С налетом дореволюционного гламура

Зa 233 гoдa oблик Влaдикaвкaзa нe рaз видoизмeнялo врeмя, oстaвляя лишь oснoвныe чeрты. Oб oднoм из сaмыx яркиx тoму дoкaзaтeльств — прoспeктe Мирa — «15-му Рeгиoну» рaсскaзaл истoрик Фeликс Кирeeв.

Нa пoтeртoй фoтoгрaфии выстрoeнныe в двa рядa дoмики и вид нa гoрную цeпь. И тoлькo aллeя, oбсaжeннaя с oбeиx стoрoн мoлoдыми дeрeвьями, спoсoбнa вызвaть у сoврeмeнникa oщущeниe дeжaвю. Этo Нeстeрoвский бульвaр. Вскoрe oн пoлучит нaзвaниe Aлeксaндрoвский прoспeкт, кoтoрoe смeнит нa Прoлeтaрский прoспeкт, зaтeм стaнeт прoспeктoм Стaлинa, и тoлькo пoтoм будeт пeрeимeнoвaн в знaкoмый всeм прoспeкт Мира. А пока на Нестеровском бульваре немноголюдно. По правую и левую сторону от его обочин тянутся канавы, проведённые от реки Терек. Из них брали воду, пока не появились водовозы. Трамвайные пути здесь проложат только в 1904 году, и это поспособствует тому, что бульвар станет излюбленным местом отдыха. Владельцы частных домов развернут на первых этажах магазины, начнут появляться рестораны и гостиницы.

Город развивался, но проспект так и не вышел за свои сложившиеся в середине 19 века границы. Вопрос о его реконструкции поднимало советское правительство. По проекту 30-х годов проспект должны были продлить до ул. Чкалова. Но намеченным планам помешала война.

Проспект всегда начинался от площади Свободы, правда, изначально она была больше и называлась Михайловская — в честь наместника на Кавказе великого князя Михаила Николаевича. В конце 18 века по указу императрицы Екатерины II на части площади из турлука построили храм. Еще через полвека на его месте соорудили деревянную Спасо-Преображенская церковь, которая впоследствии будет именоваться Старым кафедральным собором. Она принадлежала Владикавказскому гарнизонному полку, затем Кавказским линейным батальонам. В ограде собора были погребены герои Кавказской войны, генералы, офицеры, знатные горожане. Позади собора находился дом начальника Терской области. Сейчас там военный госпиталь. От дома до собора террасами спускался сад с разнообразными деревьями, кустарниками и цветами.

В 1888 году в честь посещения Владикавказа императором Александром III перед церковью разбили сквер с дорожками и деревянной беседкой по центру. Через 11 лет к 100-летнему юбилею Александра Пушкина его было решено назвать именем поэта.

В январе 1919 года, когда во Владикавказ пришла Белая армия Деникина, в Пушкинском сквере установили виселицы. Он же стал почетным местом для захоронения погибших большевиков. После окончательного установления Советской власти было решено построить на этом месте нынешний Дом правительства. Тела перезахоронили, а царскую беседку и памятник поэту снесли.

На этом могла закончиться история Пушкинского сквера во Владикавказе. Однако в 1937 году, в год 100-летия со дня смерти поэта, из Москвы пришел запрос о его состоянии. Местные власти, недолго думая, нашли выход из ситуации. Они спешно снесли старейшую православную церковь — Спасо-Преображенский собор, заровняли кладбище, поставили памятник поэту и объявили, что это и есть дореволюционный Пушкинский сквер.

Здания проспекта постоянно достраивались и перестраивались. Однако одной из неизменных традиций, и как много десятилетий назад, осталось кормление голубей на площади.

В доме, где еще не так давно располагалась стоматологическая поликлиника, до революции жил крупный нефтепромышленник, владелец лесопильного завода и большого доходного дома Воробьев. Это был один из немногих полностью отведенных под жилье домов. В остальных на первых этажах преимущественно располагались магазины. Однако и второго этажа хватало для жилья даже самой большой семьи. Более старые дома выдает простота архитектуры. Уже потом пошла мода на украшение фасадов, ее сменил модерн. Количество комнат иногда доходило до 30. Многие дома изнутри были украшены росписью, лепниной, каминами. Увы, фотографии до наших дней не сохранились, только описания.

На месте Дома искусств были два одноэтажных здания, занимаемые различными магазинами, а рядом — дом купца Ходякова. Он был построен Яковом Ходяковым, а затем перешел к его сыну. Илья Ходяков, владелец мукомольной мельницы, в течение трех сроков был гласным Владикавказской городской думы, а также казначеем Владикавказского скакового общества.

Угол проспекта с улицей Евдокимовской (ныне Горького) занимала табачная фабрика Вахтангова, а в 70-х годах там появился Дом быта. Несуразное здание советской эпохи до сих пор выбивается из архитектуры проспекта и уродует его облик.

На другом углу той же улицы в начале 20-го века расположилось «Общество взаимного кредита». Это роскошное по архитектуре здание было построено по проекту архитектора Шмидта. На первом этаже находились галантерейный и мебельный магазин, а на втором — сам банк. В 1920 году с установлением советской власти здесь разместился ЦИК Горской республики.

На месте СОИГСИ находилось одно из самых старых зданий проспекта — гостиница «Франция», хозяином которой являлся Прохоров. Новый владелец сменил ее название на «Париж». На первом этаже здания находились магазин азиатского платья, чайный и табачный магазины, погреб русских вин и шапочная мастерская. Из предметов интерьера чудом уцелело массивное зеркало, которое до сих пор украшает один из кабинетов СОИГСИ.

Здание нынешнего художественного музея принадлежало одному из богатейших купцов города Богдану Оганову. Как обычно, первый этаж занимали магазины. В этом же здании была фотография Алонкина. После того как Алонкин покинул Владикавказ владельцем фотографии стал Джанаев-Хетагуров. Здесь же находился магазин модных товаров, в котором можно было приобрести дамские шляпки, зонты, венчальные уборы, меховые шапки, разнообразные отделки для дамских платьев. В 20-е годы в доме Оганова разместилась международная организация помощи борцам революции.

В доме напротив имел свой салон не менее известный фотограф Григорий Квитон. Первоначально он работал в арендуемом помещении в другом конце проспекта, но потом смог приобрести собственный дом. На первом этаже была открыта аптека Кнаппа, а на втором жил сам Квитон и находилась прекрасно оборудованная фотостудия.

Рядом возвышалось здание гостиницы «Империал», выстроенное гласным городской думы Панайотом Марандовым. В саду был летний ресторан с беседками, имелся бильярд. В начале 20-х годов гостиница получила название «Палас». После ее муниципализации здесь разместился наркомат внутренних дел Горской республики.

Через дом находился кинотеатр «Пате». Он был перестроен из дома Александры Аксеновой в начале 20-го века и использовался не только для показа кино, но и для других зрелищных выступлений. На втором этаже здания располагалась гостиница. В годы советской власти кинотеатр именовался «Государственный кинотеатр №2», затем «Советское кино №2», с 1931 года – «Горец», а с 1935 года по сей день — «Комсомолец».

На месте фонтана на нынешней площади Ленина (бывшая Театральная площадь) был кинотеатр, или, как он тогда именовался, электробиограф «Риччи». Это было красивое, специально для кинотеатра выстроенное здание, построенное купцом Богданом Огановым. В подвальных помещениях «Риччи» находился уютный ресторан, кабинки которого доходили вплоть до центральной аллеи проспекта. Таким образом, посетители ресторана слышали грохот проезжающего над ними трамвая, что создавало особое впечатление. В советское время кинотеатр использовался по своему назначению, именуясь «Юнг-Штурм». Затем «Пионер», пока в конце 50-х годов не было решено расширить Театральную площадь. Кинотеатр загораживал новый памятник Ленину.

На углу проспекта и Грозненской улицы (ныне Куйбышева) располагался ювелирный магазин «Рубин» Абрама Тарноградского. Свое название он сохранил и в советское время, вплоть до 80-х годов. В годы Гражданской войны второй этаж здания сгорел, а хозяева дома покинули Владикавказ.

Традиционно наиболее престижной частью проспекта считалась его левая сторона — от Театральной площади до улицы Московской (ныне Кирова). Здесь проживали самые богатые владикавказцы. Даже девушки легкого поведения, прогуливающиеся по этой стороне, были самые дорогие. От Театральной площади и до парка они были дешевле, а далее – еще дешевле.

На углу с улицей Кизлярской (ныне Никитина) находились дома зажиточного купца Андреева. Это был отчий дом местночтимой святой Анастасии Владикавказской (в миру — Андреевой). Ее родители — сербы, которые в середине 19-го века получили российское гражданство, по приезде во Владикавказ стали весьма успешно вести свой бизнес и вскоре стали владельцами «Андреевской» бани, гостиниц «Империал» и «Коммерческая», трактиров, доходных домов, кирпичного завода (на его месте сейчас завод «Бином»), Шалдонских садов.

Над созданием кинотеатра «Гигант» трудились ведущие инженеры-архитекторы, а первым его содержателем был Михаил Первиль.

Далее шел дом Морозовых, а угол с улицей Московской занимало здание гостиницы «Гранд-Отель». Принадлежащее купцу Резакову, оно было выстроено в 80-х годах 19-го века. Гостиничные номера расположились на втором этаже, а первый был отведен под ресторан, окна которого выходили на Александровский проспект (ныне остатки магазина «Океан»). Содержателем гостиницы был Бурдули. Чаще всего в ней селились военные, ведь она находилась через дорогу от штаба дивизии и казарм. Популярность «Гранд-Отеля» среди гостей Владикавказа была столь высока, что потребовалось существенно расширять гостиницу. 15 марта 1910 года было открыто отделение «Гранд-Отеля» на углу Александровского проспекта и улицы Московской — напротив главной гостиницы «Гранд-Отель». По словам старожилов, оба здания соединялись между собой подземным ходом. Во время августовских событий 1918 года здание филиала гостиницы полностью сгорело и в полуразрушенном виде находилось до начала 30-х годов.

В целом примерно 80% проспекта Мира сохранили свой неповторимый облик, который уже более века радует глаз жителей и гостей Владикавказа.

Одаренная красотой девушка прекрасно выглядит и без макияжа, но если накрасится, то будет неотразима. Так и наш любимый проспект Мира: ему недостает ухоженности, а все остальное у него есть. Недавняя реставрация здания филармонии наглядно показала, как великолепное, дореволюционное здание может засиять по-новому, вернув былую красоту. Теперь оно достойно украшает наш город. Когда-нибудь также может преобразиться и проспект Мира.

 

Алина 15-Алиханова; фото Константин-15-Фарниев, из архива Ф.Киреева и с oldvladikavkaz.livejournal.com

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.