Осетинский фынг учит уму-разуму

Виктoр Бязрoв, oxрaнник ЧOП «Элeктрoцинк» — Фoрмулa бeзoпaснoсти», eщe нe учaствoвaл в зaвoдскoй «Ярмaркe рeмeсeл». И зря. Издeлия из дeрeвa, вырeзaнныe eгo рукaми, мoгут стaть укрaшeниeм любoгo дoмa.

Нaступилo врeмя, кoгдa из наших интерьеров начали исчезать штампованные безликие изделия — сегодня хочется иметь пусть одну, но уникальную вещь. Как те, которые делает Виктор. Их особенность — в полной аутентичности. В материале, инструментах, орнаменте — все это традиционное, осетинское. Они становятся не только украшением дома их обладателя, но и полностью утилитарными. Они к месту на любом столе, включая праздничный.
Медовая тарелка
Какая осетинская свадьба может обойтись без этого атрибута! Некоторое время назад исконно осетинские тарелки из дерева с миниатюрными деревянными ложками заменили на современные фарфоровые. Или тот же резной ритуальный пивной сосуд «бёгёныйы къус», который и сегодня используется для вознесения первой молитвы Богу и освящения трех пирогов, стали предлагать в керамическом варианте. Виктор своими работами возвращает традицию и делает это очень деликатно, без вольностей. Пивной сосуд получает ручки именно с тем орнаментом, который был создан нашими предками и который мы уже стали забывать. Медовая тарелка — с миниатюрными ложечками принятой много веков назад формы. Все остальное — просто тарелки, солонки, хлебницы — тоже не отходят от древних канонов.
Инструменты
Стамески разной формы, ножи, ложечники и другие инструменты достались Виктору от отца. Любовь к дереву — тоже от него. Хотя специально отец сына не обучал, но в памяти осталось многое из того, что он делал. В пятнадцать лет Виктор почувствовал, что ему хочется попробовать себя в этом. Начал делать какие-то простые вещи. Когда пришло время определяться с профессией, то, естественно, выбрал ту, которая была связана с деревом — поступил в профессионально-техническое училище на отделение, где готовили столяров. Работать по выбранной специальности почти не пришлось — течение жизни не всегда идет по назначенному нами курсу. А вот желание заниматься делом, которое нравилось, не пропало.
Материалы
Виктор отдает предпочтение липе. Говорит, что эта древесина прекрасно «слушается», способна передать его задумку, отразить настроение и, главное, навсегда останется в той форме, которую ей придали. К тому же, липа в республике — дерево распространенное и найти ее несложно. Обработка готового изделия проходит по старинному рецепту. Кипятится подсолнечное масло, затем в нем растворяется кристализованная сажа, добытая из печной трубы. Ее количество зависит от того, насколько насыщенным должен быть цвет изделия. Больше кристаллов — изделие становится темно-коричневым, если меньше — принимает цвет светлого меда. Через месяц, отведенный на сушку, можно толочь чеснок в липовой ступке, заполнить солонки, хлеб подавать в легкой хлебнице.
Семейный артефакт
«У меня нет таланта резчика. Я делаю обычные вещи, которые нужны в быту», — говорит Виктор. Но кто знает, какую память сохранят о нем и его эпохе эти самые простые солонки, тарелки, ступки. Он же вспоминает и гордится одним из своих предков, память о котором хранит старый фынг. Виктор — его обладатель в шестом поколении, и можно представить, скольких Бязровых этот неказистый с виду столик узнал за двести лет, какое великое множество жизнеутверждающих тостов слышал, и при этом до сегодняшнего дня не утратил своего сакрального для каждого осетина значения. «Ремесла — эта наша материальная культура, и ее можно сохранить, делая самые простые вещи», — уверен Виктор.

Анна Савельева

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.