В свoe врeмя Кoстa Xeтaгурoв oтзывaлся o Влaдикaвкaзe кaк o «нoвoм Пeтeрбургe»,a живoписныe oкрeстнoсти нaзывaл «дивными кaртинaми».Мeжду тeм сeгoдня стoлицa рeспублики утрaтилa грaдoстрoитeльную изюминку, считaют aрxитeктoры.
В дoрeвoлюциoнный пeриoд вo Влaдикaвкaзe дoмa стрoились пo принципу рaскрытия. Сaмыe ширoкиe мaгистрaли рaскрывaли вид нa гoры. Цeль былa пoкaзaть сaмую лучшую стoрoну oкружaющeй прирoды – в пeрвую oчeрeдь этo кaсaлoсь пaнoрaмы гoр. Oднaкo сeгoдня мaссoвaя зaстрoйкa в цeнтрe гoрoдa пeрeкрывaeт oбзoр и нaрушaeт всe принципы грaдoстрoитeльствa, устaнoвлeнныe в прoшлoм веке.
«Нельзя закрывать панораму гор. Красота и чудо нашего города заключались в том, чтобы был виден контраст между естественной красотой природы и городом: его красивыми улицами, улочками, парками, скверами. Эти контрасты приезжего всегда шокируют. Выезжая из города, через 20 минут турист оказывался в горах, у него складывалось ощущение, будто попадал в другой мир», — говорит архитектор Сослан Цаллагов.
Не случайно на проспекте Мира открывается вид на Столовую гору, а выходя из здания железнодорожного вокзала, сразу видишь Казбек. Такие моменты учитывали еще в 50-е годы. Так, улицы Металлургов, 8 марта, Керменистов и другие устроены так, что вид на Столовую гору открывается, как на проспекте Мира.
Научный сотрудник института истории и археологии республики Феликс Киреев рассказывает, что после преобразования Владикавказа из крепости в город, он стал бурно развиваться как столица обширной Терской области. Поэтому его историческая часть заметно красивей, добротней столиц соседних регионов, включая Ставрополь. Особый колорит городу придавала его многонациональность и одновременно стремление к современности. Дома возводились по самым современным для того времени технологиям, но при этом у каждого была индивидуальность, подчеркивавшая какие-то национальные особенности.
Гуляя по городу, можно увидеть, что как архитекторы, так и заказчики (владельцы зданий) создавали красивые, удобные для использования дома. Ни по одному из дореволюционных зданий нельзя сказать, что оно уродует город или неудобно расположено.
По мнению Киреева, в те годы в обществе ощущалось стремление к созиданию, желание построить что-то красивое, оригинальное. Это в первую очередь касалось состоятельных людей, которые в основном и возводили здания, до сих пор украшающие Владикавказ.
«Ныне в обществе налицо тенденция упрощения. Зачем заморачиваться на красивые, трудоемкие проекты, если можно все выстроить из стекла и бетона. Соответственно и архитекторы часто идут на поводу у заказчика, а нередко и не могут предложить что-то более интересное», — считает он.
Между тем длинную историю современной архитектуры Владикавказа нужно начать с вопроса о том, когда появилась мода на многоквартирные дома и что она принципиально изменила.
Родословная типовых жилых зданий во Владикавказе началась с закладки дома по улице Ростовской. Это была первая четырехэтажка. Здание было построено в 30-х годах по экспериментальному проекту известного архитектора Павла Шмидта. В тот же период строилось здание Дома Советов, Пограничное училище. Серьезный качественный сдвиг в архитектуре города произошел во второй половине 1930-х годов. Он был связан с созданием творческих коллективов зодчих.
Парадная архитектура 30-х со своей четкой сложившейся классической системой всегда демонстрировала богатство воображения. Она подчеркивала незыблемость и силу советского строя. Стремление к художественной выразительности объяснялось влиянием московских и ленинградских архитекторов. Воздвигнутые в 30-50-х годах «сталинки» сохранились по сей день.
Красивые дома с изысканным фасадом разбросаны по всему Владикавказу. Их можно встретить на углу улиц Маркова и Джанаева, Гадиева и проспекта Коста, братьев Темировых и пр. Коста, Маркова и Кошевого. Бывший «Универмаг» (ныне отель «Александровский») на проспекте Мира также был выполнен в духе сталинского ампира. В число зданий, построенных в том же стиле, можно отнести и гостиницу «Кавказ» (сейчас «Планета Люкс»).
В более поздние годы строительство во Владикавказе велось на основе типовых, индивидуальных и экспериментальных проектов. Однако значительная их часть далеко не всегда отвечала демографическим, национально-бытовым условиям строительства и подвергалась критике.
В 50-х годах становление советской архитектуры проходило под знаком «хрущевок». Нехватка жилья породила невзрачные «пятиэтажки», рассчитанные на 40-50 лет эксплуатации. Хотя на деле они прослужили намного дольше. В конце 50-х дома строились не улицами в ряд, а микрорайонами. Чаще всего их можно встретить в спальных районах Владикавказа, в частности на БАМе. Многие из них украшают мозаичные панно. В таких небольших постройках не требовался лифт. Тихие и унылые дворы, крошечная «двушка» с низкими потолками и совмещенным санузлом всегда вызывали неоднозначные отзывы, однако идея максимально простого дешевого жилья оправдывалось жилищным кризисом. Популярный лозунг того времени: «Каждой семье — отдельную квартиру!»
В данном случае говорить об эстетике хрущевских построек не приходится, в отличие от «сталинок» они не могли похвастаться красотой отделки фасадов, зато их явным преимуществом было хорошо проработанное расположение зданий, вся необходимая инфраструктура была в шаговой доступности: магазин, школа, детсад.
«Квартальная планировка была для людей: она предполагала свой дворик, свое интимное пространство, в центре — детская площадка, неподалеку старики отдыхают», — говорит Цаллагов.
Впервые такой внутренний двор появился у большого дома для чиновников между улицами Бутырина и Церетели. Затем, аналогичные дворы, сохранившие и в наши дни свой колорит, возникли на улицах Интернациональной, Чкалова, Маркова.
Жилая застройка 60-х — начала 80-х годов была более разнообразной. Однако значительная ее часть — это улучшенные «хрущевки». Появилась большая свобода в выборе материалов и технологий, планировки помещений. Долгие годы основной объем городского жилищного строительства осуществлялся из местных стройматериалов, чаще всего из кирпича.
80-90-е годы — период серьезных качественных и количественных изменений, которые коренным образом изменили архитектурный облик Владикавказа, придав ему в целом пространственный масштаб.
Доминирующие объемы новой застройки четко обозначили пространственное положение нового центра в панораме города. За счет массового жилищного строительства город стал многоэтажным. Одними из первых во Владикавказе появились два 12-этажных здания по проспекту Коста, объединенные 2-этажным объемом выставочного зала Союза художников; 12-этажный жилой дом на пересечении ул. Гугкаева и пр. Коста; 16-этажный дом на пересечении улиц Цоколаева и Владикавказская; 12-этажное здание проектного института по улице Тхапсаева (Набережная).
«Высотные здания не создают комфорта внутри квартала. Открытое пространство также ему не способствует. В свою очередь, застроенный по периметру невысокими домами квартал дает внутреннее комфортное пространство, которое контролируется жителями», — объясняет архитектор.
Тип застройки формирует психологию и социальное поведение проживающих в данном месте людей. На самочувствие человека влияет все, вплоть до этажа.Огромный высотный дом, возведенный в исторической части города, создает дискомфорт жильцам, находящимся рядом в одно- и двухэтажных домах, которые из-за этого иногда и солнца не видят, не говоря уже о панораме гор.
Сослан Цаллагов особое внимание обращает на необходимость строить современные дома с учетом местных условий. Среди владикавказских построек практически невозможно найти здания, которые учитывали бы национальный характер. Во многом потому, что разработчиками проектов являются столичные специалисты, которые не имеют четкого представления об этих особенностях.
Одним из таких неудачных архитектурных решений в республике являются многоэтажки в с. Мизур. Типовые дома «не уживаются» с местным ландшафтом: «Просто взяли типовой проект и воткнули в ущелье. Корпус совершенно не гармонирует с окружающими его скалами, теснинами. Он контрастирует с природой, а между тем, надо было найти образ дома. Это большая и очень тонкая работа».
Во Владикавказе основная часть жилых зданий также не учитывает национальные условия. Соседние государства, в свою очередь, успешно над этим работают.
"Это возможно и у нас, за счет использования мозаичного панно, каких-то танцевальных силуэтов, национальных орнаментов. Иногда можно увидеть попытки найти в современной архитектуре образ осетинского дома, но они очень слабые. Это направление нужно развивать", — говорит Цаллагов. Архитектор считает, что было бы эффективным устраивать среди студентов конкурсы на создание лучших архитектурных проектов жилых домов и общественных зданий с учетом национальной самобытности.
За последние 20 лет не создано действительно красивого здания, ставшего украшением города.
«Мы до сих пор пользуемся плодами прошлого, не создав ничего стоящего. Владикавказ теряет свой колорит, превращаясь в стандартный город, каких сотни в России. Безликие офисные и торговые здания заполонили город. Утрачены пирамидальные тополя, бывшие символом Владикавказа. В погоне за наживой люди готовы уничтожить все, что создали предки. И даже былой панорамы гор уже нет. Куда уже идти дальше?»,- вопрошает Киреев.
Карина 15-Икаева
фото Константина 15-Фарниева,
а также из архива краеведа Феликса Киреева