Принятиe бюджeтa бoлee приoритeтнo, чeм вoпрoс, связaнный с рeфoрмoй судoв, — Зитa Бeсaeвa
Принятиe бюджeтa бoлee приoритeтнo, чeм вoпрoс, связaнный с рeфoрмoй судoв, — зaявилa ИA «Рeс» дeпутaт пaрлaмeнтa Южнoй Oсeтии oт пaртии «Ныxaс» Зитa Бeсaeвa, кoммeнтируя снятиe с пoвeстки дня зaсeдaния сeссии Пaрлaмeнтa вoпрoсa oб утвeрждeнии гoсбюджeтa нa 2017 гoд.
«Нa прeзидиумe был утвeрждeнa пoвeсткa дня с двумя вoпрoсaми, — этo принятиe гoсудaрствeннoгo бюджeтa на 2017 год и вопрос о назначении даты выборов президента, — сказала Бесаева. — Эти два вопроса были утверждены президиумом с повесткой дня к сегодняшней сессии. Однако заседание сессии сегодня в назначенный час не состоялось, оно было перенесено на три часа. Накануне к повестке дня был добавлен еще закон о судебной реформе, связанный с упразднением Высшего Арбитражного суда, который не был озвучен на президиуме. Сегодня в три часа, когда мы подошли, нам раздали повестки, где значился только один вопрос. С повестки дня был снят вопрос о бюджете».
Бесаева отметила, что только депутаты на сессии парламента имеют право снять вопрос с повестки дня.
«Было процедурное нарушение, на которое мы указали, потому что повестка утверждается президиумом, который тоже является коллегиальным органом, и он принял решение о том, что бюджет выносится на рассмотрение сессии, — сказала Бесаева. – Конечно, мы были удивлены, когда на повестке был единственный вопрос, и естественно, среагировали на это, указав на нарушение Конституции и внутреннего регламента, который определяет внутренний порядок работы парламента. И именно в соответствии с этим регламентом только сессия, а сессия — это все депутаты всех 4-х представленных в парламенте партий, которые принимают решение либо о снятии с повестки дня какого-нибудь вопроса, либо об его рассмотрении».
Бесаева подчеркнула, что в ответ на это был дан неаргументированный ответ.
«Депутаты фракции “Единая Осетия” ссылались на то что Высший Арбитражный суд не реорганизован, то есть, не проведены соответствующие ликвидационные мероприятия, которые должны были осуществляться в соответствии с Законом о внесении изменений в Конституцию поправок еще в 2014 году, и в связи с этим раз уже в бюджете отражен Высший Арбитражный суд, партия “Единая Осетия” считает, что это нарушение закона, — сказала Бесаева. — Но мы прекрасно понимаем, что именно поправки от 2014 года определяют, что Высший Арбитражный суд функционирует и исполняет свои обязанности до тех пор, пока не будут проведены ликвидационные мероприятия до конца. И мы не увидели смысла по крайне мере в том, чтобы не принимать бюджет.
Нами было озвучено, что бюджет является главным финансовым документом, и принятие бюджета более приоритетно, чем вопрос, связанный с реформой судов.
Также было указано на то, что такой бюджетный кризис каким-то образом для нас кажется искусственным, потому что разрешить эти спорные вопросы по суду они могли до рассмотрения бюджета, то есть в течение прошлого года этот вопрос стоял, и он мог бы быть разрешен с помощью создания согласительной комиссии по инициативе парламента, по его обращению к президенту, но такого не было, и нам не понятно, почему этот вопрос возникает именно сейчас, когда необходимо принимать бюджет».
По словам Бесаевой, было озвучено, что непринятие бюджета имеет определенные негативные последствия.
«Как озвучила министр финансов Аза Хабалова, проведение выборов тоже может быть затруднено, потому что их финансирование невозможно, если бюджет не будет принят, — подчеркнула Бесаева. — Я думаю, и деятельность многих направлений определенных сфер будет затруднена в связи с финансированием, фактически по некоторым направлениям правительство не сможет осуществлять свои полномочия.
Мною было отмечено, что возможно было принятие бюджета еще в конце 2016 года без эксцессов, принятие его в том виде, в котором он был представлен, а уже на этой же сессии принять решение о создании согласительной комиссии с обращением к президенту именно по созданию этой комиссии для того, чтобы решить вопрос, связанный с судебной реформой или же принять его в нескольких чтениях, потому что наш регламент предусматривает, что бюджет может быть рассмотрен в нескольких чтениях.
Но, к сожалению, таких мер не было принято, и мы считаем, что идет искусственное нагнетание ситуации в связи с непринятием бюджета, потому что мы не видим основания для того, чтобы бюджет не принимался».
По словам Бесаевой, спикер парламента ссылается на закон, который был принят в 2014 году, говоря что идет нарушение закона.
«Хотя у нас обратное мнение, мы считаем, что никакая норма не нарушается, потому что как я уже сказала, этот закон определяет деятельность Высшего арбитражного суда до конца проведения ликвидационных мероприятий, — уточнила Бесаева. — Эти мероприятия еще не доведены до конца, и поэтому Высший Арбитражный суд, конечно, должен оставаться Высшим Арбитражным судом до тех пор, пока он не реорганизован.
Но есть еще другие возможности, — этоприостановить действие этого закона или отменить его полностью, и у нас проблем не будет, но я не вижу проблем, как и все другие партии посчитали правильным рассмотрение на этой сессии этого вопроса, и были возмущены тем, что в повестке дня не стоит вопрос рассмотрения бюджета, а те аргументы, которые были приведены спикером парламента, мы считаем не достаточно аргументированными».
Зита Бесаева отметила, что решение вопросов должно быть коллегиальным.
«Депутаты всех партий должны принимать решение по таким вопросам, и единоличное мнение одной партии или одного лица нарушает и Конституцию и действующее законодательство, — подчеркнула Бесаева. — Оно не приемлемо, парламент это коллегиальный орган и только коллегиальный орган в составе всех 4-х партий обязан принимать соответствующее решение. Такого решения не было, и мы считаем, что наши права нарушаются, нас ограничивают в наших правах.
Я считаю, что государственные вопросы и приоритетные вопросы для нашего государства, одним из которых является, конечно, принятие бюджета. Тут необходимо понимать, что этот документ важен для республики, потому что его непринятие создаст трудности исполнительной власти в осуществлении своей деятельности в полном объеме».
Мнение депутатов других партий, по словам Бесаевой, должно учитываться.
«Обсуждение этих и других вопросов не должно быть только лишь в кругу депутатов «Единой Осетии», — заявила Бесаева. — Мы указали на то, что откинуты от процесса обсуждения, с нами не считаются , не выслушивают наше мнение, и мы считаем это огромным нарушением и притеснением депутатов других партий , то есть меньшинства, и указываем на то, что если при рассмотрении таких важных вопросов, касающихся государственной важности не будет соблюдена процедура, то мы все три партии отказываемся участвовать в этих сессиях , потому что все решения принимаются вместо нас .
Мы готовы принять бюджет в том виде, в котором он был представлен, и считаем, что есть пути выхода из этого кризиса, однако наши предложения не услышаны. Есть мнение у “Единой Осетии”, которая сама принимает решение по этим вопросам, а озвучивать это от имени парламента мы считаем не корректным, потому что три партии не солидарны с «Единой Осетией» по этим вопросам».