В эти дни в издaтeльствe «Ир» увидeлa свeт книгa Людвигa ЧИБИРOВA «Oсeтинскaя «Нaртиaдa». Нoвaя мoнoгрaфия извeстнoгo учeнoгo oбeщaeт стaть явлeниeм в нaучнoм мирe, тaк кaк пoсвящeнa исслeдoвaнию мaлoизучeнныx, нo aктуaльныx прoблeм oсeтинскиx нaртoвскиx скaзaний. В чaстнoсти, привoдятся aргумeнтирoвaнныe дoкaзaтeльствa тoгo, чтo истoки oсeтинскoй «Нaртиaды» уxoдят в глубь истoрии скифo-сaрмaтскoгo мирa. Тaкжe впeрвыe прoвeдeны срaвнитeльнo-эпичeскиe пaрaллeли с дуxoвным нaслeдиeм ширoкoгo кругa нaрoдoв Eврaзии.
В кoнeчнoм итoгe пoдтвeрждeнo мнeниe o зaрoждeнии и фoрмирoвaнии пeрвoнaчaльнoгo ядрa «Нaртиaды» в скифo-сaрмaтскoй срeдe, в чем убеждает и беседа с автором книги.
– Людвиг Алексеевич, ваши научные интересы в основном связаны с проблемами этнографии, а здесь мы видим несколько неожиданное обращение к нартоведению…
– Нартоведение является отраслью фольклористики, но оно настолько всеохватно в научном отношении, что представляет непочатый край работы и для всех смежных специальностей: языковедов, литературоведов, историков древности, этнографов, философов. Эта сокровищница народной культуры бесценна. И сегодня осетины как бесписьменный в прошлом народ возможно, не знали бы свое родословное древо, не будь данных языка и нартовского эпоса. Без широкого использования нартовских сказаний не обходится ни одна этнографическая работа, и наоборот.
Кстати, и первоначальный проект названия «Осетинской этнографической энциклопедии» звучал как «Фольклорно-этнографическая энциклопедия осетинского народа», – настолько этот труд насыщен фольклором, особенно нартовскими сказаниями. Это, во-первых. Во-вторых, несколько лет назад, приступая к осуществлению большого научного проекта о скифо-осетинских этнокультурных связях, я начал с исследования эпических параллелей. И они удивительным образом унесли меня в волны «Нартиады». Наконец, в-третьих, за последнее полстолетие наравне с добротной научной продукцией о нартах появились немало книг и сотни статей, в которых до неузнаваемости перевернутыми с ног на голову оказываются научные подходы к «Нартиаде». Судя по ним, осетины вообще не иранцы, не имеют отношения к аланам, сарматам и скифам, которые якобы… тюркоязычны!
По суждениям таких авторов, осетины не имеют никакого отношения к формированию первоначального ядра эпоса. Тиражируется мнение, будто нартовский эпос – не скифо-аланское творение, а наоборот, осетины позаимствовали его от своих кавказских соседей. Своей книгой я попытался ответить на подобного рода безапелляционное вранье и вымысел.
– Чьи труды, в таком случае, вы считаете основополагающими в нартоведческой науке?
– Книга не зря посвящена светлой памяти корифеев нартоведения Всеволода Миллера, Жоржа Дюмезиля и Василия Абаева, труды которых имеют исключительное значение. Можно прямо сказать: их фундаментальные исследования служат бастионом, позволяющим не только надежно обороняться, но и наступать. Поэтому поблагодарим судьбу, которая в ХIХ–ХХ столетиях подарила большой академической науке таких титанов мысли.
Сегодня бывает до обидного больно, когда «новаторы» в нартоведении, с одной стороны, вынуждены сознавать великие заслуги этих ученых, с другой – просто-напросто игнорируют их работы по кардинальным вопросам нартоведения. Представленная монография опирается на основополагающие выводы по эпосу указанных ученых и их последователей. Разумеется, в ней немало новых материалов, собственных аргументов и выводов.
– Название «Осетинская «Нартиада» говорит само за себя. А вот что означает подзаголовок «Мифологические истоки и ареальные связи» не совсем ясно…
– Впервые об ареальных связях коротко, но объемно сказал В.И. Абаев в книге «Нартовский эпос» и призвал ученых заняться ими. Большое значение им придавал и Ж. Дюмезиль. Между тем их оппоненты (В. Гарданов, А. Гутов) считали исследования в данном направлении излишним занятием, исходя из ложной логики: эпос создали народы Кавказа, и изучать его стоит в пределах региона. В монографии впервые приводятся сюжетные параллели нартовского эпоса с эпосами народов обширных просторов Евразии от берегов Японии до Балтики. В результате выявлены многочисленные, порой поразительные, сведения. Чего стоит сходство в деталях смерти короля Артура и нарта Батрадза, роль волшебного меча в их судьбах. Такие совпадения – результат или общего индоевропейского происхождения, или заимствования (ученые склоняются к последнему предположению), то есть невозможны без контактов носителей эпоса в прошлом. А раз так, то какие из народов Кавказа – носителей эпоса – с 1 тыс. до н.э. до конца 1 тыс. н.э. (время формирования «Нартиады») поддерживали контакты с таким широким кругом народов? Ответ напрашивается сам собой – скифо-сармато-аланы.
При этом некоторые из тех сармато-алан жили за пределами Центрального Предкавказья, т.е. не контачили с кавказскими аборигенами. Эти утверждения неголословны, в книге подводится историческое обоснование.
Таким образом, выявленные в монографии ареальные связи «Нартиады» – еще один архиважный аргумент, свидетельствующий о зарождении эпоса в скифо-аланской среде. Спрашивается, если бы его ядро сформировалось в среде кавказоязычных народов, были бы возможны параллели нартовских сказаний осетин с кельтскими или древнеиндийскими древностями?! Сослан-Рама, Сослан-Индра, Сослан-Геракл, Сослан-Гавейн; Батрадз-Индра, Батрадз-Рустам, Батрадз-Артур, Батрадз-Кухулин; Сырдон-Одиссей… Параллели Локи-Сырдон настолько поразительны, что Дюмезиль подчеркивал: «Все черты Локи обнаруживаются в Сырдоне, и все черты Сырдона – в Локи». К тому же некоторые из перечисленных героев «Нартиады» (Батрадз, Сырдон) практически отсутствуют в версиях эпоса соседних народов.
Что касается мифологических истоков осетинских нартовских сказаний, то о них авторитетно, аргументированно сказано в трудах Ж. Дюмезиля, В. Абаева, Е. Мелетинского, Ю. Гаглойти. Тем не менее ряд ученых-нартоведов возникновение абхазо-адыгских сказаний возводят к заоблачной древности (чуть ли не к каменному веку), при этом подчеркивая относительную молодость осетинских. В своей работе я постарался опровергнуть и это предвзятое суждение.
– А вас не смущают утверждения наподобие тех, что более интенсивное распространение осетинских сказаний (запись, публикации) якобы является просто следствием большего внимания осетинским версиям «Нартиады» в противовес другим?
– Открыто высказываются и такие претензии. В специальной главе «К вопросу о степени изученности «Нартиады» мною доказывается, что абсолютно никакими привилегиями собиратели осетинских сказаний не пользовались. У всех были совершенно равные возможности для поисков и публикаций. Тем не менее количество собранных сказаний среди осетин в разы больше, чем среди других кавказских народов! А причины разработанности и совершенства у осетин были вовсе не в чрезмерном внимании к их поискам и публикациям. Основание было другого характера: сказания являются плотью и кровью алано-осетинского народа, родились в его душе, передавались из поколения в поколение и поэтому глубже и ярче сохранились в народной памяти. Вот вам и опровержение озвученной версии.
– То есть отцами-основателями нартовских сказаний являются предки… кого?
– В свое время В.И. Абаев на этот вопрос дал четкий ответ: «Эпос принадлежит тому народу, среди которого он бытует. Это значит, что осетинские версии принадлежат осетинам, кабардинские – кабардинцам, абхазские – абхазам и т.д.» Что касается вопроса о национальной первооснове, то, аргументируя свои доводы, ученый заключает: «Истоки эпоса ведут к легендам североиранских племен скифов, сарматов и алан».
В первой своей монографии о нартах Дюмезиль писал, что только два народа, а именно черкесы (адыги) и осетины, могут реально претендовать на авторство нартовского эпоса. Позже, по мере накопления новых материалов и разработки теории трехфункциональности, он скорректировал в свою позицию и в авторстве «Нартиады» отдал предпочтение осетинским нартам. Ученый исходил из того что «большая часть нартовских сказаний и многие образы нартов имеют аланскую, сармато-скифскую основу, в конечном счете – осетинскую», что именно у осетин и их далеких предков сформировались ядро эпопеи и ее главные персонажи.
До середины прошлого столетия никто не оспаривал скифо-аланское моноцентрическое происхождение основного ядра эпоса. После выхода в свет книги Васо Абаева «Нартовский эпос» развернулась борьба за заветное первенство в сотворении ядра «Нартиады»; предпринимаются попытки доказать зарождение эпоса среди кавказских автохтонов, его полицентрическое происхождение, даже исключить осетин из среды претендентов. В заключительной главе книги все эти, мягко говоря, «нововведения» в «Нартиаде», подвергнуты критическому анализу и опровергнуты как научно несостоятельные.
Скифо-аланское ядро эпоса подтверждается большим количеством доказательств. Известно, что степень распространения нартовских сказаний по мере отдаления от центра (Алании) на запад и восток явно идет к упадку. У адыгов и кабардинцев (непосредственных соседей) они проявляются ярко, а у их соплеменников-убыхов на крайнем западе Кавказа практически отсутствуют. У восточных соседей осетин – ингушей – более ярки, чем у чеченцев, а у народов Дагестана на крайнем востоке Кавказа превращаются в сказки. Разве это не яркое свидетельство моноцентричности и скифо-аланского центра эпоса?! А таких фактов в монографии немало.
К высказанному добавлю, что редко какая книга обходится без недостатков, тем более – объемная. Поэтому буду благодарен каждому, кто любезно доведет до меня сведения об упущениях. В целом же, учитывая ощущаемый недостаток молодых ученых-нартоведов, соответствующим службам следует подумать о подготовке кадров через столичные аспирантуры: углубленное исследование проблем нартоведения актуально, как никогда…