Чeлoвeк-Зeмля-Всeлeннaя — тaкoв мир пo oщущeниям и oбрaзным прeдстaвлeниям в твoрчeствe выдaющeгoся oсeтинскoгo кoмпoзитoрa Жaнны Плиeвoй.
Жaннa Плиeвa — чeлoвeк из будущeгo, чeлoвeк-кoсмoс, Всeлeннaя, — тaк xaрaктeризуют ee мнoгиe критики, a тaкжe люди, близкo знaкoмыe с нeй. Чeлoвeк из мирa высoкиx мaтeрий, пoрoй нeпoстижимыx и нeдoсягaeмыx, нo при этoм зeмнaя и чрeзмeрнo рaнимaя. Кaнoны биoлoгичeскиx ритмoв нeпримeнимы к ee пo-дeтски вoстoржeннoму oтнoшeнию к истиннoй крaсoтe, к ee мoщнoй женской логике, в математически верных гармониях, в произведениях, созданных ею.
Технически выразительная музыка Жанны Плиевой узнаваема только ей присущим орнаментом звучания, метроритмом и т.д. Жанна Плиева — явление знаковое на музыкальном Олимпе осетинской музыки. Ее творчество нередко вызывает споры не только в среде музыкальной интеллигенции. Влюбленная в горы и природу своей Родины, покоренная их красотой, она посвятила им ряд своих произведений. Жанна творит, создает, исполняет на характерном для нее музыкальном языке.
Композитор, пианистка, педагог Жанна Плиева родилась в Цхинвале. Училась в Орджоникидзевском (ныне г.Владикавказ) училище искусств на отделении специального фортепиано у З.Лолаевой. В 1972 окончила Ленинградскую государственную консерваторию по специальности фортепиано, а в 1976 г. — по композиции. В 1979-85 гг. — директор, преподаватель Цхинвальского музыкального училища. В 1985-89 гг. — председатель президиума музыкально-хореографического общества Южной Осетии. Лауреат III премии Всесоюзного конкурса композиторов (1976 г., премия за Вторую симфонию). Лауреат II Международного конкурса произведений для двух фортепиано (1993 г., Токио, специальный приз за пьесу «Мираж» для двух роялей и магнитофонной ленты). Автор музыки к мультиприкационному фильму «Волшебная свирель», признанному лучшим фильмом 1998 года на Всероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе.
Член Союза композиторов с 1976 г. Заслуженный деятель искусств РСО-А (1989 г.). Выступает с концертами как пианистка в России и за рубежом. С 1967 г. участвует во всероссийских, всесоюзных, международных фестивалях современной музыки.
В 2002 году была удостоена Государственной премии России за балет «Небесное зеркало» на сцене Государственного обрядового музыкального театра «Арваидан».
Ж.Плиева была удостоена Гран-при, приза музыкантов оркестра и приза публики в Международном блиц-конкурсе композиторов «Посвящение Моцарту» за оркестровую пьесу «Sospeso» в Москве в 2006 г.
Ж.Плиева автор шести симфоний, трех балетов, в числе которых балет «Фатима», «Страсти по Эдему» и «Небесное зеркало», четырех концертов и многочисленных произведений камерной, вокальной, инструментальной музыки, музыки кино и театральным постановкам, в числе которых «Последний долг», «Роковой шаг» и т.д.
Известный музыковед Манашир Якубов в 1988 г. в издательстве «Иристон» г. Цхинвал издал небольшую книгу-исследование, посвященное творчеству Ж.Плиевой. Значительное место в своем исследовании он отдал трем, на его взгляд, самым значительным и судьбоносным произведениям в творчестве Ж. Плиевой. Это балет «Фатима» по одноименной поэме Коста Хетагурова, вокальный цикл «Из осетинского эпоса» и опера-сказка «Дети солнца». Нисколько не умаляя достоинств всех написанных ею произведений, Якубов дает достаточно обширную трактовку национальных корней в творчестве Ж.Плиевой. Из исследования М.Якубова становится ясно, что творчество Ж. Плиевой глубоко основано на национальной тематике, на истории, литературе, на прошлом и будущем осетинского народа, ею горячо любимого. Вот что он пишет: «Грандиозный мир горского эпоса, населенный множеством героев, жизнеописания которых изобилуют поражающими воображение подвигами и удивительными приключениями, не раз уже привлекал северокавказских музыкантов. Достаточно вспомнить балет «Ацамаз и Агунда» Дудара Хаханова, оперу-балет кабардино-балкарского композитора Трувора Шейблера «Нарты»…
Ж.Плиева находит в этом поистине неисчерпаемом кладезе народного духа новые, индивидуальные, самобытные творческие импульсы. Ее не прельстили ни фантастические переплетения событий, ни красочные картины героических сражений, ни недосягаемо возвышенные образы нартов, этих полулюдей, полубожеств, образы, в которых веками концентрировались представления о высших достоинствах человека: силе, смелости, справедливости, независимости, уме… В сочинении Ж.Плиевой нет и намека на какой бы то ни было увлекательный сюжет, нет и «портретной» характеристики конкретных героев эпоса. Музыкант захватывающей непосредственности, Ж.Плиева — не знаю, сознательно или интуитивно — поставила перед собой труднейшую, почти неосуществимую задачу: попытаться воскресить эмоционально-психологическую атмосферу эпического мира, столь отдаленного от нашей нервной эпохи. Для этого нужно было показать не условных сказочных героев и не нарочито архаизированных полулюдей, получудовищ, а воссоздать реальные, живые чувства, переживания, страсти так, чтобы слушатель поверил в их реальность и мог сопережить их вместе с безымянными героями».
Музыкальная общественность России о Ж.Плиевой заговорила после исполнения Первой симфонии в Ленинграде и Москве. Это был успех, и вслед за Первой последовали Вторая, Третья и Четвертая симфонии. Для такой интенсивной работы в сложнейшем жанре симфонической музыки от Жанны требовалось, помимо таланта и знаний, уже сформировавшееся зрелое отношение не только к творчеству и музыке вообще, но и жизни. Ж. Плиева рано проявила свои артистические способности, уже со школьной скамьи она удивляла окружающих незаурядной фортепианной техникой. Так, в 1960 году в оставшийся без концертмейстера Юго-Осетинский госдрамтеатр приняли на работу юную ученицу музыкальной школы Ж.Плиеву, которая превосходно справлялась с возложенными на нее обязанностями. Именно эти годы на всю жизнь определили ее отношение к театру. Театр она полюбила искренне, к тому же теперь знание «кухни» театральных постановок, а также основ драматургии помогали ей писать музыку к театральным постановкам.
Так, большим интересом и популярностью стала пользоваться ее опера-сказка «Дети солнца», в основу которой легла пьеса К.Х.Дзугаева. Опера адресована в первую очередь детям, потому что, если театр игра, то дети — ее самые преданные зрители.
Еще остается много неизведанного и не открытого в творчестве Ж. Плиевой, чье активное творческое начало и неутомимая фантазия отражены в ее произведениях. Думается, что исследователей ее творчества ждут новые открытия, потому что музыкальное произведение вне исполнения остается закрытой книгой, и поклонники творчества Ж.Плиевой, открыв ее, найдут в ней ответы на многие вопросы.
В настоящее время Ж.Плиева, после известных событий в личной жизни, которые не лучшим образом повлияли на ее здоровье, поправляется, за ней ухаживают заботливые сестры. В день ее дня рождения собрались все родственники, чтобы устроить любимой сестре небольшое торжество. «Мы хотели порадовать ее, чтобы немного ее поддержать. Уже сейчас она проявляет интерес к фортепиано, пытается наигрывать на нем, в общем, понемножку ей становится лучше», — говорит сестра.
Мы присоединяемся ко всем поздравлениям и желаем Жанне Плиевой выздоровления и всего самого наилучшего.
Тамара Котолова,
газета «Южная Осетия»