Пoдвoдя итoги гoдa кинo в рeспубликe, 15 рeспoндeнтoв «15-гo Рeгиoнa» oтвeтили нa вoпрoсы o свoeм любимoм oсeтинскoм фильмe, кaкoгo кинo нe xвaтaeт в сeвeрooсeтинскoй фильмoтeкe и кaкую кинoлeнту нeoбxoдимo снимaть сeйчaс.
Тимур Сикoeв, министр культуры:
— Я oчeнь люблю нaшe oсeтинскoe кинo. У мeня всe фильмы любимыe. В ниx снимaлись мoи любимыe aртисты, тe, с кoтoрыми пoсчaстливилoсь быть рядoм в рaбoтe. В сeвeрooсeтинскoй фильмoтeкe мнe всeгдa нe xвaтaлo истoричeскиx фильмoв, кoтoрыe связaны с кaкими-тo oпрeдeлeнными пeриoдaми нaшeй истoрии. Xoтeлoсь бы увидeть кaртины нa aлaнскую тeму или фильмы пo Нaртскoму эпoсу. Сeгoдня, мнe кaжeтся, нaдo снимaть фильмы o сoврeмeннoм гeрoe. Нaм oн нужeн: чeлoвeк или пeрсoнaж, кoтoрый стaл бы примeрoм, личнoстью, спoсoбнoй пoвeсти зa сoбoй. Пришлo время, когда нужно вернуться к этому.
Рафаэль Гаспарянц, режиссер:
— Любимый фильм? Наверное, «Сюрприз». У него очень хорошая зрительская аудитория, в профессиональном плане сделан отлично, замечательный сценарий, хорошие исполнители и режиссер, — все сошлось. В подтверждение этому тот факт, что кинолента и в настоящее время пользуется популярностью.
В свое время следили за тем, чтобы создавались психологические драмы, фильмы военной тематики, революционная тема также была под пристальным вниманием. Если говорить о современном процессе, то заметно, что сузился и жанровый, и тематический круг. Мое убеждение, что не хватает картин о современных молодых людях. Принято их ругать, высказывать недовольство. В основном это делают люди моего поколения. Но под этим есть основа, проблем у молодежи не меньше, чем было в наше время. Они другие, но они есть. Поэтому мне кажется, что недостаточно внимания уделяется проблемам молодежной среды. Это и получение специальности, и работа, и, конечно, любовь. Но проблема сценарного материала, которая всегда была, сейчас стоит особо остро. Кино как наиболее доступный вид искусства могло бы в эту область внедриться и рассказать о проблемах современной молодежи.
Станислав Кесаев, первый вице-спикер парламента:
— Любимый фильм — «Фатима». Это классика, причем не только литературная, но и сделанная классиками советского кинематографа. Его снимала «Грузия-фильм» в сочетании с нашими актерами и режиссерами. Этот филь считаю самым удачным. «Чермен» мне тоже нравится.
В конце социализма мы все про трудовой энтузиазм фильмы снимали, про металлургов, строителей. Вообще-то я люблю такое романтичное кино с набрызгом вестерна. Но при всем моем уважении к ленте «Горец» и ее создателю, я уже знаю фильм вдоль и поперек благодаря осетинскому телевидению. Создается впечатление, что им больше нечего показывать кроме «Горца» и «Сюрприза». А ссылки на отсутствие средств… Они понятны, но не убедительны.
В современное время нужно снять фильм про нашу горбатую жизнь.
Ахсарбек Бекмурзов, актер:
— В сценарии фильма «Сюрприз» меня вообще не было. В самом начале были кинопробы на второстепенную роль. Режиссеру, наверное, понравилась моя внешность, они взяли меня в этот фильм, и буквально на ходу сочиняли для меня сцены. Например, придумали сцену, где я танцую. Это было для меня действительно сюрпризом: с начала до конца я прошел через весь фильм. Кинолента очень добрая, там играли такие гениальные актеры. Если бы они жили в России, то для них писали бы сценарии как для Моргунова, Вицина и Никулина. Они были блестящими актерами, а мне посчастливилось с ними работать.
Какой тематики не хватает? Вот все говорят о Нартских сказаниях, но я не представляю эпос на экране. Там очень много тем, но можно взять отдельный сюжет и снять фильм. Вот это было бы здорово!
Сегодня, по моему мнению, не хватает кино о постсоветском времени, о бардаке, который начался после развала Союза. Везде надо платить деньги: в больницах, вузах. В мое время был такой случай: я ехал в поезде на учебу, оставил в купе свой чемодан и пошел в другой вагон к знакомым. Когда вернулся и пытался открыть чемодан, мои новые соседи спросили, почему я открываю чужой чемодан. А сейчас попробуйте так оставить свою вещь…
Руслан Тотров — журналист:
— Любимый фильм, конечно же, «Семейная драма». Он снят по сценарию моего отца. Заразительно весёлая картина. А ещё «Ласточки прилетели». Аслану Галазову удалось не просто снять самое пронзительное осетинское артхаусное кино, но и совершенно потрясающе передать состояние безысходности в душе мечущегося гения.
В нашей фильмотеке не хватает честных, жёстких и до наготы откровенных фильмов о событиях 1981 и 1992 годов. Лейтмотив обеих лент — удивительное единение осетинского народа и героическое самопожертвование простого человека.
Сослан Касаев, гендиректор РА «Зебра»:
— Тема истории осетинского народа — большая редкость в кинематографе. Любимых фильмов у меня два, и оба — классика. Один из них — «Хохаг» режиссера Мурата Джусойты. Правдиво снятый в историческом плане, чистый и правильный; это фильм о понятиях мужества, благородства и чести. Фильм «Чермен», снятый по сценарию одного из моих любимых осетинских поэтов и прозаиков Григория Плиева, про борьбу за свои права легендарного осетинского героя в исполнении замечательного Бибо Ватаева. Известных, исторических личностей с яркой биографией у нас немало, поэтому можно и нужно снимать документальное кино о них, например, о герое ВОВ Хаджимурзе Мильдзихове, который, будучи тяжело раненным в ногу и живот, продолжал вести бой. О писателях, таких как Сека Гадиев или Арсен Коцоев. Помимо документального кино, хотелось бы видеть качественные игровые художественные работы, снятые в Осетии. Замечательное кино можно было бы снять, например, по прозе Алана Черчесова.
Руслан Тедеев, министр госимущества и земельных отношений:
— Мне нравится фильм «Хохаг». Эта картина всегда оставляет очень яркие впечатления. Это школа для маленьких; в ней наглядно представлено отношение младшего к старшему. У нас не хватает исторических фильмов про скифов, сарматов, алан. Еще бы хотелось, чтобы были картины с переводом на осетинский. На мой взгляд, сегодня нужно снять фильм про культуру. Чтобы показать, что было, что есть и как нужно себя вести, как жить. Нужны картины с национальным, духовным уклоном.
Владислав Тотров, глава МО Ардонский район:
— Не могу конкретно сказать о каком-то одном любимом фильме. Мне больше нравятся фильмы, снятые в 70-80-х годах. Это настоящие шедевры: «Сюрприз», «Семейная драма», «Ах, любовь», «Во всем виновата Залина». Они мне импонируют тем, что сняты здесь с местными актерами, с учетом нашей ментальности и культуры, с красивой музыкой, гениальными композициями Феликса Алборова. Они близки по духу, теплые, передают нашу атмосферу быта, искрометного юмора. В то же время мне близки и современные картины. Есть очень интересные задумки и идеи, связанные с созданием новых фильмов, в частности, о ВОВ, которые были сняты и в прошлом году, и два года назад режиссером Сосланом Макиевым.
С учетом того, что наша современная субкультура поворачивается в геополитическом плане, идет глобальное смешение с чуждыми культурами, наблюдается отход от устоев. Поэтому ценность тех фильмов значительно возрастает в современное время.
Мне кажется, что у нас мало фильмов о глубокой исторической эпохе. Об аланах, о временах героизма. На таком материале можно было бы воспитывать подрастающее поколение. Это также поспособствовало бы формированию молодежного вкуса с учетом этно-культурного содержания.
Полагаю, что необходимо изыскать финансовую возможность написать хороший сценарий к фильму, отражающему культуру прежних эпох, этническую составляющую, героизм, агъдау и понятия, которые даже не имеют прямого перевода на русский язык. Тем более, когда речь идет о возрождении нашей культуры. И было бы неплохо снять фильм для молодых, чтобы при просмотре они задумались о сохранении культуры, но с преломлением на современный лад. Нельзя зацикливаться в оболочке только древнего восприятия нашей культуры. Меняется мир, естественно, меняется культура. Но при этом очень важно сохранить этнический стержень.
Гиви Валиев, режиссер:
— Любимый осетинский фильм — «Чермен». В нем собрано созвездие лучших артистов нашей малой родины. Фильм снят грамотно, это наша национальная драматургия. Сегодня не снимаются фильмы, и кинематография в Осетии умирает, несмотря на то, что у нас очень много хороших произведений под киносценарии. Например, роман Гаглоева «Пробуждение». Это величайшее произведение, на мой взгляд.
Сейчас нужно снимать фильмы о том, что мы забываем. Это традиции и культура, которая потихоньку уходит. Если мы хотим что-то передать будущему поколению, то это надо делать и через кинематографию. Нам передали огромный пласт знаний. Например, когда смотрю фильмы «Чермен» и «Фатима», понимаю, как мой народ одевался, знаю, что если женщина роняла платок, то вражда между мужчинами останавливалась. Это же не просто фильм. Это передача огромных кодов для будущего поколения.
Галина Тебиева, директор Северо-Кавказского филиала центра современного искусства:
— Я с удовольствием пересматриваю старые осетинские фильмы и считаю, что это гордость нашей культуры. Мечтаю, чтобы в Осетии появилось кино, хотя бы чуть-чуть похожее на то, что когда-то было. Очень печально, что в год кино ничего не произошло такого, что как-то бы оживило эту сферу. Надеюсь, мы когда-нибудь опять поднимемся на тот уровень.
Артур Чекоев, солист группы «Фидан»:
— Я люблю «Сюрприз» и «Ах, любовь». В этих картинах чувствуется почерк нашей осетинской школы. В фильмах хорошая игра актеров и постановка. В нашей фильмотеке не хватает чисто исторических фильмов дохристианской тематики. Сегодня нужно было бы снять фильм о проблеме отцов и детей. У нас большой разрыв поколений. Мы становимся чересчур современными и забываем, откуда вышли и кто наши предки.
Фатима Хабалова, декан факультета журналистики СОГУ:
— Конечно же, «Фатима». Он сделан очень талантливо, это касается и режиссуры, и операторской работы, и великолепной актерской игры. Сегодня не хватает картин современных, о жизни молодежи и их проблемах. Не хватает и лирических фильмов, которые интересовали бы именно молодое поколение. Сегодня нужно снять в первую очередь фильм о человеческих ценностях, отношениях. В наше время очень много агрессии и зависти, и я была бы рада, если бы кому-то удалось бы создать фильм, который показывал бы именно светлую сторону человеческих отношений.
Мадина Ходова, вице-спикер гордумы:
— «Ах, любовь». Великолепный актерский состав, и сюжет очень нравится. Он на грани юмора и лирики. Фильм передает отношение к жизни того времени. Вообще у нас много достойных фильмов на разнообразную тематику, просто надо обновлять фильмотеку. То, что есть, отражало эпоху, когда это все снималось. Сегодня необходимо было бы снять фильм о патриотизме и любви к родине.
Сослан Плиев, директор республиканского театра КВН:
— Фильмы советского периода отличные. Это «Семейная дама», «Сбереги башню», «Кольцо старого шейха», «По следам Карабаира» и другие. Каждый из них в своем жанре, но они все классные. Мне нравится и «Волшебная папаха». Картина снималась в тяжелое время для отечественного кино, но, несмотря на это, получилась отличная комедия. И все равно моим любимым фильмом остается «Сюрприз». Там абсолютно нереальная концентрация юмора, абсолютно точно выверены образы. Там нет ни одного лишнего кадра, и в нем есть хорошая мораль.
Не могу сказать, что фильмов какой-то тематики не хватает в осетинской фильмотеке. Были и комедии, и мюзиклы, и драмы. Было и эпическое кино, и картины про любовь. То есть вся жанровая линейка закрыта. А сейчас нужно снимать интересное кино, ведь все жанры хороши, кроме скучного. Любое кино, если оно нравится людям, хорошее. И не важно, про что оно снято.
Руслан Икаев, министр строительства и архитектуры:
— В осетинском кинемотографе есть очень хорошие картины: «Жизнь, ставшая легендой», «Фатима», «Горец», «Сюрприз» и др. А сегодня Осетии не хватает фильмов социальной направленности, фильмов с национальной идеей. В наше время это крайне важно.
Карина 15-Хадаева, Фатима 15-Макиева