15 рeспoндeнтoв «15-гo Рeгиoнa» рaсскaзaли, кaк oни спaсaют свoиx дeтeй oт влияния интeрнeтa и гaджeтoв.
Зурaб Мaкиeв, дeпутaт Гoсдумы:
— Этo oчeнь слoжный прoцeсс, в кoтoрoм тoлькo зaпрeтитeльныe мeры нe рaбoтaют. Зaпрeтный плoд слaдoк, пoэтoму, чeм бoльшe зaпрeщaть, тeм сильнee дeтям будeт xoтeться. Сaмoe глaвнoe в этoм вoпрoсe – внимaниe. Нужнo бoльшe врeмeни прoвoдить сo свoими дeтьми, зaнимaться с ними спoртoм, читaть.
Руслaн Тeдeeв, министр гoсимущeствa и зeмeльныx oтнoшeний РСO-A:
— Нaдo устaнoвить врeмeнныe рaмки в пользовании интернетом. Родители должны знать, на каких сайтах сидят их дети, давать определенное время на игры. Я максимально ограничиваю их пребывание в интернете. Самое главное – проводить с детьми больше времени. Например, мы с детьми вместе смотрим мультики и исторические фильмы. Также считаю, что нет никакой необходимости покупать ребенку гаджеты. В школу мы им даем обычный «фонарик». Я объясняю детям, что телефон пока им нужен для того, чтобы родители могли позвонить, узнать, где они находятся, и следить, сделали ли уроки.
Мадина Атаева, экс-министр культуры РСО-А:
— Я ограничиваю своим детям доступ в интернет, хотя это и нелегко. Дело не в суицидальной игре, про которую все говорят. Просто считаю, что это мешает детям и подросткам нормально развиваться.
Махарбек Хадарцев, глава МО Владикавказ, отец десятерых детей:
— Нового ничего не скажу: ребенок должен быть занят. В моем детстве не было гаджетов, не было интернета, но я могу провести параллели: школа, спортивные секции и работа по дому, в селе — всегда есть, чем заняться. Своих детей я стараюсь оставлять без свободного времени: школа, спортивные секции, дополнительное изучение языков. И родительский контроль. Полностью отказаться в наши дни от интернета, мне кажется, невозможно. Он предоставляет массу возможностей. Но контроль – это важно.
Светлана Джиоева, замглавного редактора газеты «Северная Осетия»:
— Оградить от этого нельзя, можно только обезопасить. А обезопасить – исключительно воспитанием. Я не признаю запретительных мер: моя дочь пользуется ноутбуком и смартфоном в неограниченном количестве. Но с детства она была занята в различных кружках. И сейчас с удовольствием занимается спортом, с меньшим – учебой. По «китам» мы с ней тоже говорили, я пыталась узнать у нее какие-то детали. Абсолютную безопасность от сети я не ощущаю и никаких иллюзий по этому поводу не питаю, но стараюсь чутко реагировать на любые изменения в настроении своего ребенка и понять их причины.
Светлана Гацоева, руководитель службы судебных приставов Северной Осетии:
— Моей дочери 5 лет, и она полностью подконтрольна. Поэтому, доступа к всевозможным интернет-играм у нее нет. Все зависит от родителей. Есть родители, которые внимательно следят за детьми и живо интересуются, чем они занимаются в свободное время. Конечно, я буду смотреть, какие сайты посещает мой ребенок, кто у нее в друзьях и т.д.
Отец Савва, настоятель Собора св. Георгия:
— У меня пока маленькие дети, поэтому интернетом не пользуются. Но я уже задумываюсь о том, как в будущем их ограничивать от игр и социальных сетей. Скорее всего, детей нужно увлекать занятиями, связанными с реальной жизнью, будь то искусство или спорт. Нужно, чтобы дети стремились добиться в своих увлечениях каких-то результатов. А когда этого не происходит и дети лишены должного родительского внимания, они пропадают в интернете, уходят с головой во всякие игры. Как к священнику, время от времени ко мне обращаются родители, бабушки и дедушки по поводу этой проблемы. Надо организовывать досуг: и на семейном уровне, и на общественном. А запретами проблему не решишь.
Залина Татраева, журналист:
— Отвоевывать у современных детей гаджеты с каждым днем все сложнее. Игры, социальные сети, сериалы, конечно же, в определенной степени способствуют развитию ребенка, но вреда приносят гораздо больше . Страдает зрение, нарушается осанка, перегруженность часто ненужной информацией негативно сказывается на психике и коммуникабельности, расхолаживает. Поэтому чем больше ребенок занят умственно и физически, тем лучше! Моя 14-летняя дочь вне школы занимается с репетиторами и танцует в ансамбле "Алан". И что особенно радует, не из-под палки!
Борис Кантемиров, председатель североосетинского отделения ДОСААФ России:
— Спасаю детей личным примером. Я не могу сказать, что победил в этой войне. Но, например, старший сын практически от этого отошел. Иногда он переписывается с друзьями, и это тоже бывает не очень часто. Если дочь залезает в интернет, то в поисках информации, касающейся ее занятий музыкой. А в целом, они занимаются тем же, чем и я. Вместе мы стреляем, вместе тренируемся в спортзале. Считаю, что интернет – увлечение одиноких людей, которым живого общения не хватает. А детям нужно предлагать альтернативу, и тогда у них на гаджеты просто не будет времени.
Зарина Каирова, актриса:
— Я отдала сына на борьбу, он увлечен спортом, поэтому на гаджеты не отвлекается. Смартфон мы заменили на обычный телефон, чтобы ребенок просто был на связи.
Сослан Плиев, директор молодежного театра «КВН»:
— Самое простое решение – запретить интернет, но это бессмысленно и невозможно. Надо признать, что это часть нашей культуры и общества. Соответственно, если интернет — некая часть нашей реальности, то нам надо вырабатывать определенные правила поведения, а для детей в первую очередь. Интернет – эта штука, которую выдумали взрослые для взрослых. Детей надо серьезно обучать поведению в интернете. Например, со своими я проговорил, как и где нужно общаться, почему в вотсапе безопаснее общаться с людьми, которых ты знаешь, чем в «Вконтакте», где половина сидит под никами и тд. Еще пришли к такому решению, что дома складываем телефоны в коробку и проводим время без них. Кстати, дети в курсе суицидальных групп, и в своей среде это активно обсуждают. Объясняя своим, почему вступать туда плохо, я постарался довести эту ситуацию до абсурда, и они начали смеяться. А когда все что становится смешным — перестает быть привлекательным.
Алина Акоефф, руководитель проекта «Потерянная Осетия»:
— Интернет невозможно запретить, и не надо этого делать. Мы живем в глобальном мире, где без него ничего не можем. Надо просто учить детей пользоваться этим инструментом. Родителю самое главное иметь контакт с ребенком. Не сидеть в чатах, вотсапах самим, а разговаривать с ним. Не надо думать, что дети маленькие и ничего не видят, не слышат. Основная беда детей, которые попадаются на все эти страшные вещи, – в одиночестве и непонимании в первую очередь родителями. Если они не чувствуют поддержки со стороны мамы и папы, то могут стать очень легкой добычей. Поэтому, родители, прекратите постить картинки и займитесь детьми!
Альбина Дзоблаева, руководитель Северо-Осетинского отделения «Объединения многодетных семей России:
— У нас все очень строго в этом вопросе. Даже когда меня не бывает дома, дети звонят и спрашивают, можно ли посмотреть мультик. Родители должны быть внимательными к своим детям, чтобы они не искали в интернете и на улице то, что должны получать в семье.
Людмила Тавасиева, пресс-секретарь ОАО «Электроцинк»:
— У меня сын-подросток. Как и большинство детей его возраста, он зависает у компьютера, и его иногда приходится оттаскивать за уши. Когда он сидит в интернете, я всегда смотрю, чем он занимается и с кем общается, на какие сайты заходит. Если подхожу, и он не прячет вкладки, то понимаю, что ничего плохого не смотрит. Без контроля никак, своих детей без внимания оставлять нельзя.
Хаджимурат Гацалов, олимпийский чемпион по вольной борьбе:
— Все сейчас привязано к сети. В интернете куча полезной информации, в том числе материалов, касающихся учебы, поэтому он необходим подросткам. Запрещать сидеть в интернете не стоит, но я стараюсь своих детей максимально контролировать. В школу они идут с телефонами, чтобы быть на связи, но как только приходят, оставляют их и занимаются своими делами. Детям нужно уделять много внимания, прививать какие-то ценности, заниматься воспитанием. Нужно, чтобы их вакуум заполнялся правильными вещами: например, спортом, музыкой и искусством. Чем больше занимается ребенок, тем меньше у него времени на интернет. И если предоставить его самому себе, то он, естественно, сам найдет, чем заняться…
Карина 15-Хадаева, Милана 15-Тадеева