1. Прoтoиeрeй Aлeксий Виссaриoнoвич (Aксo Бeсaeвич) Кoлиeв рoдился в 1822 гoду вo Влaдикaвкaзскoм aулe (Ирыxъкæу) (нынe г. Влaдикaвкaз). Eгo oтeц Бeсa Кoлиeв, выxoдeц из сeлeния Нaр, был снaчaлa стoрoжeм, a пoтoм стaрoстoй вo влaдикaвкaзскoй цeркви Рoждeствa Прeсвятoй Бoгoрoдицы (Oсeтинскoй).
2. Aксo Кoлиeв стaл пeрвым oсeтинским свящeнникoм в нoвoe врeмя — рукоположен 20 июля 1845 года и направлен на служение во владикавказскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинскую).
3. 10 июня 1845 года назначен инспектором и учителем высшего отделения Владикавказского духовного училища по предметам осетинской грамматики, Пространного Катехизиса и Священной Истории. 31 декабре 1849 года утвержден в должности смотрителя Владикавказского духовного училища.
4. Отец Алексий всемерно добивался того, чтобы обеспечить детей из осетинских семей бесплатным образованием. В мае 1853 года о. А. Колиев направил рапорт архиепископу Исидору с настойчивой просьбой принять на полный казенный счет шесть осетинских учеников духовного училища, отличающихся хорошими успехами в учебе и поведении. В числе этих учеников был и будущий протоиерей Косьма Токаев. К 1860 году в северной части Осетии действовало уже 7 церковно-приходских школ.
5. М. Домба в своей исторической повести «Н.И. Пирогов во Владикавказе» описывает диалог между великим русским хирургом Н. Пироговым и комендантом Владикавказской крепости генерал-майором П.П. Нестеровым о протоиерее Алексее Колиеве:
— «А что, благочинный со всеми алдарами так себя независимо держит?»
— «Да, он знает себе цену, хоть и молод еще и у духовного начальства пока на хорошем счету. Осетин, и к интересам туземного населения столь рачителен, что и любому другому священнику в пример поставить можно».
— «А как народ к нему?».
— «Обожают, и не только православные, но и мусульмане из простых души в нем не чают, наш, мол, Аксо нам ближе отца родного. Не греша против истины, сказать можно, побольше бы таких пастырей, как Колиев, и дело просвещения начального не только среди осетин, но и в нашей деревне русской куда как улучшилось бы».
6. Много усилий о. А. Колиев потратил на строительство каменного здания владикавказской церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской), в которой был настоятелем. Деревянная церковь, построенная в 1814 году при содействии Осетинской духовной комиссии, к тому времени пришла в ветхость. В конце 1861 года постройка церкви была завершена.
7. В конце 50-х годов XIX в. о. А. Колиев вступил в борьбу против переселения осетин, живших на территории Владикавказской крепости в поселении Дзауджикау — Владикавказском ауле — в район реки Камбилеевки. Этот вопрос обострился при подготовке проекта преобразования Владикавказа из крепости в город. В 1852 году во Владикавказском ауле (ныне Осетинская слободка) осетин насчитывалось 883 человека. Командующий войсками левого крыла Кавказской линии генерал-адъютант Н.И. Евдокимов обратился к начальнику Военно-Осетинского округа полковнику Муссе Кундухову уговорить осетин добровольно выселиться из Владикавказа. Но жители Владикавказского аула, возглавляемые протоиереем Алексием Колиевым, отказались от переселения и добились того, чтобы их оставили жить в их домах.
8. Еще раз Аксо Колиев выступил против начальника Военно-Осетинского и Чеченского округов генерал-майора Мусы Кундухова, когда тот стал одним из идеологов переселения осетин-мусульман в Османскую империю. Пытаясь предотвратить трагедию народа, отец Алексий направлял рапорты архиепископу Евсевию, в которых писал, что нельзя допустить подобную акцию. Аксо Колиев активно выступал против агитационных действий М. Кундухова. Возможно, благодаря этому, число переселившихся осетинских семейств было меньшим, чем предполагал М. Кундухов.
9. А. Колиев является основателем женского образования в Осетии. 10 мая 1862 года он открыл в собственном доме школу для девочек — осетинок, в которой изначально училось 10 человек. Расходы по содержанию осетинской женской школы о. Алексий взял на себя. Через несколько лет школа была преобразована во Владикавказское трехклассное училище с пансионом, и названа Ольгинской, в честь супруги наместника Кавказа Великой княгини Ольги Федоровны.
10. Протоиерей Алексий Колиев был одним из активных членов Комитета по переводу на осетинский язык священно-церковных и учебных книг. Он перевел на осетинский язык последования Св. Крещения, погребения мирских человек, венчания, чин причащения больных, Литургию Иоанна Златоуста.
6 декабря 1860 года Г. Мжедлов и В. Цораев сообщали в рапорте архиепископу Евсевию, что «перевод этот совершенно — слово в слово сходен с славянским и грузинским подлинником, но, несмотря на такое близкое сходство, переводчик умел соблюсти во всем труде своем конструкцию речи, свойственную осетинскому языку, — от этого перевод его для чтения легок и удобопонятен, речь везде оживлена, и мы уверены, что перевод, по отпечатании, войдет во всеобщее употребление в осетинских приходах и окажет животворно-спасительное действие на осетин-христиан»
11. Аксо Колиев переводил также произведения религиозного содержания в стихотворной форме. По мнению видного осетинского ученого Б.А. Алборова Аксо Колиев был «первым осетинским поэтом», с него, собственно, и началась осетинская литература. Им были написаны на осетинском языке: «Мады Майрæмы кады зарæг» («Хвалебная песнь Пресвятой Богородице», «Чырыстийы рухс райгасдзинад» («Светлое Христово Воскресение») и «Мах фыд» («Отче наш».
12. Протоиерей А. Колиев скоропостижно скончался 11 августа 1866 года от воспаления легких. Он был погребен в ограде церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской). На белой мраморной плите золотыми буквами была сделана надпись:
«Нæ фыд Аксо!
Рухсаг у, рухсаг у, рухсаг у,
Дзæнæты бад.
Æгас Ир дæ бузнаг стæм! Здесь покоится прах первого из осетин иерея и протоиерея Алексия Колиева».
(по книге Ларисы Гостиевой «Православие в Осетии»)