Нeкoгдa крупнeйший прoизвoдитeль рoссийскoгo игристoгo винa — зaвoд «Истoк» — вoзoбнoвляeт рaбoту. В урeгулирoвaнии кoнфликтa с крeдитoрaми мoгли принимaть учaстиe структуры миллиaрдeрa Вaсилия Aнисимoвa, утвeрждaют истoчники РБК.
O тoм, чтo кoгдa-тo извeстный aлкoгoльный зaвoд «Истoк» в Бeслaнe ужe в ближaйшиe мeсяцы вoзoбнoвит свoю рaбoту, РБК рaсскaзaл истoчник нa aлкoгoльнoм рынкe и пoдтвeрдил рукoвoдитeль упрaвлeния рeспублики пo гoсрeгулирoвaнию прoизвoдствa и oбoрoтa aлкoгoльнoй и спиртосодержащей продукции Батраз Хидиров. По словам чиновника, запуск производства намечен на август.
«Исток» был основан в 1995 году и выпускал, в частности, игристые («Золотая коллекция», «Российское») и вина («Старый обычай», «Ночь нежна»). По оценкам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, в 2008 году «Исток» был крупнейшим производителем шампанского в России — его доля на рынке игристого вина составляла порядка 20%. В 2009 году производство пришлось остановить из-за задолженности предприятия по налогам и проблемами с обслуживанием кредитов в Сбербанке, ВТБ и ЮниКредит Банке. Совокупная задолженность компании перед банками составляла около 4,5 млрд руб., кроме того, долг был лично и у бенефициара «Истока» Таймураза Бокоева. С 2012 года началась процедура банкротства «Истока», было введено конкурсное производство.
Восстановить работу предприятия республиканские власти пытались все эти годы. В апреле 2016 года врио главы республики Вячеслав Битаров пообещал, что «Исток» возобновит работу до конца года. «Нашлись инвесторы, готовые договориться с кредиторами оплатить долги, из-за которых завод и стал банкротом», — говорил он в интервью ТАСС. Кто именно проявил интерес к предприятию, Битаров не сказал.
Не называет инвесторов и Хидиров, лишь отмечает, что «за период 2015–2016 годов предприятие было выкуплено новыми акционерами». Речь идет о том, что в ходе банкротства банки-кредиторы «Истока» (Сбербанк и ЮниКредит Банк) получили активы предприятия, которые впоследствии у них и выкупили новые инвесторы, пояснил гендиректор АО «Новый исток» Асланбек Гутнов (АО было создано в рамках реструктуризации задолженности предприятия).
По словам источника РБК, близкого к руководству нового предприятия, активы были выкуплены без значительного дисконта.
Задолженность перед ВТБ до сих пор не погашена, уточнил РБК представитель банка. «Сейчас «Исток» проходит процедуру конкурсного производства в стадии реализации залогового имущества. Президент ГК «Исток» Таймураз Бокоев, являющийся поручителем по кредитам, также не погасил своей задолженности перед банком ВТБ», — пояснили РБК в банке. Как говорит Гутнов, «с ВТБ урегулировано все на 90%». «Остались несущественные активы, которые будут забраны [ВТБ] во вторую очередь. Они сегодня на процесс запуска не влияют. [Окончательно] активы ВТБ переходят в этом месяце», — добавил собеседник РБК, уточнив, что запуск завода запланирован на июнь 2017 года.
По словам Хидирова, в настоящее время идет подготовка к лицензированию предприятия с новым названием ООО «Исток ЗВШ». «Под маркой «Исток ЗВШ» к выпуску планируются крепкие алкогольные напитки, водка, ликеро-водочные изделия, винные напитки, вино, шампанские (игристые) вина», — отметил он. Следующим этапом станет лицензирование еще одного предприятия — ООО «Исток-спирт» по производству спирта. «На предприятии также имеются вспомогательные производства, запуск которых планируется в 2018 году — это цех окраски стекла, типография, картонажный цех», — добавил Хидиров.
Две эти компании, а также ООО «Виноделы Северного Кавказа», согласно данным «СПАРК-Интерфакс», были зарегистрированы недавно, в марте 2017 года, по историческому адресу завода в Беслане. Все компании имеют общего владельца — АО «Исток», учрежденное Василием и Еленой Моисеевыми. Василий Моисеев является руководителем ООО «Юридическая фирма «Николаев и партнеры». На сайте этой компании говорится, что среди ее клиентов — БТА Банк, «Надымстройгаздобыча», Московский ювелирный завод и пр. Василий Моисеев подтвердил РБК, что создавал АО «Исток» и был его учредителем, но «она уже давно продана». Кому — он не уточнил.
По информации двух источников РБК на алкогольном рынке, в переговорах «Истока» с банками принимали участие менеджеры дистрибьютора алкоголя «Статус-групп» (в портфеле компании водки «Путинка», Drova, «Высота» и другие), которого участники рынка уже давно связывают с владельцем Caolco Василием Анисимовым. По информации одного из собеседников, менеджмент «Статус-групп» курировал процесс восстановления завода в части организации сбыта и ассортимента. «Основная задача, которую они решали долгое время, — это урегулирование ситуации вокруг активов предприятия, которые находились у банков», — отмечает источник РБК.
Асланбек Гутнов опровергает участие «Статус-групп» в восстановлении работы предприятия. «Могу сказать, что конечных бенефициаров несколько. Это — осетинские и российские бизнесмены. Кто именно — коммерческая тайна», — добавил Гутнов. Василий Анисимов не ответил на запрос РБК.
«Нужно быть очень богатым и отчаянным человеком, чтобы сейчас поднять какой-то завод, — отмечает Вадим Дробиз. — С 2012 года рынок шампанского сократился на треть, часть рынка заняли винные газированные напитки. Рынок очень плотный — втиснуться на него трудно», — предупреждает эксперт.
Термин «винные газированные напитки» появился в российском законодательстве в 2012 году, как раз в момент начала процедуры банкротства на «Истоке». Как говорил Дробиз ранее, по сути, эти напитки стали «узаконенным фальсификатом», который постепенно завоевывает все большую долю на рынке. Так, если в 2015 году в России было произведено 160 млн л игристых вин, в 2016 году этот показатель снизится до 150 млн л. Для сравнения: в 2011 году объем производства игристого (шампанского) составлял 230 млн л.
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович отмечает, что потребитель забыл продукцию «Истока», и занять хоть сколько-нибудь заметную долю ему будет очень сложно. «Компании придется начинать все с нуля. По сути, это не перезапуск — это выход на рынок нового предприятия. Потребуются очень значительные инвестиции и усилия на расстановку в сетях, на маркетинг», — сказал Попович, затруднившись назвать возможную сумму. Выходить на рынок шампанского при снижении объемов продаж на нем это «вдвойне тяжело», добавил он.
Официальный представитель Русского винного дома «Абрау-Дюрсо» Дарья Домостроева отметила, что «народный» и среднеценовой сегменты игристых вин на протяжении последних пяти лет показывают отрицательную динамику. «Все будет зависеть от того, в каком сегменте будет работать «Исток» после перезапуска. Если предприятие сосредоточится на выпуске игристых винных напитков, то сможет конкурировать по цене с другими участниками этого сегмента», — отметила она. В числе рисков для предприятия она также называет существенное повышение акцизов на игристые вина из импортного сырья и потенциальный запрет импортных виноматериалов. «В свое время «Исток» работал на привозном виноматериале», — напоминает Домостроева.
rbc.ru