Иллюзия здравоохранения

«15-й Рeгиoн» вмeстe с министрoм здрaвooxрaнeния Миxaилoм Рaтмaнoвым oцeнил сoстoяниe Нузaльскoй бoльницы.

Нузaльскaя бoльницa смoтрит нa Трaнскaм сквoзь плaстикoвыe oкнa. Этo, пoжaлуй, eдинствeннaя «рoскoшь» нa стaрoм тeлe мeдучрeждeния. Чeрeз дыру в лeстничнoм прoлeтe мeжду втoрым и пeрвым этaжoм гoстeй с любoпытствoм рaзглядывaeт мeдсeстрa. Рeaкция нa приeзд министрa здрaвooxрaнeния неоднозначна. Выражение лиц у медработников неоднозначное: кто-то смотрит настороженно и с опаской, кто-то с неподдельным восторгом.

Сотрудников здесь, к слову сказать, в два раза больше, чем пациентов. Первый этаж пустует. Второй скорее жив, чем мертв: там лежат 5 пациентов. На вопрос о здоровье они почти хором ответили "терпимо". Этим же словом можно охарактеризовать состояние самой больницы и качестве услуг, оказываемых здесь. На отмеченных плесенью стенах пожелтевшие советские плакаты и написанные от руки памятки. Синяя краска облупилась и оголяет деревянный пол, дырка в потолке заботливо закрыта куском картона. В палатах ждут своих пациентов оголенные скрипучие сеточные кровати. На двери лаборатории амбарный замок. Около нее одиноко стоит чья-то баночка с анализом. В оперблок уже давно не ступала нога анестезиолога. Да и современных условий для проведения операции здесь нет. Контрастирует с операционной санузел, где царит буквально царское убранство. Такое расставление приоритетов как минимум вызывает грустную улыбку.

К нашему удивлению, неподалеку находится кухня, где четыре работника готовят обед на пятерых пациентов. Они являются завершающим штрихом ко всей иллюзии здравоохранения в этом учреждении.

Вопрос о том, быть Нузальской больнице или не быть, поднимался в последние 10 лет с завидной частотой. Причем вектор власти на сей счет менялся так же часто, как и сами профильные чиновники. И каждый раз, наступив одной ногой в оптимизацию, медучреждение чудом спасалось. Еще два года назад в СМИ прошла информация о том, что на месте больницы в Нузале решено строить детский противотуберкулезный санаторий. Произвели расчеты, признали место климатически благоприятным. Однако такая перспектива совсем не приглянулась жителям высокогорных сел Алагирского района. На защиту медучреждения пошли все причастные: местная власть, медики и простые жители. Отстояли. Причем не первый раз. Но отогнать тучи от учреждения навсегда вряд ли получится. Пока больница находится в статусе структурного подразделения Алагирской ЦРБ и спокойно доживает девятый десяток. Став придатком более крупного медучреждения, она, как гиря, тянет ее вниз: кредиторская задолженность Нузальской больницы растет в геометрической прогрессии и уже составляет 27 млн рублей.

По сути оказываемая здесь помощь ничем не отличается от условий того же ФАПа, только вот на содержание штата и оплату услуг ЖКХ здесь уходит в разы больше средств. Диагноз у учреждения безрадостный. Стремительно убывающее население высокогорных сел не оставляет больнице шансов. Она обслуживает 2500 человек из горных сел района. 544 из них — дети. Сюда же в случае необходимости могут доставлять работников строительства Зарамагской ГЭС-1, дорожников, обслуживающих Транскам, и туристов Цейского ущелья. Министр поясняет, что на такое количество людей должна быть одна амбулатория, два фельдшера и врач. Все это говорит о том, не далек тот день, когда медучреждение вместе с Зарамагской и Верхне-Згидской больницей ляжет на полку истории.

Ликвидация сельских больниц — это своего рода жертвоприношение более крупным. В данном случае она помогла бы Алагирской ЦРБ ежегодно экономить 8 млн рублей. Но пока это только возможное решение, так как Нузальскую пародию на больницу просто нечем заменить — в селах нет современных ФАПов. Амбулаторное звено, прежде всего, нуждается в автотранспорте.

«Если насытить республику транспортом, то от части этих учреждений можно просто отказаться», — говорит Михаил Ратманов.

По его словам, уже идут торги на закупку машин для этих целей. Это позволит фельдшерам оперативно реагировать на звонки жителей сел и оказывать первую помощь.

Остается вопрос состояния этих фельдшерско-акушерских пунктов. В идеале они должны быть типовыми и включать все условия для нахождения там фельдшера. На деле — это плохо отапливаемые помещения без каких-либо коммуникаций. Поэтому медработники отказываются находиться на своем посту постоянно. Решить последнюю проблему пока не представляется возможным: ни у минздрава, ни у района на эти цели денег нет.

Вопрос о том, куда девать стационарных больных, тоже продуман: будет действовать медицинский извоз. На ежедневных утренних автобусах больных будут доставлять до Алагирской ЦРБ и владикавказских больниц, где им смогут оказать более качественную медпомошь с диагностическими исследованиями и консультацией узких специалистов. Автотранспорт для этих целей тоже в стадии закупки.

Несколько стационарных коек можно было бы сделать при Мизурской поликлинике. Здесь же базируется скорая помощь. Это 6 км от Нузала. Но тут опять вопрос упирается в тупик — в состояние поликлиники. Щербатый пол, потрескавшиеся стены и недостаток освещения создают гнетущее впечатление. Одинокая лампочка в коридоре как символ захолустья. Пятница, разгар рабочего дня, а в коридорах пустота. В лаборатории за день взяли всего 10 проб крови.

«Педиатр здесь хороший, чего нельзя сказать о всех остальных»,- говорит главврач Алагирской ЦРБ Александр Цомаев.

Узкие специалисты и узисты приезжают сюда по четвергам. Кадров не хватает. Но людей можно понять: никто не хочет ехать на 0,5 ставки в Мизур. Более или менее оживленно только в кабинете педиатра и стоматолога. Слабо верится в расцвет этого учреждения. Нет ни денег, ни кадров. Долго ли жители будут пользоваться медуслугами уровня полувековой давности тоже не известно. Система здравоохранения высокогорных сел Алагирского района нуждается в детальном анализе и переменах. А пока о современных условиях медицины горцам остается только мечтать.

 

Алина 15-Алиханова, фото: Константин 15-Фарниев




Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.