Кaк стaлo извeстнo "Ъ", Мoсгoрсуд oткaзaлся измeнить пригoвoр бывшeму зaмeститeлю рукoвoдитeля слeдствeннoгo упрaвлeния Слeдствeннoгo кoмитeтa при прoкурaтурe РФ пo Сeвeрнoй Oсeтии Aркaдию Гaбaлoву (Гaлстук). Пoслeдний признaл сeбя учaстникoм oргпрeступнoгo сooбщeствa Aслaнa Гaгиeвa (Джaкo). Сoглaснo пoкaзaниям Гaлстукa, oн пo зaдaнию криминaльнoгo aвтoритeтa Джaкo зa $2,5 млн пытaлся oргaнизoвaть отставку главы МВД Северной Осетии и его заместителя, которых планировалось заменить более лояльными к ОПС полицейскими, а также приобрел документ на имя главы МВД России. При этом большая часть выделенных участниками сообщества средств досталась не полицейским, а мошеннику.
Аркадий Габалов обвиняется главным следственным управлением СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу в участии в оргпреступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК) киллеров, совершивших более 60 заказных убийств. Лидер ОПС, криминальный авторитет Аслан Гагиев, рассчитывая, что за время работы в следственных органах у Галстука появилось много влиятельных знакомых в правоохранительных органах и других структурах госвласти, в 2013 году отправил его решать проблемы бандитов в столицу. Дело в том, что как раз в это время в родной для них Северной Осетии на боевиков была объявлена настоящая охота и некоторые из них уже оказались за решеткой.
В связи с этим первостепенной для Аслана Гагиева задачей, как следует из материалов дела, являлась организация отставки тогдашнего главы МВД Северной Осетии Артура Ахметханова и одного из его заместителей, чья "профессиональная деятельность повлекла привлечение к уголовной ответственности участников" ОПС Джако, а также "назначение на указанные должности лиц, лояльных к членам данной преступной организации".
Воспользоваться своими связями в Москве Аркадий Габалов не смог — очевидно, после увольнения из СКП и реорганизации самого следственного ведомства он просто оказался неинтересен для своих прежних знакомых.
Однако один из его земляков, работавший адвокатом в столице, познакомил его с неким отставным генералом МВД, вызвавшимся через центральный аппарат полицейского ведомства за $2,5 млн организовать проблемы руководству осетинской полиции, которые приведут к его замене. При этом отставник предложил вместе с деньгами принести справки-оперативники на тех, кого участники ОПС рассчитывают видеть на их местах.
После нескольких встреч в ресторанах и кафе Аркадий Габалов передал через посредника генералу требуемую сумму и документы на старших офицеров, претендующих на освободившиеся места. Поскольку решение вопроса требовало достаточно много времени, Галстук занялся другими проблемами бандитов, в том числе связанными с противодействием разыскным мероприятиям в их отношении.
Для этого он, согласно материалам дела, через того же адвоката познакомился с оперуполномоченным по особо важным делам отдела по борьбе с этническими организованными группами и преступными сообществами Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД Вадимом Шавлоховым. Офицер у кого-то в своем управления достал письмо министра Ахметханова к главе МВД Владимиру Колокольцеву, в котором предлагалось усилить оперативно-разыскные мероприятия по делу участников ОПС Джако. Искать их теперь предполагалось не только в Северной Осетии, где базировалось оргпреступное сообщество, но в целом по России, а также за границей. В документе, по некоторым данным, приводились и конкретные данные на бандитов.
По данным следствия, за документ, который Габалов и посредник пересняли возле здания МВД на Житной с экрана iPad офицера, а также за обещание Вадима Шавлохова и дальше информировать членов ОПС о намеченных в их отношении мероприятиях, ему заплатили $200 тыс. Еще $100 тыс. господин Шавлохов запросил для других офицеров ГУУР МВД, в том числе собирающихся в командировку по этому делу в одну из европейских стран. Причем фотографию письма на имя министра злоумышленники тут же отправили Джако, который в этот момент находился за границей.
Отправить в отставку Артура Ахметханова и его заместителя (по некоторым данным, на место последнего и претендовал Вадим Шавлохов) Аркадию Габалову не удалось. Генерал, с которым он снова встретился через некоторое время, сообщил ему, что не получил от посредника-адвоката ни копейки, а поэтому никаких действий и не предпринял. Разбирательство, проведенное самими участниками ОПС, показало, что деньги все-таки ушли к решальщику. При этом оказалось, что представитель сообщества на самом деле встречался не с бывшим старшим офицером МВД, а мошенником, не имевшим никакого отношения к органам правопорядка. Теперь его разыскивают как сотрудники правоохранительных органов, так и люди, связанные с ОПС.
В материалах же уголовного дела Галстука говорится, что преступный умысел лидера и участников преступного сообщества не был доведен до конца по обстоятельствам, не зависящим от их воли, а именно по причине того, что "денежные средства не были переданы должностным лицам МВД РФ". Что касается генерала Ахметханова, то он был освобожден указом президента от занимаемой должности в конце 2015 года после того, как его подчиненные до смерти забили задержанного.
Оказавшись под стражей, Галстук заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого дал показания на господина Шавлохова. Офицер, уже возглавлявший 4-ю оперативно-разыскную часть управления уголовного розыска ГУ МВД России по Мособласти, был арестован по обвинению в получении взятки (ст. 290 УК). Адвокат-посредник также активно сотрудничал с ГСУ СКР — ему даже не стали инкриминировать взятку.
В декабре прошлого года, рассмотрев уголовное дело Аркадия Габалова в особом порядке, Пресненский райсуд назначил ему 6,5 года колонии общего режима. Бывший следственный чиновник мог получить и больше, но суд учел его положительные характеристики с прежнего места службы и медали, полученные в том числе за участие в расследовании теракта в Беслане.
Посчитав наказание слишком суровым, Галстук обратился в Мосгорсуд, но тот вчера оставил решение суда первой инстанции в силе.
«Коммерсант»