но вдруг появились «Rammstein» и перевернули все с ног на голову, введя родной язык в моду.
— Что можете сказать об осетинских «рокерах»? Кто ваши предшественники и последователи?
— Корни «осетинского рока» уходят в конец 1960-х – начало 1970-х. В Северной Осетии самым первым местным коллективом, игравшим рок, была группа «SkyBrothers», а в Южной – «Бонвæрон» (именно «Бонвæрон», а не «БонвæрНон» — это подтвердят и сами музыканты!). Последним удалось смешать в своей музыке элементы западного стиля с осетинским языком и мелодикой, что и стало началом стиля «ирон рок». В Северной Осетии, правда, группы пели в основном на английском и русском – в 1990-е гремели «Shakemakers», позже — «Фабрика» (не путать с одноименной попсой!). Из современных рок-групп, поющих на осетинском, помимо нас есть только «Kroydon». В ближайшем будущем планирую выпустить в свет книгу, которая расскажет о всех поколениях осетинского рок-н-ролла.
— А что можешь сказать о мировом роке? Зачастую приходится сталкиваться с мнением, что он мертв?
— Да не сказал бы, что он мертв. Посмотрите хотя бы на британский традиционный фестиваль «Гластобери», проводящийся ежегодно с 1970 года. Потрясающая атмосфера, куча молодых исполнителей и огромное количество зрителей – и в основном молодежь! А вот в нашей стране обстановка с рок-музыкой гораздо сложнее – многие крупные фестивали, как и телеканалы с радиостанциями, попросту «прикрыли». Но, надеемся, времена изменятся к лучшему.
— Кого из современных исполнителей вы можете выделить?
— Я больше фанат старого рока – всегда придерживался мнения, что все основное и значительное в этом стиле было сыграно в 1960-70-е, а все, что было после – просто умелое использование наработок прошлого. Яркий пример тому – британцы «Royal Blood» и «Inglorious», австралийцы «Airbourne», «Jet», «Wolfmother». Все эти команды молоды и они явно вдохновляются старым-добрым роком семидесятых. При этом «нафталином» от них не несет – они как бы вдыхают новую жизнь в любимую музыку.
— Как у вас обстоит дело с живыми концертами? Как часто приходится выступать?
— В течение года у нас бывает множество клубных выступлений в Осетии. Летом, как правило, участвуем в различных фестивалях.
— Какой концерт стал для вас самым посещаемым?
— Безусловно, «Holi Fest» 2015 года. Мероприятие проходило на новой набережной Владикавказа и собрало около 3 тысяч зрителей. Атмосфера была фантастической. Тогда мы поняли, что у нас стадионные амбиции (смеется). Еще хочу отметить прошлогодний рок-фестиваль в Южной Осетии – это было действительно знаковое событие в том плане, что прошло оно именно под флагом «Ирон Рока» — собрались музыканты разных поколений, в том числе и «отцы» — «Бонвæрон», и для нас было особой честью выступить там.
— Что первичное в твоих песнях — музыка или текст?
— Как правило, музыка приходит первой. Но иногда все рождается в голове одновременно.
— Какой тематике вы чаще всего посвящаете свои песни?
— Ну… у нас много песен о девушках, например – «Зарина», «Janie», «Kate Smith». А в общем и целом главный персонаж моих песен – простой парень, его впечатления, переживания. Есть, например, песня «Блюз Машиниста». На ее написание вдохновил нас наш реальный друг-машинист, а по совместительству барабанщик. Песня ведется «от первого лица», как он вкалывает на работе и мчит на своём паровозе к любимой девушке, которая ждет его дома. Есть песня «Байкер Вова» — тут ясное дело… «Рок-н-Ролл Петрович» — о старом-добром рокере, которого достала рутина. В общем, все берется из реальной жизни. Я стараюсь писать песни, которые были бы близки каждому.
— Если говорить в целом о вашей музыке. О чем она?
— Опять же — о жизни, такой, какая она есть. Никаких чудовищ, драконов и прочего фэнтези. Главная наша задача — донести до людей позитив, любовь к жизни. При этом мы не призываем закрывать глаза на людское лицемерие и серость будней – напротив, стараемся сказать «эй, не грусти, выход есть всегда!» Мы пропагандируем свободу. На мой скромный взгляд, человек не должен быть ни от чего зависим. Если тебе, условно говоря, не нравится твоя работа – так оставь ее, и займись любимым делом. Жизнь дается человеку один раз и глупо тратить ее на что-то, навязанное людьми, не имеющими к твоей жизни никакого отношения.
— К слову о зависимости. Есть мнение, что все «настоящие рокеры» увлекаются наркотиками…
— Ну, в случае группы «Dzioff» это совершенно не так. Да и есть множество величайших рок-музыкантов, которые не имеют отношения к употреблению наркотиков.
— Кого можете привести в качестве примера?
— Да много кого. К примеру, бессменный соло-гитарист легендарных «AC/DC» Ангус Янг, музыканты «Iron Maiden» и другие. Потому и прыгают-бегают по сцене до сих пор. Конечно, каждый развлекается по-своему. Но я рад, что многие современные музыканты, заведомо зная последствия, идущие от наркотиков и алкоголя, обходят эти вредные привычки стороной. Лично для меня в этом вопросе не может быть двух мнений. Мой рок-н-ролл — внутри меня, и мне не нужно что-то принимать «для храбрости» или кайфа. Я кайфую от самой музыки, от исполнения ее на сцене.
— Многие культовые «рок-исполнители» рано уходили из жизни, после чего их популярность только возрастала. Как вы думаете, должна ли звезда рок-н-ролла умирать?
— Я за жизнь (смеется).
— Как вы считаете, есть ли в России исполнитель, способный собрать, скажем, республиканский стадион «Спартак»?
— На ум приходят только «ДДТ».
— Скажите откровенно, получается ли достойно зарабатывать, играя рок-н-ролл?
— В нашей республике рок-музыка и коммерция — вещи несовместимые. Если хочешь заработать в Осетии музыкой – бери гармошку или доули и иди играть на свадьбах.
— А если вам предложат приличный гонорар за написание и последующее исполнение музыки, смысл и стиль которой не являются потребностью вашей души, вы согласитесь?
— Скорее всего, откажусь. Для меня важна внутренняя гармония. Для того, чтобы делать ту или иную музыку, меня в ней что-то должно привлекать — иначе это просто ремесло. Помню, как в году этак 2001-м знакомые музыканты говорили мне: «Бросай ты свой «Led Zeppelin», переходи на «Limp Bizkit», играй в их стиле, за ними будущее» и блаблабла. Прошло почти 17 лет… ну, и где тут ваше будущее? (смеется) Но дело даже не в этом. Главное – делать свою музыку от души, и неважно, какая она там по стилю.
P.s.: Отметим, третий студийный альбом группы «Dzioff» — «Born in Ossetia» в скором времени появится на iTunes, AppleMusic, Spotify, Deezer, Bandcamp и других цифровых площадках. Следить за информацией можно на официальных страницах группы в Facebook, Instagram и Vkontakte.
Александр 15-Кучиев