16 фeврaля 1992 гoд. Из-зa нeпoгoды пoeздкa вo Влaдикaвкaз oтклaдывaлaсь двaжды. В трeтий рaз Вaлeрий Сaгкaeв вышeл из дoмa с увeрeннoстью нa этo рaз тoчнo дoбeрeтся дo Влaдикaвкaзa. Нo oн дoexaл тoлькo дo пeрeвaлa… Чудoвищнaя лaвинa, сoрвaвшись с гoрнoй кручи, пoгрeблa пoд сoбoю пeвцa и eгo друзeй, срeди кoтoрыx был eщe и oдин из кoмaндирoв сoпрoтивлeния Гри Кoчиeв. В oдин миг жизнь тaлaнтливoгo пeвцa oбoрвaлaсь кaк звoнкaя струнa гитары… Судьба отвела ему только 41 год. Однако он успел сделать многое для музыкальной культуры Осетии. Считается непревзойденной величиной. Его песни «Мӕ Ирыстон» и «Мад Майрӕм» знают даже те, кто родились уже после его трагической гибели. Всегда смеющийся, с виду беспечный и беззаботный, Валерий на самом деле был в плену проблем быта, раздумий о судьбе любимых дочек, собственной судьбе… Он торопился подготовить программу из осетинских песен и часто, глядя в глаза собеседнику, говорил обреченно: «Боюсь, что не успею».
За свою короткую жизнь Валерий Сагкаев прошел тернистый путь. В раннем детстве он остался без отца, живя с матерью они едва сводили концы с концами. Мама устроилась работать уборщицей, в то время как Валера пошел учиться в вечернюю школу. Природа наделила Сагкаева ярким талантом певца. Он был еще совсем мальчишкой, когда проявились его большие способности к музыке, к пению. Песня с детства стала его лучшим другом, помогала преодолевать жизненные трудности. Валерий пел везде и всюду: на школьных вечерах, среди товарищей, на Цхинвальском заводе «Эмальпровод» – рабочие после смены часто спешили в заводской клуб послушать 15-летнего талантливого певца. Уже после Валерий Сагкаев, выступая в ансамблях «Айзалд» и «Бонварон», получает народное признание… Сагкаев жил, как и должен был жить – с песней на устах, влюбленный в родные просторы, в дорогих и близких ему людей, которыми он считал всех жителей Осетии. В его творческом репертуаре было более восьмидесяти песен. Но особое место среди них занимали «Реквием», «Колокола», «Тревога», «Черная зима», посвященные мужественным парням, погибшим за Осетию в борьбе с грузинским агрессором… Валерий надеялся и верил в свою звезду. У него хватило мудрости не обращать внимания на невзгоды судьбы и житейскую нищету. Жить для него значило – петь. Петь в любое время дня и ночи и в любой обстановке…
Людмила Галаванова, Народная артистка Южной Осетии, поэтесса, автор стихов к песне «Мӕ Ирыстон»: «С Валерой Сагкаевым мы дружили, часто приходил в гости, вместе обсуждали музыку и поэзию, разбирали стихи и песни. Песню на мои стихи «Мӕ Ирыстон» Валера Сагкаев фактически сделал негласным гимном нашей Родины. Этой песне уже более 30 лет, но и сегодня ее часто можно слышать на разных мероприятиях, официальных торжествах. Что касается Валеры, то он был благороден душой, очень добрым и искренним человеком. Таких людей бывает один на тысячу. Он вкладывал все силы и душу в творчество… Я была убита горем, когда случилась эта ужасная трагедия. Ему бы жить и жить. И творить во благо своего народа, который он попросту обожал.
Тимур Харебов, Народный артист Северной и Южной Осетии, заслуженный деятель искусств, член Союза композиторов, первый руководитель ВИА «Бонвӕрнон»: «Мы выросли с Валерой в одном доме по улице И. Харебова, трехэтажное строение считается старейшим в Цхинвале я жил на третьем, он – на втором. Жилиочень бедно, мать работала уборщицей, семья еле сводила концы с концами. Впервые я был впечатлен его голосом, когда услышал песню Фредди Меркьюри в его исполнении, 16-летним юношей он пел идеально поставленным голосом без музыкального сопровождения. В то время при ЮОГПИ был ВИА ансамбль «Айзӕлд», я уговорил его прийти на репетицию, я был старше на 4 года и фактически привел его на сцену. Помню он спел несколько песен на английском языке Фрэнка Синатры, Том Джонса… так начался его песенный путь.
Георгий Гучмазов, Народный артист Южной Осетии, один из основателей ВИА «Бонвӕрнон»: «Мой отец преподавал музыку в школах города. Как-то его внимание привлёк небрежно одетый мальчик с чистым наивным взглядом. Отец с восторгом рассказал матери о талантливом самородке. Так я впервые услышал о Валере. Позже отец не раз приводил его на обеды домой, всячески поддерживал талантливого мальчика, в том числе и материально. Валера жил в однокомнатной квартире без удобств по улице И.Харебова с мамой – женщиной небольшого роста, но большим материнским сердцем… После жизнь нас свела, когда я уже работал руководителем ВИА «Бонвӕрнон», а Валера пришел устраиваться на работу. У меня, кстати, до сих пор хранится его заявление.
Валера был многогранен, помимо неподражаемого голоса у него была блестящая каллиграфия, он писал стихи, рисовал… Валерий Сагкаев был поистине народным певцом и музыкантом. Артистов с таким широким диапазоном, возможностями, прекрасным окрасом и тембром голоса ни в Южной, ни в Северной Осетии я более не встречал. Он прожил жизнь в бедности, но при этом не был лишен сострадания… Сегодня, слушая его записи, невольно присутствует чувство, что он просто выехал куда-то ненадолго. И что не было той ужасной трагедии…
Вадим Харебов, Народный артист Южной Осетии, солист и музыкант ВИА «Бонвæрнон»: «Валера был лучшимпевцом Осетии. До сих пор никому еще не удалось достичь такой высокой планки. Валера любил Осетию и искусство, был хорошим отцом и другом. Помимо певческого таланта он был еще и талантливым артистом. Мог бесподобно изображать пение птиц, рев хищников и многое другое… Почему-то вспомнился случай, как как-то раз в Сухуме, возвращаясь с концерта, остановились по дороге отдохнуть, он незаметно отделился от группы, спрятался в кусты и оттуда изобразил лай собаки. Все всерьез отпрянули от кустов и стали забрасывать их камнями, пока не послышался веселый голос: «Валерик дӕн»… Уверен, если бы он сегодня был с нами, он открыл бы свою школу, открыл и воспитал бы достойных певцов и музыкантов.
Вано Бекоев, певец, заслуженный артист Южной Осетии: «Единственный, неповторимый, другого такого исполнителя у нас не было и возможно уже не будет. Он отличался искренностью, душевностью в творчестве, проживал каждую песню как драматический актер. Возможно, непростая жизнь наложила отпечаток на творчество – детство без отца и нищета. Но в любом случае, в искусстве он был непревзойденной величиной. К сожалению, он рано ушел из жизни, сколько бы он еще песен подарил, сколько воспитал бы музыкантов. Мне не довелось с ним встретиться, и я не знал его, к сожалению, лично…
В одном из своих интервью на вопрос, что бы он забрал на другую планету, если бы была возможность улететь, Валерий Алексеевич ответил: «Свою гитару, маленькую дочку Катю и кусочек любимого Цхинвала»… Тем грустнее, что в любимой и воспетой им стране не нашлось уголочка для него. Прошло 25 лет и имя Валерия Сагкаева не увековечено, до сих пор нет ни памятника, ни бюста певцу.
Фатима Плиева