Пeрвaя встрeчa нoвыx прeзидeнтoв Приднeстрoвья и Мoлдoвы Вaдимa Крaснoсeльскoгo и Игoря Дoдoнa дaлa oпрeдeлeнныe рeзультaты, нo oстaвилa и вoпрoсы oтнoситeльнo тoгo, кaк дaльшe будут рaзвивaться oтнoшeния мeжду Кишинeвoм и Тирaспoлeм. Oб этoм – в aвтoрскoй кoлoнкe нaшeгo aгeнтствa.
Встрeчa, сoстoявшaяся в Бeндeрax 4 янвaря, пoпaлa в пoлe зрeния практически всех ведущих российских СМИ – Первого канала, РИА «Новости», РБК, «Коммерсанта», «RT». Некоторые назвали ее исторической. И, наверное, не без оснований – главы ПМР и РМ не встречались 8 лет. Последняя встреча была 24 декабря 2008 года, когда президентами являлись еще Владимир Воронин и Игорь Смирнов. Николай Тимофти же, став главой РМ, интереса к Приднестровью (впрочем, как и ко многому другому) не проявлял, вспоминая о нем лишь тогда, когда надо было сделать очередное заявление о выводе российских войск.
От первой за столько лет встречи президентов трудно было ждать какого-то одномоментного и глубокого прорыва. И, тем не менее, Вадим Красносельский и Игорь Додон не просто пожали друг другу руки и не только, как говорится, «установили контакт», но и коснулись тех проблем, которые так и не удалось разрешить в 2016 году. Это, прежде всего, признание приднестровских дипломов и номерных знаков, земельные споры, проблемы железнодорожного сообщения через ПМР, пересмотр уголовных дел, возбужденных по политическим мотивам против представителей Приднестровья. То, что новые президенты сразу перешли к конкретике, – однозначный плюс.
Хорошо и то, что у молдавской стороны на этот раз не было традиционно негативной риторики относительно миротворческой операции на Днестре. Напротив, Игорь Додон обратил внимание, что работу главного миротворческого органа – Объединенной контрольной комиссии – нужно разблокировать.
В целом по итоговым брифингам было заметно, что и Красносельский, и Додон итогами первой встречи удовлетворены и хотели бы развить успех в том, что касается социально-экономической проблематики. Как отмечало ИТАР-ТАСС, президент Молдовы, например, выразил надежду на новую встречу, где речь уже пойдет о конкретных решениях и сроках их реализации. «Задача поставлена – граждане по обе стороны Днестра должны увидеть конкретные результаты в течение 2017 года», — написал глава РМ в Facebook.
И вот здесь начинаются вопросы. Главный из них – как Игорь Додон сможет обеспечить выполнение этих решений? Относительно Вадима Красносельского такого вопроса не возникает – у него полноценные конституционные полномочия главы государства. Что же касается президента РМ, то это, как выразился в своем совсем свежем послании к Дональду Трампу лидер молдавской Демпартии Влад Плахотнюк, «церемониальный в основном пост, с ограниченной конституционной властью и недостаточным влиянием на внешнюю политику». То есть налицо дисбаланс президентских полномочий и, соответственно, возможностей.
Вполне можно поверить в то, что Игорь Додон хочет сдвинуть что-то в молдо-приднестровском урегулировании. Пусть не горы, но хоть что-то. Однако уже сегодня можно сказать, что любая его попытка сделать это, похоже, столкнется с обструкцией большей части молдавского политического класса. И это коснется даже таких простых вещей, как, например, апостилирование дипломов Приднестровского госуниверситета.
Уже видны первые признаки непонимания между Додоном и правящим большинством. Как считает почетный председатель Демпартии Дмитрий Дьяков, президент РМ делает по отношению к Приднестровью «многочисленные заявления, которые слишком щедры и оптимистичны». Думается, если Додон станет настаивать на своих инициативах по сближению берегов Днестра, мы услышим еще более резкое осуждение и других молдавских политиков и чиновников, близких к правящей в РМ коалиции.
Правая оппозиция во главе с Майей Санду, в свою очередь, уже прямо обвиняет молдавского президента в грубом нарушении конституции РМ и заявляет, что он предлагает «фальшивые решения проблем, которые даже не входят в его компетенцию». Тут и до уличных протестов недалеко.
И у молдавского экспертного сообщества, похоже, Додон не найдет понимания. Кишиневские политические эксперты и представители гражданского общества, прежде всего из тех, кто близок к действующей власти и к правым партиям, осуждают президента РМ, среди прочего, за то, что он призывал признать вину молдавских властей в разжигании войны 1992 года. И практически все они против каких-либо существенных компромиссов в отношениях с Приднестровьем.
В общем, на наш взгляд, несмотря на оптимистичный настрой после первой встречи, Игорю Додону и Вадиму Красносельскому предстоит преодолеть немало сложностей, чтобы добиться какого-то видимого результата в 2017 году. И сложности эти будут исходить от молдавской стороны. Может случиться так, что Додону будет гораздо труднее договариваться с «собственным» правительством и парламентом в Кишиневе, чем с Приднестровьем.
Отметим также, что для решения даже таких простых вопросов, как признание приднестровских дипломов или номерных знаков, скорее всего, потребуется и воля европейских посредников, которые в первую очередь могут повлиять на нынешнюю правящую коалицию в РМ. Однако в то же время и этой воли может не хватить. Как известно, германское председательство в ОБСЕ, которое выглядело в начале 2016 года очень многообещающе и с которым связывались реальные перспективы, так в итоге, по большому счету, ничего и не добилось от Кишинева.
Павел Уваров