Надо школе

«Дoбрoвoльныe рoдитeльскиe взнoсы» нa сoздaниe бoлee кoмфoртныx услoвий для учaщиxся стaли чeм-тo нeoтъeмлeмым oт систeмы oбрaзoвaния.


Мнoгиx этo ужe нe вoзмущaeт, тaк кaк пoбoры стaли нoрмoй для сoврeмeннoгo oбщeствa. Мысль o тoм, чтo зa xoрoшиe услoвия, рaзвлeчeния и дaжe oтнoшeниe учитeлeй нужнo плaтить, зaклaдывaeтся в сoзнaниe родителей еще с тех пор, как их чада попадают в детские сады. Спорить с мыслью, что на детях не экономят — вроде бы признак малодушия, и взрослые покорно раскрывают кошельки. Есть, конечно, и те, кто немного повозмущается, отдавая дань образованию. Есть и те, кто мило улыбнется присутствующим на родительском собрании, но обязательно где-нибудь обсудит «обдираловку». И лишь единицы открыто пойдут против системы. В основном потому, что у них нет другого выбора. В таких семьях еле сводят концы с концами и, как правило, бывает не один ребенок.

Они в принципе понимают, что возможно школа и нуждается в улучшении материально-технической базы, ремонте кабинетов, благоустройстве территории, а их ребенку не помешали бы дополнительные образовательные услуги. Но реалии этих семей таковы, что они вынуждены жить по законам экономии и экономики. Если исходить из того, что неполных семей, в которых по одному-два ребенка, в республике немало, а средняя заработная плата 15-18 тысяч рублей, то отказ родителей нельзя рассматривать как жадность. Они до последнего стараются идти в ногу с системой и не выбиваться из толпы, отдавая при этом последнее. Все эти финансовые жертвы они готовы положить на алтарь образования, лишь бы его ребенок не стал изгоем в классе, где принято приносить дары.

Очень маленький процент тех, кто принципиально отказывается от уплаты взносов, указывая на то, что они все именуются как «добровольные». В числе таких «камикадзе» Инара Бедоева. Ее дочь учится в СОШ №42 всего полгода, но за это время родительский комитет класса успел собрать по 5 тысяч рублей на всевозможные «надо школе». Педагог по образованию, она отказывается понимать, почему подготовку к праздникам школы дают на откуп агентствам развлечений, а их оплату перекладывают на родителей. Не понимает она и почему они должны платить за то, что школам должны предоставлять власти.

«Почему приобретение всех этих вещей легло на плечи родителей? Почему мы суём эти конверты везде, куда они влезают? Пусть нам, родителям, скажут официально, что средств на содержание школ нет, и без вашей помощи их закроют», — говорит Инара Бедоева. Можно было бы наказать вымогателей. Вот только чаще инициируют поборы представители родительских комитетов. Ирина приводит список того, что, по мнению того же комитета, должны приобрести родители. В этом списке значится шкаф на всю стену, лампы, жалюзи, комплект мебели и другое. Отдельным пунктом прописаны денежные подарки на Новый год для классного руководителя и директора. Итого от всего класса требуется сумма в 111 тысяч рублей.

«Мне в сентябре было сказано, что если я не сдам деньги, то мой ребёнок не будет вешать свои вещи в классный шкаф»,— поясняет Инара.

Свое мнение она выложила в соцсети, и пост получил широкий отклик. Многие поддерживали Инару Бедоеву, говорили, что подобная картина наблюдается повсеместно, однако называть школу и класс и не рисковали.

«Когда мой ребёнок пошёл в первый класс, нам сказали купить парты. У меня, конечно, было недоумение по этому поводу. Но что делать, ребёнку сесть негде. Скинулась так же, как и все родители», — пишет одна из пользователей фейсбука.

Другая рассказала, что в классе ее ребенка до 1 сентября вынуждены были заменить столешницы парт, иначе дети испортили бы свою новую форму. Еще одна читательница поста выразила мнение, что нужно отменить родительские комитеты.

«Сейчас все делается руками родителей, поэтому некого и не к чему привлекать! Как только не станет рук родителей, все станет на свои места. В данный момент школы не финансируют, ибо знают «зачем напрягаться», сами справятся всем народом! А когда все будет сыпаться на голову директору и детям, тогда быстро найдутся средства», — пишет она.

А вот еще одна история: «Недавно позвонила возмущенная комитетчица и нервно прокричала, что не намерена сдавать деньги вместо меня. А разве я прошу? В итоге я не сдала и сына начали третировать».

Исполняющий обязанности министра образования Ирина Азимова, узнав о ситуации, сказала, чтобы родители не боялись обращаться по поводу таких поборов в минобр и прокуратуру. В свою очередь, она заверила, что в обиду детей, чьи родители будут приводить факты поборов, ведомство не даст.

«Нам нужно вместе с родителями выступать против всего этого. С инициативой о всевозможных сборах выступают те родители, которые могут из семейного бюджета выделить необходимую сумму, и им все равно, в какой ситуации находится другая семья и другой ребенок. Мы готовы проверять и наказывать те коллективы, которые будут притеснять детей», — пообещала Азимова.

Ситуация со школьными и детсадовскими поборами носит масштабный характер. Год назад один из случаев стал новостью федерального значения. Тогда трехлетнему воспитаннику одного из детских садов Бердска Новосибирской области родительский комитет запретил играть в игрушки, купленные на деньги родителей других детей, а его имя вывесили на «доску позора».

Очень надеюсь, что до такого мы не дойдем…

 

Алина 15-Алиханова

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.